Уроки истории / VI Международный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы» (Ульяновск)

Выпуск №6-236/2021, Фестивали

Уроки истории / VI Международный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы» (Ульяновск)

С 5 по 12 декабря 2020 года в Ульяновске проходил VI Международный театральный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы», который посвящен памяти великого земляка, историка Н.М. Карамзина. Фестиваль существует с 2013 года, был создан в рамках подготовки к празднованию 250-летия Н.М. Карамзина, и одной из важнейших его задач стала популяризация русской классической культуры и сохранение исторической памяти.

В декабре 2020 года проведение фестиваля в условиях пандемии, ограничения количества зрителей на спектаклях, невозможности показать спектакли зарубежных коллег и представителей различных российских регионов можно было назвать чудом.

Внимание организаторов - руководства Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова во главе с директором театра и фестиваля Натальей Никоноровой, сосредоточилось на коллективах Ульяновской области. И, тем не менее, на фестивале приветствовали гости: на открытии показал спектакль «Антарктида» по пьесе У. Гицаревой Театр на Литейном (Санкт-Петербург), а на закрытии зрители увидели спектакль «Фанни» московского Театра «У Никитских ворот».

Итог - 15 спектаклей, из них 5 показаны в режиме онлайн. Кроме того, Ульяновский драматический театр показал еще три своих спектакля - премьеры «Кадриль» и «Обломов» и уже не первый сезон идущий «Ревизор». Картина получилась разнообразная, пестрая, но так или иначе на сцене шел разговор о прошлом, настоящем, будущем России прежде всего.

Спектакли Ульяновского драматического театра большой формы, хорошо сделанные, тщательно продуманные «Ревизор» и «Обломов» - постановки по классическим произведениям, входящим в школьную программу, их с полным правом можно отнести к исследованию и национального характера, национального менталитета.

О «Ревизоре» Н.В. Гоголя в постановке С. Липовецкого мне уже доводилось писать, так как спектакль был показан год назад на фестивале «Маскерадъ» в Пензе. «Обломов» поставлен по пьесе М. Угарова «Облом-офф» молодым режиссером из Минска Марией Матох. Закономерно обращение театра имени И.А. Гончарова к писателю, родившемуся в Симбирске, ставшему классиком не только русской, но и мировой литературы. «Обломов» не раз появлялся в репертуаре, обращение к современной интерпретации сюжета, сделанной Михаилом Угаровым, рождает новый интерес к широко известному произведению.

Главным становится противостояние героев, сыгранных Александром Курзиным (Обломов) и Николаем Авдеевым (Штольц). Те, кто постарше, помнят обличение обломовской лени и восхищение деятельной натурой Штольца. Сегодня многое меняется в понимании классических героев. И если энергичный и напористый Штольц представляется очень современным прагматиком, то тихий, завернутый в халат, мечтающий спрятаться от перипетий бурной внешней жизни Илья Ильич вызывает искреннее сочувствие.

В спектакле шесть действующих лиц. Захар, слуга Обломова, в исполнении Алексея Вольного фигура колоритная: хитрован, лентяй и носитель здравого смысла. Он тот самый русский мужик, который поражает своей смекалкой, изворотливостью, наглостью пополам с угодливостью, незлобивостью и стремлением к максимальному ничегонеделанию.

Ольга Ильинская Анны Дулебовой по замыслу постановщика предстает настоящей женщиной-вамп. В эффектном черно-белом платье, то в черных перчатках до локтя, то с накидкой, она создает образ напористой самовлюбленной дамы, которая весь мир подгоняет под те клише, которые диктует общество и царящая в нем мода. Меньше всего в ней любви, желания понять другого человека. Зато развеселая, полная жизни, уютная, простая, понятная заботливая вдова Пшеницына (Кристина Каминская) являет полную ей противоположность.

Этот спектакль существует в изысканном стильном пространстве (художник Владимир Медведь - главный художник театра). Черно-белое убранство сцены. Светлый задник, на котором появляются теневые фигуры, их утрированные движения и вытянутые силуэты передают настроение момента. Скромные предметы быта - кресло, стол, качалка - создают полное ощущение и помещичьей усадьбы, и дома Пшеницыной.

Спектакль выпустили в сентябре, сразу после начала работы театра. А следом, в конце сентября появилась и другая премьера Ульяновского драмтеатра - «Кадриль» по пьесе Владимира Гуркина, поставленная режиссером из Кирова Евгением Ланцовым. Сельская комедия положений и характеров не имела такого оглушительного успеха, как знаменитая «Любовь и голуби», однако это не только полусказочная комедийная история, но и внятный документ эпохи начала 90-х годов прошлого века. Автор точно передает атмосферу неустроенности, растерянности, отсутствия каких-то жизненных перспектив, разрушения старого уклада.

Но эта ситуация становится для В. Гуркина поводом для создания искрометной комедии. Две немолодые пары меняются партнерами. А живут они в одном доме, разделенном пополам капитальной стенкой. Правда, подпол у них общий, ничем не перегороженный. А рядом - одинокая бойкая бабенка, которая таскает кирпичи, приготовленные для новой стройки, из-под окон одного из хозяев, гонит самогон, готова оказать небольшие услуги соседям. А тут суетятся, следят друг за другом, таскают из соседних квартир в новое жилище свое имущество новые «супруги». И только пройдя через целый ряд пикантных, забавных, грустных и смешных сцен герои понимают, что десятилетия совместной жизни, пусть порой бестолковой, где все не очень понимают друг друга, но и жить уже друг без друга не могут, никуда не денешь, привязанность их ко второй половине уже родственная.

Прекрасный квартет ведущих актеров театра рисует яркие запоминающиеся и очень разные характеры. Лида Ирины Янко дама с претензиями, и одета, и ведет себя соответственно. Валя Елены Шубёнкиной попроще и попонятнее. Но и она с хитрецой, и все замечает, и за словом в карман не полезет.

Саня Михаила Петрова под стать своей жене Вале - прост и основателен. А Николай в исполнении Владимира Кустарникова тот еще «фрукт». Видно, молодым был шебутной, грозой окрестности. В нем и теперь всего намешано - и взрывной характер, и глубоко спрятанное актерство, которое толкает его на неожиданные выходки. Николаю палец в рот не клади, и насочиняет, и испугает, и озорует. Стремительное развитие действия во втором акте обретает ярко выраженные лирические ноты. И задушевные песни, которые исполняют герои, настраивают на особое состояние, рождают душевную размягченность.

Владимир Медведь выстраивает лубочную пеструю картинку, напоминающую деревенский коврик с лебедями или оленями. В этом пространстве и страсти кажутся невсамделишными, но тепло становится на душе от этого праздничного, придуманного и такого родного, понятного мирка, где живут чудаки и чудики, делающие нашу жизнь веселее и добрее.

В конкурсной программе фестиваля участвовали два спектакля Ульяновского драматического театра - «Ленин и дети» и «Звезда Победы». «В год памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 проведение фестиваля исторических спектаклей обретает особое значение. Ценно, что в программе этой страшной странице мировой истории уделено особое внимание», - сказано в приветствии фестивалю Министра культуры РФ О.Б. Любимовой.

Целый фестивальный день 6 декабря был посвящен спектаклям о войне. Свои работы показал Ульяновский театр юного зрителя «NEBOLSHOY ТЕАТР» и Ульяновская драма.

В помещении областной библиотеки для детей и юношества имени С. Аксакова днем «NEBOLSHOY ТЕАТР» показал сценическую композицию «Письма с фронта. Треугольники судьбы». Театр назвал свою работу «документально-публицистический спектакль по письмам, опубликованным в Областной Книге Памяти «Письма с фронта. Треугольники судьбы».

На небольшой сцене в центре зала несколько артистов читают письма с фронта своих земляков - трагичные, лиричные, пронзительные, полные ненависти к врагу и жажды жизни. На задник проецируются лица тех, кто сражался за Родину. Зрелые мужчины, совсем мальчишки, молодые женщины. Сколько боли, искренности, наивности в этом нехитром повествовании. Режиссерские приемы скупы, но актерский темперамент, пафос, сдержанная горечь, внутренняя сила и драматические переживания захватывают.

Режиссер спектакля - художественный руководитель театра Эдуард Терехов, а актеры Артемий Курчатов, Елена Мякушина, Азат Ахтямов, Ольга Кашкарова, Александр Наугольнов, Кристина Каюмова, Татьяна Зверева, Василий Шутько, Алексей Панфилов, Александра Бишевская, Александр Сухомлинов, одетые в гимнастерки, исполняющие песни тех лет, стихи поэтов-фронтовиков и читающие письма земляков, заставляют включаться в действие, сопереживать, Недаром в зале, где было много молодежи и подростков, стояла звенящая тишина.

Показанный вечером того же дня в Ульяновском драматическом театре спектакль-концерт «Звезда Победы» продолжал тему самоотверженного труда во имя нашей общей Победы.

Театр рассказал историю легендарной актрисы народной артистки России Лии Ефимовны Родиной, которая, совсем юной, приняла участие в работе фронтового театра «Ястребок». Наклонный пандус, на светлом заднике - кадры хроники сначала мирной, а потом военной жизни, семь актеров. Перед зрителем - история жизни Лии Родиной - молодой артистки, совсем девчонки: озорной, неуемной, веселой, сначала самозабвенно принимающей участие в жизни театра, а потом со всем пылом своей души влившейся в коллектив фронтового театра. Ольга Новицкая, исполнительница роли легендарной Лии Родиной, порывиста, эмоциональна, убедительна, женственна. Она поет, декламирует, танцует, вспоминает, участвует в небольших сценках, обрисовывающих суровый военный быт. В ней чувствуется несгибаемая воля, верность своим идеалам, преданность - любимому мужчине, Родине, Театру, друзьям. Николай Авдеев, премьер театра, исполнитель роли Матвея Шарымова, возлюбленного, а позже мужа Лии Родиной, обаятелен, мужествен, нежен и надежен: друг, любимый, хороший актер, такой же преданный театру человек. Хочется назвать всех участников спектакля - это Александра Дадычкина, Юрий Ефремов, Надежда Иванова, Александр Лебедев. Рассказчик, ведущий -Михаил Петров. Режиссер спектакля - Денис Бухалов, автор идеи и руководитель постановки - Наталья Никонорова. Художник - Владимир Медведь, который кроме пандуса и видеопроекций использовал несколько знаковых предметов, создав и настроение, и атмосферу времени, очень точно, выразительно в соответствии с модой тех давних времен одел актеров.

Ульяновский театр отличает высокая общая культура. Так, программка этого спектакля словно напечатана на старой пишущей машинке военного времени, а программка «Кадрили» оформлена как лубочная картинка. Уважение к зрителю, понимание авторского стиля отличают работы театра.

Спектакль «Ленин и дети» Ульяновского театра - принципиальная работа и для коллектива, и для фестиваля.

Ульяновск - в прошлом Симбирск - родина Владимира Ильича Ленина. Как не относиться к вождю мирового пролетариата, игнорировать эту фигуру невозможно. А в Ульяновске, где каждый камень Володю Ульянова помнит, - тем более. Здесь дом, где он родился, другой дом, где жила большая семья Ульяновых, гимназия, где учился Ульянов. Роскошный мемориальный комплекс, построенный к 100-летию вождя. За полвека многое изменилось. Но переписывать историю в угоду конъюнктурным требованиям дело гиблое. Историю надо изучать, анализировать, извлекать уроки. Чтобы, по возможности, не повторять ошибок. Поэтому обращение к ленинской теме закономерно в ульяновском театре. Когда-то это были спектакли по пьесам Н. Погодина, М. Шатрова.

Сегодня - необычное исследование под названием «Ленин и дети». На программке автором пьесы обозначен А. Плотников. Он же - автор постановки. Молодой режиссер, участник лабораторий, экспериментатор в основу своей работы взял книгу «Дети дошкольники о Ленине», выпущенную под редакцией Р. Орловой, в которой собраны реальные интервью с воспитанниками дошкольных учреждений и детских домов 1920-х годов. Обложка этой книги проецируется на экран, а куда же без него сегодня. Экраны так или иначе были задействованы почти в половине спектаклей фестиваля, что отражает ситуацию в современном российском театре: повальное увлечение камерами, транслирующими происходящее на сцене на экран.

В книге Орловой были собраны наивные, порой странные, шокирующие, но искренние высказывания детей 5, 6, 7 лет из детских домов и дошкольных учреждений об их отношении к смерти вождя. Безусловно, любопытно слушать эти тексты, наблюдать, как представления детей о вожде, который для многих ассоциировался с отцом, основой жизни, претворяются в их играх. Вот один из «детей» изображает умершего вождя, ложится на лавку, другой становится рядом с игрушечным ружьем, то есть с палкой, изображающей это ружье. Вот с жаром произносят наивные тексты о плохих врачах, не вылечивших Ленина, о врагах, с которыми надо бороться. Тексты, напечатанные в книге того времени, это живой документ, который отражает непосредственную реакцию детей на переломное событие в жизни страны.

В спектакле исторический документ подгоняется под современные тенденциозные взгляды ниспровергателей всего и вся, атмосфера, интонация спектакля (отдадим должное режиссерской воле, воплощающей определенный замысел) подчеркивает «замороченность» малышей идеологией. При этом как-то забывается, что для детей того времени из детских садов, беспризорников, которых отмыли, согрели, накормили, дали кров и заботу, Ленин стал олицетворением стабильности и благополучия. Чему, несомненно, способствовали и разговоры, и объяснения взрослых. И удивляться, и возмущаться тут нечему. Когда мы слушаем эти тексты сегодня, с высоты нашего исторического опыта, детские страхи, восторги, рассуждения необходимо оценивать в контексте реальной истории, настроений времени.

Главная беда спектакля, сделанного с энтузиазмом и разыгранного очень хорошими ведущими актерами Ульяновского театра, в том, что нет полноценной пьесы или хотя бы внятного сценария. Нет концепции, нет ничего, кроме желания показать через наивных детей последствия коммунистической пропаганды. Отсутствие крепкой, продуманной, выстроенной литературной основы привело к созданию занимательного, безусловно, заставляющего думать, размышлять, погружаться в историю, но и противоречивого, порой хаотичного зрелища.

Поэтому выразительные, забавные, изобретательные режиссерские находки в конце концов вызывают странное противоречивое чувство. Не создание художественного образа, не глубокое осмысление эпохи, а тенденциозно сконструированные эпизоды. Нежность к прошлому, приметы ушедшего времени путаются, смешиваются с нарочитой концепционностью, приводящей зрителя в тупик. Спектакль идет на большой сцене Ульяновского драмтеатра, где располагаются и актеры, и у задника выстроены несколько рядов для зрителей, которые видят в перспективе затемненный зрительный зал, украшенный красными плакатами, лозунгами, транспарантами. В финале в глубине зрительного зала появляется постамент, покрытый красно-бордовым плюшем и пальмы - воспроизведение интерьера прощания с Лениным в Колонном зале.

А на сцене старенькие парты с наклонной столешницей и откидывающейся крышкой, знамя, портрет Ленина. И, конечно, оператор, куда ж без него, который транслирует лица на экран. Хотя зрители расположились всего на пяти рядах и каждого актера видно хорошо (художник Евгения Резникова). Когда ленинская тема иссякает, актеры начинают очень личностные рассказы о себе, о детстве, о потере близких. Видимо, подразумевался контраст между навязанной скорбью по поводу незнакомого вождя и неподдельным горем от потери близких.

Что в результате? Отсутствие цельности и эклектичность зрелища, неубедительная попытка развенчать миф о вожде. И всё-таки хочется сказать за попытку спасибо. Этот спектакль - важный шаг на пути нового решения ленинской темы. Проще всего закрыть глаза на проблему, труднее - по-новому, с учетом современных реалий вести разговор о важных и больных проблемах истории государства и, конечно, города Ульяновска. Ульяновский театр драмы поразил дерзостью подхода. Впереди - новые шаги в этом направлении.

Не могу не отметить еще двух моментов. Во-первых, уже упомянутого использования камер и проекций на экран. Наличие экрана оправдано, когда там появляются исторические уникальные кадры похорон Ленина. Траурная процессия, прощание в Колонном зале, лица людей, испытывающих глубокое неподдельное горе. Второе - работа замечательных ульяновских актеров. Сегодня наблюдается новая тенденция в исполнении детей на сцене.

Так получилось, что незадолго до поездки на фестиваль, я увидела спектакль Ю. Бутусова в РАМТе «Сын», где роль подростка исполнял немолодой и не скрывающий своего возраста актер Евгений Редько. Он никого не обманывал, не изображал мальчишку, а становился им.

Точно так же работают и возрастные актеры, ведущие мастера ульяновской сцены В. Кустарников, М. Петров, В. Чукин, Е. Шубёнкина, И. Яцко. Они не сюсюкают, не пытаются изобразить дошколят. Они тонко и убедительно передают внутреннее состояние и растерянного ребенка, и младшего школьника. И такая трактовка убеждает и восхищает.

Претензии, возникшие при просмотре спектакля «Ленин и дети», можно было бы отнести и к спектаклю Молодежного театра Ульяновска «Город «У». Родина талантов». На программке указано: «Спектакль поставлен в технике вербатим». Режиссер-постановщик - Александр Лебедев, художники-постановщики - Валентина Коптелова и Анна Куделина.

В спектакле актеры рассказывают реальные истории жителей Ульяновска, молодых людей, которые решают вопрос: остаться на родине или отправиться «на ловлю счастья и чинов» в столицу, Петербург, за границу. Истории разные, понятные, житейские: кто-то устроился в новой жизни, кого-то ждет разочарование. Важно одно - куда бы ты не уехал, ты увез самого себя - со своими сомнениями, комплексами, надеждами и опасениями. Один за другим выходят на авансцену из толпы актеры, рассказывают истории. Ребята, недавние выпускники, талантливы и обаятельны, хочется назвать всех исполнителей - Валентина Осина, Дарья Долматова, Евгения Тимченко, Александра Дадычкина, Станислав Пигалев, Алексей Исаев, Артем Петров, Андрей Толстых, Виталий Мялицин, Валерия Каменских, Алексей Бабуркин, Клим Новиков. Они очень разные - агрессивные, недалекие, томные, обаятельные, уверенные в себе и боязливые. Истории их любопытны. Рассказанные ситуации задевают за живое. Однако беда этого спектакля является общей проблемой всех ДОКов и спектаклей вербатим. Есть интересный материал, правда жизни, захватывающие истории. Но перенесенные из реальности на сцену, необработанные, не выстроенные, они утомляют, а порой и раздражают. Почему-то все театральные новаторы забыли или нарочито игнорируют простую истину о том, что искусство - это создание художественных образов, обобщение, анализ, интерпретация жизненного материала. Само собой ничего не выстроится. Театральная сцена требует расчета, выверенности, подчинения определенным законам или создания новой системы координат, новых законов. Как известно, ни один портрет не станет лучше, если сделать в холсте дырку и просунуть в нее свой настоящий реальный нос. А вербатим, по мнению многих неофитов - это механический перенос услышанного на сцену.

Безусловен драйв, молодая энергия, заинтересованность и личностное отношение исполнителей, однако, хотелось бы увидеть этих талантливых актеров в спектакле, который поможет раскрыть их индивидуальности. На мой взгляд, спектаклю не хватило важного компонента - полноценной пьесы, написанной на основе собранных историй. Но подготовительная работа к спектаклю, несомненно, вызывает уважение. Творческий союз с молодым заинтересованным драматургом означал бы движение театра вперед.

На заднике висел, как это нынче принято, экран, на него транслировались весьма невыразительные кадры. Однако перед началом спектакля на экране показывали невероятно интересные сегодня популярные некогда документальные киножурналы «Новости дня». Там и вручение знамени Ульяновской области, и награждение передовых трудящихся города. Вот он, живой конфликт - прежняя особая выделенность родины Ленина, почет и уважение труженикам и нынешние социальные проблемы и неустроенность молодежи. Вот такой, погруженный в реалии сегодняшнего дня анализ недавнего прошлого города «У» мог бы вызвать желанный отклик.

Еще одним ярким впечатлением фестиваля стало посещение города Димитровграда и встреча с театром-студией «Подиум», который несколько десятилетий возглавляет Владимир Казанджан. Он же является постановщиком спектакля «Манюня» (пьеса Рузанны Мовсесян по повести Наринэ Абгарян). «Ностальгическая комедия о советском детстве» - так обозначен жанр спектакля, который с любовью и нежностью воссоздает реалии советской жизни. В которой есть и очереди за продуктами, и дефицит, и проблемы школьного воспитания. Но есть истинно дружеские отношения и соседей, и людей разных национальностей, и уважение друг к другу, и готовность прийти на помощь... Огромная страна, со своими болезнями и проблемами, со своими достижениями и открытиями, которую мы потеряли.

Наверное, главное в этом спектакле - особая лирическая интонация, домашняя теплота, ощущение человеческой близости и ответственности каждого за другого.

В спектакле играют непрофессиональные актеры, но их выучка, органичность, вера в предлагаемые обстоятельства делают спектакль непосредственным, очень смешным, точным по человеческим реакциям, остроумным. А Манюня (Екатерина Яценко), Наринэ (Диана Чекмарёва), взрослые женщины, не играя возраст, непостижимым образом становятся забавными подростками. Колоритна Ба Ольги Троицкой. Тонкая ирония отличает мужчин, читающих тексты армянского радио (старшее поколение помнит популярные анекдоты армянского радио) - Александра Сауэра и Алексея Бакалдина.

Плотный график фестиваля не позволил увидеть все заявленные работы. Часть спектаклей была представлена в режиме онлайн. «Медведь» А.П. Чехова Экспериментальной антрепризы из Израиля (об этой работе я писала в статье о фестивале «Маскерадъ» в Пензе), моноспектакль Татьяны Дербеневой по письмам Л. Авиловой Датско-российского театра «Диалог» «Моя любовь - Антон Чехов», «Левша» Н.С. Лескова Донецкого республиканского академического ТЮЗа из Макеевки.

Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна представил достойное прочтение знаменитой рок-оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона и Авось». Как давний фанат Ленкомовского спектакля могу отметить, что режиссер Василий Маслий предложил свою версию знаменитой рок-оперы. И хотя придирчивый глаз отметит некоторые заимствования из знаменитого захаровского спектакля, сделано это деликатно, многие сцены решены по-своему, ярко и выразительно.

Конечно, свой вклад в создание внутренней драматургии фестиваля сыграли и работы гостей. Многообещающим зачином прозвучал спектакль Санкт-Петербургского театра на Литейном. История закрытия нашей станции в Антарктиде в начале 90-х, драма брошенных исследователей-энтузиастов - одна из драматических страниц в летописи освоения шестого материка. В спектакле режиссера Петра Чижова почти детективное напряжение, столкновение разных точек зрения, раскрытие человеческих характеров с неожиданной стороны, сложность и глубина... В этом спектакле много точных и неожиданных находок - вроде той, когда полет на игрушечном самолете вокруг модели ледяных глыб в трансляции камерой на большой экран превращается в захватывающее изображение опасного воздушного путешествия над ледяным материком. Однако частое использование экрана, на который транслируются лица стоящих на авансцене актеров, снова и снова заставляет пожалеть о бездумном и бессмысленном использовании камер в режиме реального времени.

Спектакль Марка Розовского «Фанни» (Московский театр «У Никитских ворот») оказался серьезным вызовом именно в Ульяновске. Впервые история эсерки Фанни Каплан, традиционно воспринимающейся злобной убийцей, представлена в неожиданном ракурсе.

Слишком много белых пятен в этой кровавой странице большевистской истории. Три человека на сцене - и вопросов больше, чем ответов. Но это принципиальная позиция Марка Розовского, бесстрашного, дерзкого, умеющего взглянуть на привычные исторические клише по-новому.

Равнодушных в тот вечер не было. Розовский заставляет включаться в действие, переживать, искать ответ, но при этом остается не просто публицистом - создателем всякий раз оригинальной художественной формы.

Фестиваль завершился. Проведенный в экстремальных условиях мировой пандемии, он подтвердил свою нужность и необходимость и городу, и процессу существования театра в целом. Заставляющий думать, анализировать, спорить, не соглашаться и искать пути развития театра XXI века.

Фотогалерея