Рыцарь сцены и жизни / Вспоминая Василия Ланового (Москва)

Выпуск №6-236/2021, Вспоминая

Рыцарь сцены и жизни / Вспоминая Василия Ланового (Москва)

Красивый человек во всех смыслах этого слова. Красивый внешне - высокий, стройный, с прямой спиной, которую не согнули годы. Благородное лицо, аристократизм - откуда он у простого паренька, чьи родители родом из украинского села? И шляпа, и буденовка, и фуражка, и кокетливый шейный платочек, и гимнастерка, и фрак, и мундир, и китель, и рубаха одинаково ладно сидели на нем.

Рыцарь без страха и упрека.

Романтический Грей, приплывший на корабле под алыми парусами к девушке, ждавшей чуда; отчаянный герой революции Павка Корчагин; бесстрашный офицер Иван Варавва, который твердо знал, что есть такая профессия - Родину защищать; коварный гитлеровский генерал Вольф; светский хлыщ на пляже, наблюдающий заплыв тигров; влюбленный Вронский и красавец Анатоль Курагин... Любое появление Василия Ланового на экране - это всегда запоминающиеся образы, точность в передаче характера, бешеный темперамент, глубина и виртуозное мастерство. Миллионы женских сердец замирали от любви и восторга, миллионы мальчишек и взрослых мужчин восхищались его мужественностью и харизмой.

Но главной любовью Василия Семеновича Ланового был и оставался ТЕАТР, Театр Вахтангова, которому он преданно служил 64 года, придя туда в 1957 году после окончания Щукинского театрального училища. Его педагогом была знаменитая вахтанговская Турандот Цецилия Львовна Мансурова, ученица Вахтангова. А первой значимой ролью, с которой началось восхождение Василия Ланового на вахтанговский Олимп, стал принц Калаф в возобновленной в 1963 году «Принцессе Турандот».

За долгие годы он сыграл более пятидесяти ролей, восхищая мастерством, которое совершенствовалось год от года, мощью, романтической приподнятостью, бешеным напором, умением подняться над обыденностью, особой театральной отточенностью своих ролей, предельной внутренней наполненностью и достоверностью своих героев.

Октавий Цезарь («Антоний и Клеопатра»), Зильбербрант («Господа Глембаи»), Огнев («Фронт»), Маяковский («Конармия»), Протасов («Дети солнца»), Виктор («Иркутская история»), Маркиз Падетруа («Золушка»), Дон Гуан («Маленькие трагедии»), Сагадеев («Тринадцатый председатель»), Троцкий («Брестский мир»), Бернард Шоу («Милый лжец»), Генри II («Лев зимой»), Фредерик («Фредерик, или Бульвар преступлений»), Абель Знорко («Посвящение Еве»), Отец («Последние луны»), Поэт («Пристань») - это лишь маленькая часть ролей, сыгранных им с безупречным вкусом, особым сценическим шиком, филигранной проработкой фраз и жестов. Пафос и лукавство, надменность и сердечность, особый интонационный рисунок речи, подчеркнутые модуляции красивого глубокого голоса и органичность, блистательное владение внешней формой и глубочайшее постижение самых разных характеров, героика и юмор - он владел всей богатой палитрой выразительных средств, направленных на раскрытие мысли автора, его неповторимого стиля.

Лановой трогал, убеждал, заставлял верить его героям, которые становились частью нашей жизни, и не давали забыть, что перед тобой виртуозный мастер. Он всегда ощущал приподнятость сцены над привычной жизнью. Герои, сыгранные Василием Лановым, были не из тех, кто теряется в толпе, они всегда оставались особенными.

Василий Семенович блистательно читал стихи - любимым автором был Александр Сергеевич Пушкин. С 1995 года В.С. Лановой возглавлял Кафедру сценической речи и художественного слова в родном Театральном институте имени Б.В. Щукина. Он был человеком ярко выраженной гражданской позиции, твердых принципов и настоящим патриотом. Жил в согласии с внутренним кодексом чести, отстаивал свои убеждения, не взирая на моду, резко высказывался в интервью, но его полем сражения за свои идеалы оставалось искусство.

При жизни он удостоился быть запечатленным в бронзе: в 2013 году на Фрунзенской набережной, перед зданием Министерства обороны РФ министр обороны России Сергей Шойгу открыл скульптурную композицию по сюжету фильма «Офицеры». Василий Семенович на церемонии открытия встретился со своим киногероем, запечатленным в бронзе. Это ли не высшее признание мастерства и духовной мощи актера? И вклада артиста в нравственное возрождение страны. Общеизвестный факт: после выхода фильма «Офицеры» в 20 раз увеличилось число желающих поступить в военные училища.

Честь и достоинство никогда не были для него отвлеченными понятиями, тем более - пустыми словами. Свое восхищение солдатами России Лановой вложил в чтение закадрового текста в киноэпопее «Великая Отечественная». В последние годы возглавил движение «Бессмертный полк» (председатель попечительского совета патриотической акции).

Василий Семенович Лановой был удостоен множества правительственных и профессиональных наград. В декабре 2020 года стал почетным гражданином города Москвы, которую любил всем сердцем. 14 сентября 2020 года, на открытии 100-го юбилейного сезона, вместе со своей многолетней партнершей Юлией Борисовой Василий Семенович открывал памятник Евгению Вахтангову. Он мечтал, нет, был уверен, что встретит 100-летие любимого театра.

Имя Василия Семеновича Ланового золотыми буквами вписано в историю Вахтанговского Театра. Он ушел - но навсегда остался с нами в нашей благодарной памяти.

Людмила Максакова, народная артистка РФ

«Раньше существовало понятие актерского амплуа. Актер - герой, герой-любовник - это тот, ради которого женщина-актриса готова пойти на смерть, и зритель в это должен поверить. В спектакле «Принцесса Турандот» Адельма, которую я играла, ради Калафа в исполнении Василия Семеновича Ланового хотела покончить с собой, готова была вонзить себе в грудь кинжал. Ради героев, сыгранных Лановым, можно было свести счеты с жизнью. И публика верила актрисам, которые играли с таким партнером, как Лановой. Он был безупречным принцем на экране и в театре. Прежде в театр и кино ходили за мечтой. Зрителям было неважно, как варят суп, быт отходил на второй план. Персонажи Василия Семеновича Ланового на экране и на подмостках воплощали мечту всех женщин, были настоящими романтическими героями.

И еще одно важное замечание. Василий Семенович никогда не изменял своим убеждениям. Всегда говорил: мне все дала Советская власть. Он истинный патриот и за это я готова ему всегда аплодировать».


Евгений Князев, народный артист РФ

«Хотелось бы многое сказать о моем друге Василии Семеновиче Лановом. А он мой настоящий друг, потому что мы с ним больше 20-ти лет жили в одном спектакле («Посвящение Еве») и за эти более чем 20 лет ни разу с ним не поругались, не было даже недовольства друг другом. Все эти годы оставалось мое удивление и восхищение существованием Василия Семеновича на сцене. Я всякий раз смотрел: как он выходит на сцену, как он работает, иногда думал - ему плохо по-настоящему или по роли?

Он был потрясающим партнером, слышал интонацию своего коллеги, отвечал на нее. Каждый наш спектакль не был похож на предыдущие. После спектакля мы заходили в гримерку, и Василий Семенович говорил: смотри, сегодня опять получилось! У этого спектакля было много поклонников, приходило огромное, сумасшедшее количество писем. Василий Семенович очень любил «Посвящение Еве», и с моей точки зрения сыгранный им Абель Знорко - одна из лучших его ролей. Его герой менялся на протяжении двух часов сценического времени, у него происходило переосмысление прожитой жизни, своих поступков, оценок и наблюдать за ним было невероятно интересно, он завораживал мастерством и человеческой глубиной.

Василий Семенович всю жизнь прослужил в одном театре, который по-настоящему любил и которому был предан. Последний раз мы сыграли «Посвящение Еве» 20 декабря 2020 года. Он сказал, что, наверное, пришел срок попрощаться с этим спектаклем. Но я был уверен, что мы еще выйдем вместе на сцену...»

Юлия Борисова, народная артистка СССР

«Прекрасная жизнь нашего многолетнего дуэта с Василием Лановым прошла на глазах любимой публики, начиная с первой совместной работы в спектакле «Принцесса Турандот». Он был великолепным партнером, о чем свидетельствуют «Иркутская история», Миллионерша», «Антоний и Клеопатра», «Шаги Командора», «Мария Тюдор». Признательна Василию Семеновичу, что в нелегкое для меня по состоянию здоровья время он настоял, что только я буду играть Патрик Кемпбелл в «Милом лжеце». Проницательный ум, врожденный аристократизм, тонкий артистизм, мужественность - качества, присущие Василию Семеновичу. Он был настоящим рыцарем».

Фото с официального сайта Вахтанговского театра

Фотогалерея