Жить хорошо / Брянский областной театральный конкурс «Успех»

Выпуск №7-237/2021, Фестивали

Жить хорошо / Брянский областной театральный конкурс «Успех»

Ежегодные конкурсные показы премьерных спектаклей - традиция для Брянска давняя и любимая. Они проводятся Брянским отделением СТД РФ при поддержке Департамента культуры Брянской области с 1996 года. Финальную точку всегда ставят в Международный День театра, когда на сцене Брянской драмы имени А.К. Толстого награждают победителей, а для зрителей устраивают театральный капустник. И билеты, к слову, всегда раскупают задолго до этого события.

Емкое название - «Успех» - отражает не только отбор лучших работ режиссеров, сценографов, артистов, но и серьезный творческий процесс. Подробное обсуждение членами жюри каждого спектакля, откровенный разговор с труппой дают возможность театрам посмотреть на свои постановки со стороны, узнать о сильных и слабых сторонах. Судя по реакции участников этих встреч, такой диалог очень важен, а «заметки на полях» - шаг к будущему успеху.

В этом году Брянский театральный конкурс проходил в 25-й раз, объединив сразу два театральных сезона, поскольку «Успех - 2020» по известным причинам провести не удалось. В итоге оценивались более 20 спектаклей, представленных Брянским областным театром кукол, Брянским областным театром юного зрителя и Брянским театром драмы имени А.К. Толстого.


Выше того моя радость

Все четыре конкурсных спектакля брянских кукольников созданы разными постановщиками, поэтому в каждом - особый стиль, свое видение современного театра кукол. Лирическую сказку «Пастушка и Трубочист» по мотивам произведения Г.Х. Андерсена создали режиссер Павел Овсянников, художник Мария Кузнецова и композитор Артур Варквасов. Отправив главных героев на поиски счастья, авторы проложили для них непростой маршрут. Они побывали в карточном королевстве и на рыцарском турнире, встретили милых овечек и едва не утонули в озере, и все это время Пастушка мечтала о принце, не замечая влюбленного в нее Трубочиста. К сожалению, театральные фантазии режиссера привели к ощущению перегруженности событиями и деталями, а существующие в живом плане актеры в отдельных сценах явно переигрывали кукол. Преодолевая предложенные обстоятельства, в спектакле интересно работали Никита Краев (Трубочист и Козлоног), Наталья Хачатрян (Китайский дедушка), Наталия Громыкина (Старая свеча), Елена Сафронова (Свинья-копилка).

Дмитрий Ши выбрал пьесу Евгении Тарасовой «Пингвиненок, который хотел летать» и поставил спектакль о мечте. Пусть даже сама природа против, но никто не может запретить главному герою этой истории верить, что однажды он взмахнет крыльями и поднимется в небо. Сценографию для спектакля и замечательных кукол придумал Валентин Викторов, музыку написал Петр Макаров. Неспешный рассказ о взаимоотношениях разных поколений и о тех, кто явно выделяется из привычной толпы, прозвучал актуально и достоверно благодаря актерам, наделивших своих персонажей живыми характерами. Это проявляется в сценах Пингвина-мамы (Наталия Громыкина) и Пингвина-папы (Егор Краев), Пингвиненка (Елена Сафронова) и Тюленчика (Никита Краев).

Камерный, требующий внимательного вслушивания и всматривания спектакль «Снегурочка» создали режиссер Иван Карпов, художник Софья Бодиловская и автор музыкального оформления Антон Холопов. Он притягателен точно найденными образами персонажей, в основе которых старинные обрядовые куклы; изысканной простотой сценографического рисунка, где вертится колесо жизни, солнце сменяет луна и рождается история любви и жертвенности. Нежностью пронизаны взаимоотношения Старика Ивана (Егор Краев) и Старухи Марьи (Наталья Хачатрян), хрупкое счастье зарождается в сценах Снегурочки (Наталия Громыкина) и Ильи (Никита Краев). Когда Снегурочка прыгает в костер и тает, с небес проливается дождь, спасая людей от губительной засухи. Сказочный мир наполняется светлой, бескрайней как река печалью, но - «выше того моя радость, выше того моя любовь». Это слова из песни «Высоко» этнографа и музыканта Сергея Старостина, которую в финале исполняют артисты, шагнув из игрового пространства на авансцену. И сказка о Снегурочке звучит как духовная притча.

Спектакль-память о Великой Отечественной «Бах-бах-бах!» поставила Лариса Леменкова по замечательной пьесе молодого драматурга Юлии Поспеловой. Ее соавторами стали художник Артур Вольховский и музыкант-аранжировщик Андрей Григорьев. На страшные события войны мы смотрим глазами главного героя циркового пса Вити (Наталия Исаева). Он не понимает, почему сгорел цирк, а его лучший друг клоун Аркаша (в спектакле это единственная роль живого плана и Егор Краев исполняет ее убедительно) обул тяжелые сапоги и впервые в жизни не взял Витю с собой. Пес отправится на поиски, в пути встретит доверчивого дворнягу Кешу (Наталья Хачатрян), трогательную козочку Катю (Юлия Горбачева), интеллигентного гуся Гусятникова (Никита Краев), наделает немало ошибок, но постепенно поймет, что такое настоящая дружба, почему Аркаша «променял» его «на какой-то фронт» и зачем погибают люди «за какое-то мужество». Спектакль, выстроенный постановщиками и мастерски сыгранный талантливыми артистами Брянского театра кукол, в тот день смотрели школьники начальных классов. В зале стояла такая тишина, какая бывает только при очень важной и доверительной беседе. Разговор получился простым и непафосным, но в нем прозвучало то главное, что нужно знать детям о войне. И помнить.


По следу Птицы-тройки

Брянский областной ТЮЗ открыл 40-й сезон в сложное время. Здание поставили на капитальный ремонт, репетировать приходится в холодном зале, а играть на чужих площадках. При этом в репертуаре не стало меньше премьер, здесь играют классику и современную драматургию, приглашают как маститых, так и молодых режиссеров и по-прежнему собирают полные зрительские залы.

Явно кассовой замышлялась испанская музыкальная комедия «Дом, где все кувырком» Альваро Портеса в постановке Сергея Пузырева, но итог оказался иным. Да, сюжет банален, но все может измениться за счет внутренней логики, особого ритма, который создаст иллюзию непредсказуемости, включенности каждого героя в общее действие. Единственный персонаж этой истории со всеми ее нелепыми случайностями и семейными страстями, в котором от начала и до конца сохраняется острокомедийное существование и ощущение нарастающей интриги, - Мария Оксаны Башкатовой.

А вот мюзикл Максима Дунаевского «Три мушкетера» по пьесе Марка Розовского (тексты песен написаны Юрием Ряшенцевым) стал точным попаданием. Режиссер-постановщик Вячеслав Шляхтов и сценограф Александр Малыгин создали для молодой труппы крепкую и надежную конструкцию, позволившую им легко и внятно пересказать хорошо известную историю, пусть и не во всем идеально, но почувствовать природу непростого сценического жанра. Во многом это произошло благодаря работе репетитора по вокалу Елены Мишкиной и балетмейстера Алексея Дерендяева. Слабым местом постановки остается сценический бой, что, конечно же, постигается и нарабатывается со временем, а Брянский ТЮЗ пока не может похвастаться большим опытом постановки мюзиклов.

Легко и красиво сыграны массовые сцены в харчевне, в монастыре кармелиток, где главная партия у Аббатисы Светланы Малькиной. Преодолевая известный штамп, собственный образ Д'Артаньяна создает на сцене Алексей Кочетов. И это же относится к мужественной троице мушкетеров - Атосу Виктора Коновалова, Портосу Вячеслава Шевченко, Арамису Евгения Ковалева. Верные интонации найдены Александром Курилкиным для кардинала Ришелье, с большим юмором сочинил своего Бонасье Алексей Чубаков, а Линда Выдрякова сыграла Констанцию изящно и трогательно.

Режиссер Анна Троянова пока делает в профессии первые шаги. В Брянском ТЮЗе она поставила спектакль «На войне как на войне» по повести Виктора Курочкина. Художник Анастасия Копылова создала выразительное сценографическое пространство, в котором буквально из ничего собирается самоходная артиллеристская установка. Легендарная самоходка становится центром притяжения, вокруг нее закручивается сюжет о молодом лейтенанте и его экипаже, в сценах боя она не выглядит условной конструкцией и, благодаря четко выстроенному действию и актерской энергетике, возникает ощущение максимальной приближенности к трагическим событиям нашей истории. Есть еще один важный элемент сценографии - игрушечная самоходка. Говорящий образ отражает главную мысль лейтенантской прозы: еще вчера эти мальчишки разыгрывали игрушечные баталии, а сегодня им предстоит принять реальный бой.

Молодым актерам удалось прожить текст прошедшего войну Виктора Курочкина так, как если бы это была их собственная судьба. Поначалу в младшем лейтенанте Сане Малешкине Виктора Коновалова много наивного и бесхитростного, но постепенно проступают черты воина, который в страшную минуту не раздумывая закроет собой товарищей, родину. Предчувствие неминуемой беды возникает в диалоге Сани и его Матери, сыгранной Лилией Киндировой. Актриса поет колыбельную своему сыну, и в этом столько души, что ее сцена в спектакле становится одной из самых знаковых.

Невыразимая словами боль живет в Мишке Домешеке Евгения Ковалева, от чьего лица и ведется повествование. Сила духа этого персонажа ощущается не только в бою, но и в минуты тишины, в послевоенное время, когда события Великой Отечественной лишь тяжелые воспоминания. Все то, что называют честью офицера, есть в полковнике Овсянникове и полковнике Дее - одновременно две роли сыграны Александром Исаевым. Бесшабашностью юности, когда реальный фронт все еще кажется игрой, наполнил Солдата и десантника Громыхало Алексей Кочетов. Режиссер Анна Троянова точно расставила акценты от смешного до трагического и рассказала о той настоящей войне, где мальчишки были честными и храбрыми, а медали и ордена нередко получали посмертно.

Три премьерных спектакля поставил в Брянском ТЮЗе его новый главный режиссер Юрий Пахомов. Сделав инсценировку по уральскому сказу Павла Бажова «Медной горы Хозяйка», Пахомов в соавторстве с художником Амиром Ермановым поставил одноименный спектакль-превращение, спектакль-раздумье о предначертанности судьбы, неразгаданной тайне дара высокого мастерства, куда вмешиваются не только божественные силы. Текст читают Анна Денежкина, Светлана Малькина и Елена Маслова, передавая нюансы особого стиля Бажова, улавливая интонации народных преданий. Заметные работы в спектакле у Александра Курилкина (Степан), Зои Заречной (Хозяйка Медной горы), Владимира Аверина (Барин). Совсем небольшая роль Настасьи сыграна Татьяной Зезюля без единого слова, но в ней есть светлая печаль и доверие к жизни, которая может сначала одарить, а потом отнять, словно проверяя крепость веры человеческой.

«Тартюф» Ж.-Б. Мольера прозвучал достаточно смело, но оставил вопросы. Сбивают с толку атрибуты новогоднего корпоратива - искусственные елки, фонарики, костюм Снегурочки на Клеанте. Случайными штрихами воспринимаются вкрапления в «костюмную» основу постановки: драные джинсы, кеды и бейсболки артистов массовых сцен, Валера и Марианны, так же, как и узнаваемый лагерный ватник, в который обряжают Оргона перед его арестом. Но внутри этой оболочки разыгрывается по-настоящему динамичная история, актеры легко существуют в жанре площадного театра и мольеровской буффонады, что особенно удается Тартюфу Алексея Чубакова, Оргону Владимира Аверина, госпоже Пернель Вероники Виницкой, Эльмире Лилии Киндировой, Дорине Зои Заречной. Псевдосвятоша Тартюф, как и положено, разоблачен, но остается загадкой главное - в чем сила магического влияния этого шарлатана, задуманного Мольером как собирательный образ лицемерного и алчного духовенства, владеющего умами людей?

Обратившись к современной драматургии, Юрий Пахомов поставил пьесу Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила» (сценография Амира Ерманова), и это стало серьезным режиссерским высказыванием о любви и ненависти, о том, как легко ломают судьбы людей их близкие родственники. Зоя, утверждающая, что ей сто лет, тяжким грузом лежит на плечах уже немолодого сына Владимира. Симулируя болезни и сумасшествие, она держит его на коротком поводке, пугает близкой смертью, но сама железной хваткой держится за жизнь.

Мать вспоминает, что в ее родном селе, когда приходило время умирать, с чердака доставали заранее заготовленный гроб, обряжались во все новое, укладывались и тихо уходили в мир иной. Если не удавалось, возвращали все назад и шли пасти гусей. Каждый день Зоя тайком рисует птиц на створке платяного шкафа и ожесточенно машет на них - она пасет своих гусей, отгоняет смерть все дальше. Это ритуал. Иногда кажется, что свою роль Оксана Башкатова играет на пределе человеческих возможностей. Крепким узлом в ней завязаны больная душа, одиночество, обида на жизнь, странная, не поддающаяся логике любовь к сыну и боязнь его потерять. Владимир Александра Исаева, пользуясь скупыми средствами, создает абсолютно достоверный образ человека, надломленного в детстве властной Зоей и потому не сумевшего реализовать себя в полной мере во взрослой жизни. Он задыхается от постоянного чувства вины и несвободы и в то же время боится потерять мать, ведь кроме нее ничего нет. Когда появляется девушка Женя, и в пыльный мирок квартиры словно врывается свежий ветер, Владимир впервые за долгие годы начинает ощущать радость жизни. Это первая крупная роль Нины Алгуновой, и ее можно рассматривать как серьезный шаг в профессии. В грубоватой девчонке, со всеми ее дешевыми нарядами и наивными мечтами столько доброты, что хватило бы и на Зою. Но ожесточившееся не в состоянии это принять.

В пьесе есть жестокие эпизоды. Плоцкий (Евгений Кадыков), раздираемый обидой и завистью, разрушает иллюзорное счастье Жени и Владимира. Сцена насилия решена режиссером очень просто: Плоцкий отрывает куски от халатика девушки, но кажется, он рвет на клочки ее душу. Женя возвращается в деревню, потому что город, о котором она грезила, исторг ее как ненужную вещь. Жизнь Владимира на этом закончилась. А что остается Зое и куда улетят теперь ее гуси?..

Не так давно в афише Брянского ТЮЗа появились «программные» «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Его авторы - режиссер-постановщик и автор инсценировки Михаил Скандаров, режиссер Владимир Аверин, художник-постановщик Ольга Малыгина, художник по костюмам Алиса Белова - создали объемный мир гоголевских персонажей, наполненный острым гротеском и бесконечной правдой о России. В программке заявлены три основных актера, исполняющие все роли одновременно. Чичикова играет Алексей Чубаков, остальных персонажей, независимо от гендерной принадлежности, делят между собой Владимир Аверин и Оксана Башкатова, причем, по замыслу режиссера, они пересказывают знаменитую поэму в эстетике театра масок. Путь Чичикова из приемной губернатора и дальше, от одного имения к другому, оказался стремительным, и по мере того, как его афера набирала обороты, убыстрялся ритм действия. Меняя маски, актеры мгновенно вживаются в тот или иной образ, находят для него особую пластику, собственный характер. Такое под силу только крупным мастерам.

Своя роль отведена в спектакле Хору. Восемь актеров управляют ростовыми куклами-второстепенными персонажами, работают на подхвате у главных героев, и этот открытый театральный прием еще больше подчеркивает игровую стихию спектакля. И какой бы горькой ни была ирония, какими бы карикатурными ни выглядели все эти Собакевичи, Маниловы, Коробочки, Ноздревы, Плюшкины, вечно пьяные Селифаны, влиятельные лица и светские дамы уездного масштаба, спектакль поставлен и сыгран с большой любовью к своей стране. С надеждой, что Птица-тройка не затормозит свой бег, но однажды найдет верную дорогу, без ухабов и опасных поворотов.


Запах антоновских яблок

Пожалуй, самым значимым событием Брянского театра драмы имени А.К. Толстого как для артистов, так и для зрителей, стал спектакль Алексея Доронина «Прощаясь не навсегда». Элегия в двух частях, как обозначил режиссер жанр своей новой работы, создана по новеллам из цикла «Темные аллеи» И.А. Бунина. Переплетение сюжетных линий рассказов «Муза», «Чистый понедельник», «Пароход "Саратов"», «Кума», «Темные аллеи», «Холодная осень», точно подобранная музыка и минуты тишины, во время которых с особой ясностью раскрывается внутренняя драматургия бунинских произведений, создают ощущение гипертекста. Мятущиеся души в извечном колесе времени расплачиваются за любовь и измену одиночеством, утратой иллюзий, потерей родины. «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб», - писал Бунин. В небытие ушли поколения, пережившие войну и революцию, рассеявшиеся по земному шару, потерявшиеся среди чужих народов и языков. Но их судьбы по-прежнему тревожат сердце, потому что есть то, что не зависит от времени и что мы берем с собой в новый век.

Две части спектакля - «Нынче вышло дождливое лето» и «Когда опадают листья» - можно рассматривать и как отдельные произведения, и как единое целое, связанное главной темой: каждый должен нести свой крест, идти до конца и верить. Утонченная партитура символов, которыми Алексей Доронин наполняет действие, придает бунинским сюжетам особое звучание. Проданный бывшим любовником нательный крест героини Марии Максимовой из рассказа «Муза» становится ее первым шагом к пропасти. Крест вкладывает в ладонь обманутой Наденьке (Ксения Ланская) барчук Николенька (Юрий Киселев), и это предательство в конечном итоге исковеркает всю его жизнь, лишит простого человеческого счастья. Спустя много лет смертельно уставший и опустошенный Николай Алексеевич, которого в этом эпизоде играет Михаил Кривоносов, встретит свою Наденьку и успеет попросить прощения, но героине Ирины Аракеловой еще предстоит пройти по кругам ада, пока не отпустит свою безнадежную любовь-муку.

В простом сценографическом решении, также созданном Алексеем Дорониным, предметы живут своей жизнью. Мерцают свечи, освещая бокалы с недопитым вином и стопки ненужных книг, потрескивает игла патефона, в старых зеркалах отражаются силуэты прошлого. На грани яви и болезненного воспоминания возникает единственная и последняя ночь героев «Чистого понедельника» Александра Кулькина и Юлии Филипповой. Далеким отблеском памяти становится сцена прощания молодой пары из «Холодной осени» в исполнении Кристины Корзниковой и Алексея Дегтярева. И все это переболевшее звучит в финальном монологе Татьяны Сычевой, в чьей долгой и трудной жизни только и был тот холодный вечер, а остальное пронеслось как сон. Пришла пора идти к своему Пете, потому что он ждет. Потому что прощались они не навсегда.

В прошлом сезоне Алексей Доронин поставил на сцене Брянской драмы комедию «Люди добрые» по рассказам Василия Шукшина. В этом светлом и добром спектакле, где радость соседствует со слезами, мы прикасаемся к светлым душам Петьки Краснова Иосифа Камышева и его жены Зои (в разных составах эту роль исполняют Светлана Сыряная и Татьяна Сычева), бригадира Шурыгина Вениамина Прохорова и Клавдии Ирины Аракеловой, Степки Алексея Дегтярева и Маньки Кристины Корзниковой, бабы Нюры Людмилы Борисовой и Троши Михаила Кривоносова (подробно об этом спектакле в «Страстном бульваре, 10», № 8-238/2021).

Три спектакля, созданные Анатолием Слюсаренко, оказались очень разными по режиссерской концепции и эмоциональному наполнению. В лирической комедии «В полночь в саду» по пьесе Альфреда де Мюссе «Подсвечник» не хватило интриги и легкости заявленного жанра, которая бы позволила актерам разыграть эту историю иронично и свободно. Возникает ощущение случайных, не до конца раскрытых образов мэтра Андре Михаила Кривоносова и Клавроша Ильи Беззуба, излишне мелодраматична Жаклин в исполнении Юлии Филипповой. Лишь Фортунио Романа Новака - страстный, способный на безумство и самопожертвование, кажется, улавливает природу героев Мюссе, в которых соединяются любовь, горечь, надежда.

Мюзикл «Отважный щенок Бенджамин» композитора Александра Стрекалова (аранжировка Виктора Норейко) поставлен по пьесе Елены Атай. Он заявлен как спектакль для детей, но затрагивает далеко не детские проблемы - собаки, брошенные хозяевами, оказываются на свалке. На образ спектакля работает разноуровневая декорация Александра Малыгина, сложный пластический рисунок, выстроенный балетмейстером Ириной Антиповой. В музыкальных монологах возникают истории наивного щенка Бенджамина Сергея Лопатина, красотки Пепси Марии Максимовой, диванной собачки Сони Олеси Македонской, бойцового пса Рекса Ильи Беззуба, старика Леопольда Андрея Савченкова и родившейся на этой свалке Плюшки Кристины Корзниковой. Героям мюзикла приходится отвоевывать место под солнцем, спасаться от крыс и собаколовов, и хотя в финале все складывается хорошо - приходят добрые люди из собачьего приюта - невозможно отделаться от ощущения напрасно рассказанной истории. Словно бы спектакль создан наспех и не приглашает зрителя к серьезным размышлениям.

«Последняя жертва» А.Н. Островского, как писали об этой пьесе критики еще при жизни драматурга, «имела некоторый успех». Возможно, причина в достаточно банальных сюжетных линиях и предсказуемом финале, в надоевших лекалах, по которым выписаны действующие лица. Анатолий Слюсаренко предложил свое прочтение «Последней жертвы», и его спектакль стал серьезным погружением в характеры персонажей, попыткой разобраться не только в мотивации их поступков, но и в том, кто же действительно является последней жертвой.

В изначально понятной схеме - богатая вдова обманута и разорена любовником, но спасена влиятельным родственником - проявляются совершенно иные смыслы. Юлия Тугина в исполнении Юлии Ростопчиной, похоже, лишь играет в неведение. «Вкладывая» средства в рокового красавца Дульчина (Роман Новак), она рассчитывает на будущие дивиденды - замужество, спокойную жизнь с молодым мужем. Дульчин принимает правила и беззастенчиво пользуется ее щедростью, не торопясь со свадьбой, требуя все больше, вплоть до последней жертвы. Неизвестно, как долго продолжались бы эти игры, не вмешайся Глафира Фирсовна. В героине Людмилы Шлянцевой намешано всякого - чувство справедливости, доброта, зависть к богатым родственникам, желание пожить на широкую ногу. Она искренне бросается спасать Тугину от позора и разорения, но в подарок за доброту предпочитает получить от Фрола Федулыча Прибыткова шубу на шелковой подкладке.

Ломая стереотипы, ключницу Тугиной играет Олеся Македонская. Ее героиня молода, но сильно прихрамывает, и, если хозяйка разорится, вряд ли Михевну возьмут в другой дом. Придется ей идти по миру. Она равнодушна к деньгам и мечтает жить на земле, где можно разводить домашнюю птицу и просто радоваться каждому дню. Михевна приносит в дом коробку с цыплятами, но ее маленькое счастье грубо выбивают из рук, когда открывается правда о предстоящей свадьбе Дульчина и Ирины (Кристина Корзникова) и в доме Тугиной разражается скандал. Вокруг кипят страсти и льются слезы, а хромая Михевна что-то растерянно ищет, еще не осознав до конца своей потери.

Для Анатолия Слюсаренко важна тема человеческого достоинства, и это с особой остротой проявляется в сценах Дульчина и Салай Салтаныча. Герой Александра Кулькина, наделенный Островским далеко неоднозначной характеристикой, называет промотавшего состояние человека преступником. Для него унаследованное от предков богатство - неотъемлемая часть родовой памяти. Бесцельно растранжирить его, все равно что потерять доброе имя, а значит и уважение. Безжалостный процентщик становится справедливой карой для таких как Дульчин или равнодушный мечтатель Лавр Прибытков, которого Андрей Савченков играет излишне гротесково.

Удивительно глубокий образ, уводящий далеко от стандартного восприятия богатых купцов в пьесах Островского, создает Михаил Кривоносов. Его Фрол Федулыч - человек с чистыми руками и нежной душой. Он знает, что такое настоящий труд, а потому считает каждый рубль. Он может купить все, что угодно, но деньги не сделали его черствым. Образованность Прибыткова контрастирует с приземленностью Тугиной, которая замкнулась на своем плане с замужеством, не ходит в театр и, скорее всего, не читает книг. Есть в нем глубинная тоска человека прожившего долгую жизнь, но так и не познавшего личного счастья. Жаль, что в своей любви к Тугиной он, скорее всего, обманется, не отыщет родной души.

В финале игрок Дульчин разоблачен и унижен, но в нем слишком много жизни, чтобы стреляться, и он отправится на поиски очередного источника денег. Благо, на горизонте маячит вдова Пивокурова в колоритном исполнении Ирины Никифоровой. А Фрол Федулыч женится на Тугиной и принесет свою последнюю жертву.

Режиссерским дебютом артиста Вениамина Прохорова стал «Вечер» Алексея Дударева. Спектакль, поставленный когда-то в Читинском драматическом театре народным артистом России Николаем Березиным, где роль Мультика исполнял Прохоров, проехал с гастролями по всей стране, а в Минске его смотрел сам драматург. Спустя много лет Вениамин Александрович решил восстановить эту постановку в память о несправедливо рано ушедшем Березине и еще для того, чтобы продолжилась сценическая жизнь замечательной пьесы, которая по-прежнему собирает полные залы и вызывает горячий отклик зрителей.

Выразительная игра Иосифа Камышева и Вениамина Прохорова заставляет забыть о несовершенной и заметно устаревшей для сегодняшнего восприятия декорации. Важнее то, что происходит между этими одинокими стариками. Они живут в постоянном противостоянии, но не могут друг без друга. Василий Вениамина Прохорова, прозванный когда-то Мультиком, человек мягкий, но со стальным стержнем внутри. Каждый день он разговаривает с солнцем и черпает из колодца воду за тех, кто давно покинул их деревню. Он убежден, что лишь так можно сохранить чистоту главного источника жизни, так не замутится память. Великодушия Василия хватает на всех. На сына, давно забывшего дорогу домой, на соседа Никиту, получившего за свой язвительный характер неблагозвучное прозвище Гастрит. Василий знает, что много лет назад завистливый сосед написал донос на его родственника, и тот сгинул в сибирской ссылке. Нераскаянный грех всю жизнь не дает покоя Гастриту, подтачивает изнутри. Но ему невдомек, что Мультик давно простил, отмолил душу Никиты у своего солнечного Бога.

В герое Иосифа Камышева, человеке по своей природе не злого, много какой-то детской обиды, ожесточенности. Он недоволен судьбой, которая всегда давала ему только половинку счастья, он так и не научился радоваться за других. Но душа просит, чтобы на старости лет кто-нибудь «притулился», пожалел. Вот и приходит каждое утро к Мультику, потому что от Василия исходит душевное тепло. Набирается смелости, надевает картуз с ярким цветком, в котором щеголял в молодости, и робко сватается к Дарье. А та выбирает Василия.

На роль Дарьи режиссер взял совсем еще молодую актрису Елену Дигину, и это стало удачей спектакля. Она играет не возраст, а состояние души, хотя и нашла для своей героини верную пластику, интонацию. Трогательна и светла сцена, когда Дарья перебирается в дом Василия и прижимает к груди «приданое» - икону, цветок герани и подушку. С какой искренней нежностью женщина «притуляется» к Гастриту, который пришел умирать в их дом, потому что нет ничего страшней одинокого ухода. И это, возможно, лучшая минутка в жизни Никиты - судьба напоследок одарила его сполна.

Трагикомедия «Я люблю тебя, Флоренс» Питера Куилтера, не так давно появившаяся в афише Брянского театра драмы, сразу настраивает на прикосновение к судьбе женщины-легенды, певицы Флоренс Фостер Дженкинс. Ее называли анти-Каллас, «изысканно плохой» вокал сравнивали с кудахтаньем курицы и вибрированием трубы. Флоренс, действительно, не имела слуха и голоса, но верила в собственную гениальность и неустанно пела, давая концерты для особой публики. Она посвятила себя музыке и вошла в историю как яркий представитель маргинального искусства. Но главное, стала для многих Ангелом Вдохновения (так она назвала один из своих сценических костюмов), человеком, который несмотря на жестокие насмешки шел своей дорогой и жил только музыкой.

Об этом пьеса, созданная по реальной биографии, и потому в числе персонажей люди из окружения Флоренс Дженкинс - близкий друг и импресарио Сен Клэр Бэйфилд, пианист Косме Макмун. К сожалению, режиссеру Сергею Васину не удалось наполнить постановку подлинностью удивительной жизни Ангела Вдохновения. Несмотря на хорошие актерские работы Светланы Рязанцевой (Флоренс Дженкинс), Михаила Лаврушина (Сейнт Клэр), Романа Новака (Косме Макмун), Светланы Сыряной (Дороти), это прозвучало как история обычной женщины, которая просто любила петь. Заставляя исполнительницу главной роли петь «плохо» (хотя сохранилось немало записей арий в исполнении Флоренс Дженкинс), режиссер совершил ошибку. Обладающая хорошим голосом Рязанцева оказалась не способна вытянуть «плохую» партию, и это лишь добавило очков к общей неправде.

Под занавес «Успеха» давали «Любовь в стиле ба'ROCK'ко» Ярослава Стельмаха на музыку Василия Уриевского и Екатерины Гопенко. Романтическую комедию, можно сказать, безделицу, актеры разыграли иронично и ярко. Простейший сюжет с переодеваниями и сменой масок режиссер Александр Баркар решил как комедию дель арте, используя открытые театральные приемы и стремительно закручивая действие. Молодая часть труппы Брянской драмы свободно существует в эстетике игрового театра, заставляя зрителя напряженно следить за развитием сюжета, хотя его исход понятен изначально. Невероятная актерская энергетика у Степана Дмитрия Ненахова и Ярыси Олеси Македонской, точны в своих перевоплощениях Онисим Сергея Макухина и Оляна Ксении Ланской, легко постигают фарсовую природу своих персонажей Илья Беззуб (Шум) и Мария Максимова (Кущ).

Когда стихия карнавала отступает, сквозь смех и дурачество прорастает высокая история о любви. Граф Никиты Калганова, кутила и прожигатель жизни, который еще недавно отказывался от своей невесты Оляны, а потому и задумал злой розыгрыш с подставным женихом, понимает, что совершил серьезную ошибку. В утонченной, умной и доброй Оляне его судьба. История заканчивается на счастливой ноте, потому что хорошо там, где мы есть. И жить вообще хорошо. Об этом поют актеры в финальной песне и убеждают абсолютно.

 

Фото предоставлены театрами

Фотогалерея