ОМСК. Чтобы сердце не превратилось в лед

Выпуск №6-236/2021, В России

ОМСК. Чтобы сердце не превратилось в лед

Сегодня почему-то прочно утвердилось мнение, что детей прежде всего нужно развлекать. Мультики с телеэкрана и с просторов интернета несут исключительно развлекательную цель. Задавать жизненные ориентиры не модно, а значит, ненужно. И, пожалуй, только в театре современные дети могут встретить настоящие сказки, которые заставляют задуматься, что помимо тебя, есть еще и другие люди. И подсказывают: помогая другому, ты для себя делаешь гораздо больше.

Две новогодние постановки Омского театра «Студия» Любови Ермолаевой - «Новый год для малышей» и «Снежная королева» - как раз об этом. Для самых маленьких Елена Устинова поставила спектакль по мотивам румынской сказки про солнышко и снежных человечков. В двух шагах от малышей, которые вместе с родителями рассаживаются прямо на сцене, бабушка с дедушкой разыгрывают кукольный спектакль про снеговика и солнышко.

- Малышам сложно, когда персонажей много, потому вместо нескольких снежных человечков у нас один снеговик, - поясняет режиссер.

Но сначала, разумеется, с помощью маленьких зрителей бабушка с дедушкой наряжают новогоднюю елку. Ведь это спектакль-праздник. Потом начинается зимняя сказка: «Это было давно. На дворе стояла зима, белая, сверкающая...  Повсюду - на земле, на крышах и на деревьях лежал белый серебристый пух». В общем, было так холодно, что Снеговик, которого слепили ребятишки, неожиданно ожил. Очень этому обрадовался и отправился в путь: надо попросить солнышко не приходить, ведь ворона сказала, что тогда он растает. В лесу потешному Снеговику встречаются белочка, трусливый зайчишка, медвежонок - все замерзли, у всех кончились запасы... Он отдает замерзшим зверушкам шапку и шарф, а голодному зайцу - морковку, приспособив в качестве носа шишку. Снеговик уже не радуется зиме: «Как может быть хорошо, когда другим плохо?». И просит ворону поторопить солнышко.

Небесное светило появилось, Снеговик растаял, но на этом месте тут же вырос улыбающийся подснежник. А зимой снова будет снеговик - Дед Мороз заверил малышей, что хорошо с ним знаком.

- Я искала именно зимнюю историю и хотелось, чтобы она была простой по содержанию, но глубокой по смыслу. Тут герои знакомые и любимые маленькими детьми: зайчик, белочка, медвежонок, ворона... Эта сказка с грустным концом, но, как и все хорошие сказки, очень мудрая! Может, сейчас малыши и не поймут всего, но обязательно запомнят Снеговика, который захотел, чтобы всем было хорошо!» - рассказывает Елена Устинова.

«Снежная королева» в постановке томского режиссера, заслуженного деятеля искусств РФ  Натальи Корляковой - это, скорее, мистерия, которая многое может открыть и взрослому зрителю. Автор инсценировки, актер театра «Студия» Виталий Романов адаптировал текст Андерсена для юных зрителей. А кроме того, написал для спектакля и тексты песен.

Получилось яркое и музыкальное сказочное действо на искрящемся фоне цвета зимней синевы. Сначала летящий снег, потом - театр теней. В красном свете кривляется уродливый тролль, сделавший зеркало, в котором все прекрасное становится безобразным, звенит разбитое стекло: «С тех пор прошло много лет, но осколки зеркала все еще летают по свету».

Но тут же появляются ангелы в белых одеждах: расставляют красивые домики со светящимися окнами, изображая город, в котором происходит действие, сыплют на них снег. И говорят: «А давайте забудем про страшное». И начинается новогодняя сказка. Кай несет на плече елку, а в мансарде зимой цветут розы...

Ангелы участвуют в этой истории не только в качестве зрителей: они держат вырезанное из бумаги окошко с морозными узорами, в которое смотрят Кай (Александр Тихонов) и Герда (Ольга Постоногова).

И вот заколдованный Кай раздраженно отталкивает Герду. Малыш, сидящий на соседнем со мной ряду, шепчет маме: «Его заколдовали». А взрослый человек видит легко читаемые символы. Уютный теплый дом и мир вечной зимы, в котором царствует величественная и прекрасная Снежная Королева, внезапно пересекаются. Ледяная королева (Ирина Разумова) манит мальчика сверху (действие происходит в двух пространствах, на двух уровнях), из другого мира. И Кай идет к ней. Сколько бы Герда не пыталась его удержать...

Вместо цветущих роз - розы замерзшие, вместо радости - печаль. Заботливая Бабушка (Лариса Дубинина) сидит, обняв Герду. Но что она может сделать? Только чай с лимоном предложить... А Герда настроена действовать: она надевает пальто, шапку и выбегает в метель.

В следующей сцене девочка буквально падает от усталости - ведь она в пути уже несколько месяцев. Рядом с ней кружатся в танце фигуры в узорных зеленых плащах, в цветочных венках и золотых масках. Хозяйка волшебного сада (Анна Сосой), милая дама в шляпе, украшенной цветами, совсем не похожа на Снежную Королеву. Она вообще фею ничуть не напоминает - просто прекрасная садовница, которая относится к измученной девочке с участием. Но прекрасный сад оказывается зловещим - это сад забвения. Оказывается, цветы когда-то были людьми, но решили забыть свою прежнюю жизнь, в которой было столько страданий и окунулись в радость и веселье. Урок первый: если жить одним весельем, забудешь самого себя.

Все персонажи очень яркие, и встреча с каждым из них что-то открывает для юных зрителей. Прекрасные Цветы, позабывшие, кем они были изначально. Весьма милое семейство ворон, Карл и Клара. Принцесса (Екатерина Романив), вроде бы совершенно гламурная, выражаясь современным языком, особа, но какое участие она проявляет, столкнувшись с чужой бедой. Урок второй: люди не всегда такие, какими кажутся.

Следующая сцена еще раз напоминает об этом. Маленькая Разбойница (Полина Романова), которая не расстается с пистолетом и заставляет плясать под свою дудку всю банду разбойников, делится едой с Гердой и помогает ей отправиться дальше на север. Перед расставанием такие разные девочки обнимаются как сестры...

И вот Герда уже во владениях Снежной Королевы. Северный олень просит мудрую Лапландку колдовством сделать девочку сильнее, но та отвечает: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Разве ты не видишь, как велика ее сила?» Герда, узнав, что Кай совсем рядом, убегает из дома Лапландки босиком. Путь ей преграждает свита Снежной Королевы и сразу становится ясно, что царство ледяной королевы - это царство мертвых, откуда не возвращаются. Поднимается метель (ее изображает колеблющаяся ткань). Герда идет вперед, борется с незримым ветром. Противостоять стихии человеку очень сложно, и только любовь может дать силы. Падает и снова встает. А потом ее все-таки накрывает снежная пелена. И тогда вмешиваются ангелы, они отогревают смелую девочку...

Но Кай во дворце Снежной Королевы совсем не рад названой сестре. Ведь он ее просто не узнает. Герда плачет, и ее слезы растапливают осколок льда, попавший Каю в сердце. Теперь Снежная Королева над ними уже не властна. И звучат главные слова: «Сердце может превратиться в лед и без волшебства, стоит лишь стать равнодушным и жестоким». То есть, такой человек перестает быть самим собой. В спектакле это показано весьма наглядно.

Потом будет дом, улыбающаяся бабушка, цветущие розы... И финальная песня, в которой несколько раз повторяются слова «мир исцеляет любовь» (автор музыки Степан Пономарев (Томск), текст Ирины Яблоковой). Так магия театра позволяет поведать юным зрителям о самом главном, при этом обойдясь без скучного морализаторства.

Фотогалерея