От "Леса" остались одни щепки / «Лес» в МХАТе имени М.Горького

Выпуск №7-237/2021, Премьеры Москвы

От "Леса" остались одни щепки / «Лес» в МХАТе имени М.Горького

Спектакль Виктора Крамера «Лес» на сцене МХАТа имени Максима Горького оказался неимоверно востребованным, невзирая на широкую известность пьесы Островского, разошедшейся на цитаты. И трудно сыскать театр, где бы к ней не обращались.

Ажиотаж вокруг новой работы театра объясняется двумя причинами: известностью неординарной режиссуры Виктора Крамера, склонного к неожиданным сюрпризам, и двумя приглашенными исполнителями на роли Несчастливцева и Счастливцева - Андрея Мерзликина и Григория Сиятвинды.

Реклама, замешанная на любопытстве, бежала впереди еще не успевшего встать на ноги спектакля, рождала слухи, способствуя продаже билетов на месяц вперед. Согласившись на постановку в традиционном театре, питерский авангардист мог рассчитывать только на себя, на свою фантазию, на смелый замысел, равняющий классику с современностью. Недаром Крамер выступает в трех лицах: режиссера, сценографа и даже интерпретатора, что выглядит весьма странно, поскольку интерпретация любой пьесы немыслима без режиссерского видения. Но это так, частности, а вот придуманная сценография в виде огромной горы из щебня, превратившегося в мусор и засыпавшего дворянскую усадьбу, намекает на экологическую проблему, а также и на нравственную, связанную с беспощадным уничтожением лесных массивов ради наживы продвинутых олигархов Гурмыжской и Восмибратова.

Таким образом, социальная тема вторгается в классический сюжет Островского. Комедия на наших глазах превращается в фантасмагорию, едкую и беспощадную, «разбавленную» репризами безработных артистов: Несчастливцева и Счастливцева, ночующего в мусорном контейнере, где его и находит друг по несчастью. Попав, таким образом, в категорию бомжей, они не представляют угрозу потребительскому обществу, замешанному на коррупции, и так же бесправны, как гастарбайтеры, работающие на лесоповале у помещицы Гурмыжской.

Тем не менее, эти два вечно голодных прожектёра в гротесковом исполнении Мерзликина и Сиятвинды, дошедшие до крайней черты бедности, да так, что срамное место Счастливцев прикрывает куском грязной материи, представьте - счастливы. Согретые мечтой о своем театре, они живут судьбами когда-то сыгранных героев, цитируют их и даже подражают им. Так, когда Восмибратов, смахивающий на местного пахана (Иван Рыжиков), обвиняемый Несчастливцевым в бесчестном поступке во время купли-продажи леса, задет за живое и отдает незаконно присвоенные две тысячи рублей обманутой Гурмыжской, трагик с дырявыми карманами, копируя благородного рыцаря, отказывается от плывущего в руки гонорара. После чего, спустившись на землю, кусает себе локти, а комик Счастливцев падает в обморок, вызывая смех в зрительном зале.

Иронизируя по поводу странствующих актеров, неприспособленных к суровой действительности, готовых удавиться от скучной серой жизни, Крамер параллельно отказывает в душевной работе прагматичным коммерсантам, к коим принадлежат Раиса Гурмыжская и купец Восмибратов, запрещающий сыну жениться на бедной Аксюше без приданого.

Казалось бы, ситуация знакомая, не раз описанная в пьесах Александра Николаевича Островского, но в данном спектакле роман стареющей хозяйки, решившей продлить молодость за счет неравного брака с фитюлькой-гимназистом Булановым (Роман Титов), почему-то сходит на нет и подается между прочим. Что сильно обедняет жанр трагикомического фарса.

Насколько прямолинейна и однозначна «железная леди» Гурмыжская в исполнении опытной актрисы Татьяны Поппе, настолько загадочна и таинственна Улита Алисы Гребенщиковой. Хромоножка в черном, словно мистическая фигура из параллельного мира, она лавирует среди хора доброжелателей Гурмыжской, повторяющих за ней каждое движение в сопровождении глухого мычания. И вот, наконец, в свидании с пройдохой Счастливцевым, сбросив черный покров, Улита превращается в сексапильную львицу, соблазняя хмельного простака и выведывая у него «секретную информацию».

Надо сказать, Виктор Крамер любит эффектные мизансцены, чтобы зрители от неожиданности ахнули. Что и происходит, когда Аксюша Елизаветы Базыкиной, потеряв всякую надежду на счастье с Петром, бросается с вершины горы в пропасть. (На самом деле актрису подменяет переодетая каскадер Александра Артемьева.) Не думаю, что только ради этого Крамер придумал гору из щебня. Ведь художественный образ получился весьма впечатляющим, работающим на сверхзадачу фантасмагорического спектакля. Вместе с тем двигаться по этой горе вверх и вниз актерам неудобно, и даже опасно.

Таким образом, довольно мощная сценография оказалась рискованной для драматических артистов, предпочитающих не уподобляться эквилибристам, а оставаться на высоте своего мастерства.

К большому сожалению, не удается согласиться с режиссерской трактовкой осовремененной пьесы Островского, которая трещит по швам. С одной стороны, слава Богу, сохраненный текст диктует достоверный способ существования героев, а с другой - символический видеоряд отсылает к поставангарду, живым картинкам с функциональными фигурами. Так в метаниях от одного к другому и проходит трехчасовой спектакль с двумя сюжетами.

 

Фото Вячеслава НОВИКОВА предоставлены театром

Фотогалерея