Семнадцать мгновений театральной весны/VII Республиканский фестиваль «Театральная весна»

Выпуск № 10-120/2009, Фестивали

Семнадцать мгновений театральной весны/VII Республиканский фестиваль «Театральная весна»

 

Апрельский форум театрального искусства — VII Республиканский фестиваль «Театральная весна» в Уфе был посвящен Году поддержки и развития молодежных инициатив в Республике Башкортостан. Потому в его афише преобладали спектакли о молодежи и сделанные молодыми. Академия искусств имени З.Исмагилова показала два дипломных спектакля. Молодые актеры Театра им. М.Гафури выступили с внеплановой камерной работой — «Скамейкой» А.Гельмана. Широко развернулись обе труппы Молодежного театра им. М.Карима. Даже «Последние» М.Горького или эпос «Урал-батыр» прозвучали как истории о молодых героях и их проблемах.

Седьмой фестиваль стал первым, проведенным в Уфе (прежде весенние смотры проходили в других городах республики). Разумеется, в Уфе выступили и театры из Салавата, Стерлитамака, Сибая, Туймазы.

«Весеннее обострение» интереса к театральному искусству проявили и зрители: все постановки замечательно посещались, а сам форум был организован почти идеально.

Коллегия критиков, включавшая гостей из Москвы и авторитетных театроведов Башкирии, добросовестно обсуждала все увиденное утром следующего дня в Доме актера. В свою очередь, Большое Жюри тоже вполне автономно делало свое дело.

Всего можно было увидеть семнадцать спектаклей. Работа оказалась многотрудной и содержательной.

В центре эпической драмы «Урал-батыр» Г.Шафикова в постановке молодого режиссера Рустема Хакимова и сценографии Эдуарда Гизатуллина действительно оказался юный герой, лирически трактованный молодым актером Фиргатом Гариповым.

В патетическом сказании этнические мотивы часто преобладают и значат больше, чем сам сюжет. В спектакле Театра им. М.Гафури пространство решено, пожалуй, слишком статично, формально и монотонно. Правда, разглядеть актеров, расслышать их интонации все же удалось, как и то, насколько эффектно детализированы и изысканны костюмы героев.

Основой всего стали в спектакле рассуждения о мужестве, страхе, соблазнах, женской красоте, трактуемой как нравственная категория. Крупные чувства, выраженные возвышенно, — самое здесь интересное.

Совсем иначе работает Рустем Хакимов с труппой Молодежного театра им. М.Карима над лирической комедией Туфана Миннуллина «Возлюбленная моя» (художник Тан Еникеев).

История о том, как дух леса Шурале и его «коллеги» вступают в сложные отношения с четырьмя современными молодыми людьми, пронизана лирической иронией и порой напоминает пародию на телеканал МузТВ. Но правда внутренних чувств все же берет свое: нынешняя вполне циничная молодежь проникается тонкими энергиями природы под мелодичную национальную музыку.

Актеры играют увлеченно и заразительно, лукаво портретируя людей, живущих на грани двоемирия природы и города. Особенно интересны работы Рамзиля Сальманова (Исфан) и Радмира Абдуллина (Рим). Не менее увлекательна сценография Тана Еникеева, сочинившего пронизанную многоцветными лучами среду, где урбанистическое уродство соседствует с природой, переливающейся всеми цветами радуги. Это напоминает шекспировский «Сон в летнюю ночь», где мир человеческий и природный сосуществуют противоречиво, но плодотворно.

Русская труппа Молодежного театра показала замечательный спектакль по мотивам повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» (см. «С, 10» № 7-117).

Режиссер Мусалим Кульбаев и художник Владимир Королев создали зрелище трагичное и многослойное. Пронизывающей его интонацией стало глухое отчаяние людей, стремящихся сохранить достоинство в эпоху, пропитанную ужасом и неизбывным стыдом за господствующий в обществе цинизм.

Бесстрашие, с каким режиссер и художник пользуются шоковой терапией, дабы выявить противоречия эпохи, допустившей первые признаки «вялотекущей гражданской войны» в форме тщательно камуфлируемого «национального вопроса», вызывает глубокое уважение.

Актеры сосредоточенно погружаются в послевоенную эпоху с ее новыми тяготами, преодоление которых, даже учитывая новый опыт нравственной устойчивости, оборачивается трагедией.

Блистательно историчны Военный в исполнении Салавата Нурисламова и Регина Петровна Ольги Мусиной, братья-мученики Колька и Сашка — Андрей Ганичев и Андрей Максимов, мальчишка-чеченец Алхазур — Рамзиль Салманов и безропотная труженица тетка Зинка Любови Никитиной.

Выпускники Уфимской академии искусств сыграли два спектакля: знаменитое «Долгое, долгое детство» М.Карима под названием «Два берега бытия» и «Мирандолину» К.Гольдони.

В эпопее Карима режиссер-педагог Тунсулпан Бабичева раскрывает душевное богатство человека, чуткого к собственным корням, к дорогому прошлому, формирующему его нравственное сознание. Лирическая хроника получает три измерения: детство, любовь, жизнь — и каждое из них многогранно, свободно, наполнено личным опытом.

Юные актеры точно чувствуют стиль, помогая зрителям «попасть на волну» интимной памяти, суверенной для каждого человека. Высокая простота этой душевной мелодии, ее целомудрие завораживают.

В «Мирандолине» режиссер-педагог Р.Харисова почти не делает купюр. Но еще здесь много говорят по-итальянски, звучат песни Челентано, много фехтования и танцев, отчего спектакль порой кажется развернутым зачетом по всем сценическим дисциплинам сразу. Но это только прибавляет ему обаяния. Главным все же остается игровой азарт и полнокровие героев, глубина переживаний и лирическая ирония по их поводу.

Вполне зрелая и уже очень женская зоркость Мирандолины — Анастасии Яковлевой не мешает естественным проявлениям ее молодости, природного здоровья и органического темперамента. Кавалер — Дмитрий Шанев тут обаятельно наивен, искренен и беззащитен, напрасно стараясь это скрыть. А Маркиз Алексея Трунова — жантильный блондин в брючках цвета бедра испуганной нимфы забавно капризничает и быстро пьянеет от своего «кипрского вина», отчего очень похож на Ивана Александровича Хлестакова.

Сам же спектакль, пронизанный южной жарой и любовной негой, запоминается искренностью юных сердец, открытых для неведомой еще, но обязательно счастливой жизни.

«Скамейку» А.Гельмана молодые артисты Милена Сираева и Артур Кунакбаев в Театре им. М.Гафури поставили для себя сами на малой сцене, где кроме афишной тумбы и скамейки почти ничего нет.

Давняя, подзабытая даже пьеса сыграна темпераментно и бесстрашно, с драматической иронией, близкой к социальному скепсису.

Бенефисная дуэтная комедия оказалась историей двух одиночеств, идущих на сближение с разных полюсов: от Володина — Она, для которой самые нелепые «открытия» могут стать причиной разочарования в миропорядке, и от Вампилова — Он, природным скепсисом, близким к цинизму, отгораживающийся от жизненных проблем, сохраняя, однако, природный магнетизм. Лиризм актеры оттеняют иронией, а мотивы драматические лишают надрыва.

Маленькие зрители увидели на фестивале три сказки.

Сибайский башкирский детский театр «Селпан» разыграл китайскую притчу «Бамбуковый остров» В.Богачевой в постановке Кадрии Ягафаровой. Притчи про двух братьев, жестокого и доброго, есть у многих народов: здесь жестокий борется со злом жестокими методами, но его приходится спасать доброму парню, у которого в руках не меч, а нечто вроде свирели. Побеждает он добрым словом и умением дружить, что оказывается полезно даже при общении с драконом, которому давно надоел имидж чудовища. Типично восточная история воплощена в стилистике яркого мультфильма, чуть крикливо и суетно, но простодушно.

Обе труппы знаменитого столичного Башкирского театра кукол на фестивале тоже выступили.

Режиссер Г.Валитова и художник Н.Бирюкова поставили башкирскую сказку «Аминбек» — мудрую историю про мальчишку, вдохновенно познающего мир через творчество, на что он тратит родительские деньги к явному их неудовольствию. Юный герой учится играть на скрипке, постигает мудрость шахматных задач, получает первые уроки любви, порой даже вступает в конфликт со здравым смыслом, но всякий раз побеждает, обретая новый, всегда полезный опыт. Спектакль получился умным, красивым и благородным.

В русской труппе режиссер Александр Резниченко с художником Наилем Байбуриным поставили фантазию А.Заболотного «Петрушка и Колобок», построенную на старинных площадных приемах игры. Получился хороший традиционный театр без потуг на глубокомыслие, но по-домашнему теплый и трогательный. Здесь обошлось без постмодернистской настырной иронии, только музыку подобрали нынешнюю, узнаваемую, придающую сюжету лукавый контрапункт. Актеры играют заразительно и увлеченно, как для своих детей.

Самым успешным на фестивале оказался спектакль Академического русского драматического театра «Луна и листопад» по мотивам повести Мустая Карима «Помилование».

Постановка режиссера Михаила Рабиновича и художника Вячеслава Виданова получила высшую награду «Театральной весны»-2009. Мне, увы, его посмотреть не довелось, как и спектакль Сибайского театра драмы «Плачет ива за горой» или «Ак калфак» М.Файзи Уфимского татарского театра «Нур» — мое «расписание» включало другие названия.

Например, «Танцовщика» З.Хакима, сложносочиненную драму экзистенциального типа в постановке режиссера Байраса Ибрагимова (Таймузинский татарский государственный драматический театр).

В коммунальную квартиру вселяется новый жилец — танцовщик, человек иного «измерения», что рождает сразу несколько конфликтов между ним и соседями. Спектакль интересен в частностях: чисто актерскими, зачастую прекрасно разыгранными бытовыми, лирическими или характерными этюдами (особенно точны грубовато-простодушный шофер Наиль Файзиля Мухаметдинова и его беременная жена Разина Гульназ Латыповой). Остальное здесь менее интересно по причине назойливой непростоты и многозначительности происходящего.

Не менее философичен материал, за который взялся замечательный актер и режиссер Олег Ханов, недавно вернувшийся в Республику и возглавивший труппу Салаватского башкирского театра.

Здесь он с художником Альбертом Нестеровым поставил драму Ангама Атнабаева «Он вернулся».

Популярный жанр «мелодрамы глубокого заложения» (герой вернулся на родину через 17 лет, «пропустив» эту жизнь, которая шла своим чередом без него, «всеми забытого») разработан режиссурой внимательно, с хорошей психологической пластичностью. Характерные краски тоже звучат в актерской палитре, что зрители всегда воспринимают с благодарностью. Есть тут и метафоричность, тоже понятная зрителю: например, дверь дома больше похожа на Врата в Никуда, — образ драматичный и мощный, даже беспощадный, поскольку заставляет вспомнить горькие строки поэта Геннадия Шпаликова: «По несчастью или к счастью истина проста: никогда не возвращайся в старые места...».

Трагикомедия Флорида Булякова «Любишь, не любишь...» в Стерлитамакском башкирском театре прозвучала как поэма женской верности своему супружескому долгу несмотря на самые тяжкие испытания, какие выпали по судьбе.

Молодой режиссер Азат Зиганшин и художник Альберт Нестеров сочинили зрелище лирическое, пронизанное светом душевной памяти и неугасающей надежды.

Артисты Филарит Бакиров и Ниса Бакирова поэтично и мудро играют двух стариков, вместе завершающих свой жизненный путь. Их «проросшее» деревьями ложе остается единственным на всю жизнь, а души неродившихся детей витают рядом, даруя последнюю свободу от жизненных тягот.

Житейская мудрость явно ни к чему героям горьковских «Последних», остроумно, глубоко и язвительно сыгранных артистами Стерлитамакского русского театра.

Режиссер Игорь Черкашин и художник Наталья Белова нашли образ болотно-мутного лабиринта, из которого вырваться невозможно. В этом давно не живом доме люди маются без любви и заботы, чуть ли не радуясь несчастьям ближнего, презирая каждого и всякого.

«Ходят по дому жандармы и корчат из себя военных», — точный указатель автора на пародируемых им чеховских «Трех сестер», как и то, что имена героев сплошь библейские, но «перевернутые», обратные их вечному смыслу.

Эта жизнь последовательно вырождается в балаган, где кто-то старается удобно устроиться, а кто-то искренне стыдится быть.

Для юного Петра в замечательном исполнении молодого артиста Дениса Хисамова это происходит с последними припадками искреннего стыда. Для Надежды — Ольги Бовен, обольстительной, наглой и умной, — с привычной трезвой расчетливостью, а для Ивана Коломийцева — Геннадия Муштакова — с картинной театральностью самовлюбленного артиста-любителя.

Получился по-своему сложный фальшиво-чувственный и потому особенно трагикомичный театр, балаганной сущности которого стыдятся даже его обитатели.

В целом же театральная весна в столице Башкортостана прошла вдохновенно и радостно.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.