Классика - это эксперимент / Юбилей у Валерия Фокина

Выпуск №6-236/2021, Юбилей

Классика - это эксперимент / Юбилей у Валерия Фокина

28 февраля исполнилось 75 лет Валерию Владимировичу ФОКИНУ, народному артисту РФ, лауреату премии им. К.С. Станиславского, трех государственных премий РФ, полному кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством», художественному руководителю Александринского театра.

Наверное, есть некая доля истины в суждениях тех, кто считает: устремления человека (особенно - творческого) во многом продиктованы связью его рождения с природой. Родившийся в последний день зимы является в то же время предощущением наступающей весны, и дар его определяется двумя влияниями сменяющихся сезонов...

Впрочем, это фантазии. Реальность же состоит в том, что уже с первых своих спектаклях на сцене «Современника» (а они помнятся до сей поры) Валерий Фокин заявил о себе и привлек серьезное внимание зрителей и критиков, с одной стороны, как смелый экспериментатор, с другой же - как режиссер, чутко ощущающий и все более отважно проявляющий тягу к интерпретации традиций. В частности, Вс. Мейерхольда.

Эта «двойственность» чувствовалась в спектаклях «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Мы не увидимся с тобой» по К. Симонову, «Монумент» Э. Ветемаа, «Вкус черешни» А. Осецкой. Но особенно ярко - в композиции Ю. Карякина по произведениям Ф.М. Достоевского «И пойду! И пойду!» и «Карамазовых и аде» Н. Климонтовича.

В 1986 году Валерий Фокин во многом перевернул путь Театра им. М.Н. Ермоловой, заставив всю Москву обсуждать спектакли «Говори!» А. Буравского, «Последний посетитель» В. Дозорцева, «Приглашение на казнь» В. Набокова, «Спортивные сцены 1981 года» Э. Радзинского, «Бесноватая» Н. Климонтовича по роману Ф.М. Достоевского «Идиот».

Масштаб его этических и эстетических пристрастий ярко раскрылся в спектакле «Последняя ночь последнего царя» Э. Радзинского, поставленном в агентстве БОГИС и шедшем в помещении Манежа.

Еще более четко и определенно утвердились приоритеты Валерия Фокина, когда он возглавил Центр им. Вс.Э. Мейерхольда, где появились знаковые спектакли «Нумер в гостинице города NN» по «Мертвым душам» Н.В. Гоголя, «Превращение» по Ф. Кафке совместно с «Сатириконом», «Арто и его Двойник» В. Семеновского.

В 2003 году Валерий Владимирович Фокин стал художественным руководителем прославленного Александринского театра. Несмотря на разнообразие репертуара (Л.Н. Толстой, Я. Гашек, Вс. Вишневский и другие), интересы Фокина, как представляется, в значительно степени сосредоточились вокруг творчества Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, что вызывало и продолжает вызывать большой интерес.

Экспериментатор по своей профессиональной сути, Валерий Фокин, можно смело сказать, ввел это понятие в одну из традиций сегодняшнего театрального процесса. Режиссер много и успешно ставил спектакли не только в столичных и новосибирских театрах, но в Польше и Японии, Германии и Южной Корее, в США, Швейцарии, Венгрии, Финляндии.

Валерий Владимирович Фокин полон сил и энергии, и мы желаем ему новых творческих открытий!

Фотогалерея