АСТРАХАНЬ. Встречайте на «Вдох-выдох»…

Выпуск №7-237/2021, В России

АСТРАХАНЬ. Встречайте на «Вдох-выдох»…

...премьеру в Астраханском драматическом театре на площадке «Imaginarium». Впервые в России художественный руководитель театра Александр Огарёв поставил спектакль «Вдох-выдох» по пьесе Юнаса Хемири «Нас сотня». Для современного шведского писателя постановка стала дебютной, если не считать читок пьесы.

Героини на сцене соображают «на троих»: пьют в баре, заигрывают с мужчинами-зрителями, танцуют и читают рэп с нецензурными словами. Да так, что эмоции зала «троятся», пока не прояснилось, кто эти девушки. Не компания веселых подруг, говорящих хором, а три «я» одной личности. Три актрисы (Александрина Мерецкая, Екатерина Сиротина, Анастасия Кацан) - это одно действующее лицо, но разные состояния женщины. Так зрителей втягивают в ее «разборки» с самой собой.

Провокационно играет с залом сам режиссер, которому мало показалось прописать в постановке мужского персонажа Артура. Актера Данияра Курбангалиева он выводит на сцену как опоздавшего на спектакль еще одного мужчину-зрителя. На первом показе неожиданно для себя и капельдинер у входа стала участником действия, воскликнув: «Вот это подстава!»

Актеры общаются с залом, разрушая четвертую стену, и даже вторую, потому что в условиях этой театральной площадки зрители размещены с двух сторон от места действия. Пространство, где линия, разделяющая сцену и зал отсутствует, диктует особую сценографию. Более того - работает на особый способ раскрытия образов: героини не разделяют искусство и реальность, не различают жизнь внутреннюю и внешнюю - три состояния «я» сплели правду и вымысел. При этом все они вполне жизнеспособны и даже талантливы. Девушки умеют драться-ссориться и мириться-целоваться, но иногда в состоянии лучшую часть личности принести в жертву.

Отдельная линия в спектакле - акт «вдох-выдох». Он цикличен, как дыхание, но несет разную смысловую нагрузку. Это и мотив любви, и предчувствие конфликта, и сама жизнь. Как словесная партитура «вдох-выдох» провозглашает: в жизни главное - воздух. Воздух весны буквально врывается в зал через окно вместе с Артуром: весна летит и искушает сочными яблоками. Так вкусно актриса их поедает.

Автор пьесы Юнас Хемири четко следует за особенностями возраста. Он, как психолог Эрик Берн, делит состояния на три трансакции «родитель-взрослый-ребенок». Каждая его героиня несет характерную черту этих трех возрастов «мудрый-осторожный-революционный». Александр Огарёв отклоняется от известного сценарного анализа личности, предложенного современниками. Режиссер дает каждой исполнительнице возможность проживать весь спектр поведенческих реакций. Он не фиксирует действия на одной линии поведения, позволяет актрисам быть разными и непредсказуемыми в реакциях. В этой широте предлагаемых обстоятельств эмоции актрис распадаются на множество вариантов, открывая внутренний конфликт самых различных женских образов. Благодаря исполнительской фабуле каждая из актерских работ логична, тонка и филигранна. Порой не различить, кто из девушек - молодая, кто - среднего возраста, а кто - уже достаточно пожила на свете. Умножение на три их общего «я», затем - художественное преувеличение возвращают зрителей к исходному названию драматурга: «Нас - сотня» (меня - сотня, я - сотня, я - не одинока).

Текст Хемири, емкий по смыслу, невозможно не услышать. Актеры ритмично перекидываются репликами, точно совершают броски, рикошетят их в зал. Разговоры понятны и мужчинам, и женщинам, по сути, это диалоги и монологи с самим собой, но даже самим себе иногда приходится напоминать: «Я люблю тебя». От повторения эта формула прозвучала в постановке менее искренне, сузила территорию собственного «я». Героине к финалу стало тесно, словно нечем дышать. И только взбираясь наверх, на крышу, она определяется, куда же идти...

Встреча зрителей с женскими тайнами в постановке «Вдох-выдох» хоть и проходит в фантазиях, в воображении, но частная история не превращается в попытку анализа прожитого. Исследование души завершается тем, что женщина выходит в мир, наконец, открывает глаза на глобальные проблемы общества. В таком мире она уже не может быть одинокой. Только станет ли счастливой...

Фото Вадима МАТАСОВА

Фотогалерея