СЕРПУХОВ. Обыкновенное житейское чудо…

Выпуск №6-236/2021, В России

СЕРПУХОВ. Обыкновенное житейское чудо…

Впервые со времен выхода на экраны комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!» появилась пьеса, на мой взгляд, сопоставимая с новогодним шедевром Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, в том числе по художественному уровню и романтическому духу. По пьесе Николая Антонова, которая называется «Хочу жить в Париже», в Серпуховском музыкально-драматическом театре в конце января с большим успехом прошла премьера комедии с элементами караоке «Причудливые странности любви» в постановке художественного руководителя Павла Цепенюка.

У пьесы интригующее начало. Под Новый год главной героине Ольге Серовой, которую очень убедительно сыграла Татьяна Чурикова, из Чехии по телефону делают предложение, от которого трудно отказаться. Но еще труднее поверить в то, что это не розыгрыш: ведь ей предлагают провести новогодние каникулы в Карловых Варах за счет принимающей стороны. Ольга прилетает в пятизвездочную гостиницу чужой страны, не понимая, кого она должна благодарить за столь неожиданное и приятное путешествие.

В Карловых Варах ее встречает любезный «Дед Мороз» по имени Серж, который, как выяснится впоследствии, является владельцем отеля. После череды перипетий новогодний сюрприз начинает обретать вполне осязаемую ностальгическую форму, и Ольга узнает в Серже Сергея, который безответно любит ее многие годы. Однако героине трудно ответить ему взаимностью, поскольку пятнадцать лет назад, в такую же новогоднюю ночь, она, как ей кажется, навсегда потеряла веру в любовь.

Сергей Ургансков, который играет своего драматургического тезку, неподдельной искренностью и романтическими поступками заставляет поверить в то, что Ольга его обязательно полюбит. Его нельзя не полюбить! Столько лет он ходил по ее следам, тайком наблюдал за окнами, мечтал о встрече и приближал ее. Он так и не смог забыть ту, которая рыдала на его плече в новогоднюю ночь пятнадцать лет тому назад из-за неразделенной любви.

Во втором действии один за другим на сцене возникают эпизоды из прошлой жизни героев и персонажи давно минувших лет: Глеб (Родион Баулин) - безответная любовь Ольги, сексуальная разлучница Наталья (Юлия Исаченко)... На протяжении всего действия Ольгу опекает обаятельная подруга Рита (Ольга Синельникова), которая не расстается с телефоном, засыпая главную героиню женскими советами. Простодушный юмор Риты вызывает добрый и дружный смех в зрительном зале.

В третьем действии зритель наблюдает, как разительно изменился характер бывшей жены Сергея Вики (Елизавета Костиди). Из романтической девочки в розовой курточке она вырастает в жесткую даму в норковой шубе, которая намерена забрать бизнес Сергея, используя подписанный когда-то в шутку брачный контракт. И мы видим, какой безжалостный отпечаток наложил на нее разрыв с мужем. Появление в финале спектакля студента, влюбленного в Вику (Даниил Стадниченко), вносит необычайно трогательную ноту в развязку сюжета. В его исполнении песня «Love me tender» из репертуара Элвиса Пресли звучит как робкая ода вечной любви.

С помощью постоянных перемещений героев во времени и пространстве и благодаря тонкому психологизму режиссеру удалось создать объемное произведение с полифоническим звучанием. Клиповый характер материала пьесы поставил перед создателями спектакля сложные художественные задачи, которые были блестяще решены.

Первое действие протекает в настоящем времени, второе - в прошлом, а третье снова возвращает нас в сегодняшнюю реальность. В этой связи нельзя не отметить прекрасную работу художника-постановщика Анастасии Даниловой. Она сумела воплотить на сцене изящную схему органичного перемещения героев во времени и пространстве, используя при этом минимум изобразительных средств. Подобно доброму волшебнику, в течение всего спектакля талантливый сценограф помогает зрителю наблюдать за непростыми взаимоотношениями героев, практически не отвлекаясь на смену декораций.

Режиссер-постановщик Павел Цепенюк, замечательный мастер классической школы, создавая музыкальный спектакль, ввел в постановку больше десяти песен, исполняемых артистами вживую, что еще глубже погружает нас в атмосферу чаяний героев, многократно усиливая эмоциональный фон спектакля. А прием с караоке делает музыкальную составляющую более чем современной, несмотря на то, что в большинстве своем это песни, которые были популярны много лет назад. Несправедливо забытые шлягеры вызывают у зрителей ностальгию, объединяя сцену и зал в едином душевном порыве.

Несмотря на романтический флёр, в спектакле «Причудливые странности любви», как и в жизни, сгорающие от любви герои порой не замечают, как заставляют страдать тех, кто любит их. Так, Сергей, посвятивший свою жизнь Ольге, остается глух к переживаниям Вики. А Вика, в свою очередь, пытаясь вернуть Сергея, не замечает, что причиняет боль своему юному поклоннику. Мы то и дело сталкиваемся на сцене с диалектикой бытия, с житейскими перипетиями, такими знакомыми и такими понятными каждому, что делает наши сердца добрее, а души восприимчивее. А не это ли задача высокого театрального искусства?

На сцене фейерверк эмоций - от горького разочарования до безудержного счастья. Остроумные реплики, новогоднее настроение и музыка помогают поверить в обыкновенное житейское чудо, похожее на сказку. Замечательный актерский ансамбль воспевает любовь, которая никого не оставила одиноким в эту новогоднюю ночь, такую щедрую на сюрпризы!

Фотогалерея