"Когда настанет расставаться..." / Вспоминая Андрея Болсунова (Москва)

Выпуск №6-236/2021, Вспоминая

"Когда настанет расставаться..." / Вспоминая Андрея Болсунова (Москва)

27 января 2021 года в Москве на 53-м году жизни ушел из жизни артист «Гоголь-центра» Андрей Болсунов. Мне, к сожалению, не довелось видеть его работы в переименованном и начавшем новый жизненный этап Московском драматическом театре им. Н.В. Гоголя, в котором он прослужил без малого три десятилетия. Но, судя по отзывам критиков и зрителей, Андрей Болсунов создал запомнившиеся образы в спектаклях «Палачи», «Молоко», «Девять», «Хармс. Мыр», «Пробуждение весны», «Страх». Да и киноработ артиста видела не слишком много, хотя Болсунов запомнился в таких лентах, как «Слуга государев» и «Записки экспедитора Тайной канцелярии».

Но так уж, видимо, устроена наша память, что ярче прочего помнится начало. Как в стихотворении Давида Самойлова: «Когда настанет расставаться, тогда слетает мишура...», и под «мишурой» подразумевается здесь не елочное украшение и не что-то случайное, показное, лишенное внутреннего содержания, а то первое значение, что употреблялось в давние времена: позолоченные или посеребренные нити для вышивок и изготовления парчовых тканей и галунов. Иначе говоря, то непреодолимое течение Времени, в котором возвращаются, подобно вышитому узору, лишь какие-то пережитые, перечувствованные моменты. Миги прошлого... Истинные.

И они вернулись, словно выхваченные лучом света.

Андрей Болсунов - юный, красивый, с обезоруживающей открытой улыбкой пришел в Театр им. Н.В. Гоголя в 1993 году, сразу после окончания Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина (мастерская Владимира Сафронова), и сразу был задействован Сергеем Яшиным, в ту пору главным режиссером театра, в репертуаре. И буквально с каждой новой ролью Болсунов приобретал опыт, превращавший вчерашнего мальчика-студента в артиста. Опытный режиссер и педагог, Сергей Иванович Яшин ненавязчиво, но упорно вел начинающего артиста по пути все более усложняющихся образов, по линии погружения не только в психологию своего персонажа, а по внутреннему проживанию всех без исключения событий пьесы. И все более разнообразными становились герои Андрея Болсунова - одно оставалось неизменным: каким бы ни был его персонаж, устоять перед улыбкой этого светловолосого, стройного молодого человека, перед блеском его глаз было просто невозможно.

Вспоминается Эдмунд Тайрон в спектакле «Долгий день уходит в ночь» Юджина О'Нила. Младший сын в семье, писатель, больной туберкулезом. Пьеса, в сущности, бессобытийна, построена на диалогах... Но из дня сегодняшнего становится очевидным, что Сергей Яшин, поставивший ее ранее в Малом театре, совсем не случайно в 1995 году погружает артистов, а следом за ними и зрителей, в жестокую необходимость внимательно всмотреться в себя. История семьи возникает в воспоминаниях Эдмунда как своеобразная иллюстрация к словам писателя в статье «Меморандум в масках»: «Внешняя жизнь человека проходит в одиночестве, осаждаемом масками других; внутренняя жизнь человека проходит в одиночестве, преследуемом масками самого себя». Таким образом, молодому артисту в тесном партнерстве с Владимиром Самойловым, Светланой Брагарник, Олегом Гущиным, подлинными звездами труппы Театра им. Н.В. Гоголя, досталась невероятно сложная роль молодого человека, существующего в рамках «как бы двойного бытия», по определению Тютчева: вспоминая, он познает себя, что обращается творческим процессом... Как, собственно, в большинстве пьес американского драматурга.

В чеховском «Иванове» Яшин дал Андрею Болсунову роль доктора Львова, в которой артисту удалось создать образ, во многом непривычный. Желчность и жестокость Евгения Константиновича была продиктована в рисунке спектакля не только «профессиональными» привычками врача, но и сильной, глубокой влюбленностью в свою пациентку Анну Петровну. А влюбленность в умирающую женщину, которой он уже ничем не мог помочь, рождала не просто неприязнь, а ненависть к Иванову.

И в результате доктор Львов представал фигурой не менее мятущейся, не находящий себе места в холодном и равнодушном мире, чем главный герой Чехова. В этом спектакле становилось особенно очевидным, насколько профессионально и личностно вырос артист, впитавший традиции школы Малого театра, как оттачивались эти новые черты под руководством режиссера-педагога.

И были другие спектакли, не только Сергея Яшина, но и других режиссеров: «Вернись, малютка Шеба» У. Инджа, «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Петербург» Андрея Белого, «Мое преступление» Л. Вернейля, Ж. Бера, «Долетим до Милана» О. Заградника, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда, «Однажды в Калифорнии» С. Шепарда, «Театральный роман» М. Булгакова, «Мистраль» О. Кучкиной, в котором блистал дуэт Александра Мезенцева (Ван Гог) и Андрея Болсунова (Поль Гоген), и другие спектакли. Для каждой из работ Андрея Болсунова, будь они главными или не главными, находились у зрителей и критиков слова одобрения - он умел нигде не остаться незамеченным в тени своих великолепных партнеров. И, казалось, возраст не отнимал у Болсунова ни блеска глаз, ни удивительной своей открытостью и искренностью улыбки, словно он задуман был остаться молодым до такого непоправимо раннего ухода.

Несмотря на востребованность в театре и кинематографе, Андрей Болсунов находил время и силы для участия в спектаклях Дома актера им. А.А. Яблочкиной, которых на его счету оказалось немало. Но было бы несправедливо не вспомнить еще одну работу артиста - Светлана Врагова пригласила его в театр «Модернъ» для участия в спектакле «Петля» Рустама Ибрагимбекова, ставшем одним из знаковых для этого, ныне тоже обновленного коллектива. Роль фотографа Жюля совсем невелика по объему, но так много было заложено в нее драматургом, режиссером и артистом!

Почти случайный знакомый полковника Саблина, этот персонаж появляется на сцене первым. Он пришел в квартиру Саблина, чтобы сделать несколько сенсационных снимков: Саблин пригласил Жюля на собственное самоубийство, чтобы таким образом расплатиться с ним долгом. Для такого события фотограф приглашает свою невесту, русскую женщину Нину. А она узнает в Саблине своего первого мужчину, от которого родила сына. И планы Жюля не только на фотографии, которые принесут доход и славу, но и на отъезд вместе с Ниной в фамильный замок, где ждет счастливая жизнь, рушатся...

В небольшой роли, всего в нескольких появлениях на сцене Андрей Болсунов, изящный, сдержанный, аристократичный как истинный француз, не столько словами, сколько мимикой, жестами, интонациями передавал все испытываемые фотографом чувства и мысли: непостижимость тайн загадочной русской души, непонимание отказа невесты от безбедного и радостного будущего после стольких пережитых потрясений, неумение оценить жертвенность, долг, понятие чести русского офицера... И еще многое другое. Работа артиста была поистине ювелирной.

И эти позолоченные нити остались в памяти уже навсегда.

Когда печальное известие о смерти Андрея Болсунова распространилось, Сергей Яшин сказал теплые, добрые слова о том, с кем проработал много лет, а Сергей Голомазов признался, что запомнит Болсунова ищущим, талантливым и вечно молодым артистом.

Он и останется молодым, потому что мальчишеская улыбка словно плывет в дымке над всеми, кто знал Андрея Болсунова или просто видел на сцене и на экране...

Фотогалерея