"Несравненный голос, хрупкая нежность, страстность"... / Ольга Яковлева (Москва)

Выпуск №7-237/2021, Лица

"Несравненный голос, хрупкая нежность, страстность"... / Ольга Яковлева (Москва)

14 марта отметила юбилей Ольга Яковлева, актриса, по справедливому утверждению Анатолия Смелянского, открытая Анатолием Эфросом сначала Москве, а затем и стране в пьесах Радзинского и Арбузова. «От роли к роли он лепил ее образ и облик, сотворив лирический центр всех своих важнейших театральных композиций».

С детства занимаясь в театральных студиях, Ольга Яковлева закончила в Алма-Ате Театральную студию при ТЮЗе, но от приглашения остаться в театре отказалась и уехала в Москву поступать в Театральное училище им. Б.В. Щукина, по окончании которого была принята в труппу Театра им. Ленинского комсомола. По-настоящему насыщенная творческая жизнь началась для молодой актрисы спустя два года, когда театр возглавил Анатолий Васильевич Эфрос. Буквально с первых своих ролей в спектаклях этого Мастера она получила широкую известность не только в театральных кругах, но и в зрительских пристрастиях. Тонкий психологизм в редком сочетании с простотой, естественностью и в то же время импульсивностью, душевная стойкость и ранимость, внутренняя сила женщины и девичья хрупкость отличали уже ее Аню в «Снимается кино» и Наташу в «Ста четырех страницах о любви» Э. Радзинского, Арманду Бежар в спектакле «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по М.А. Булгакову и, конечно же, Лику в «Моем бедном Марате» А. Арбузова. Эти разные, почти ни в чем не схожие характеры были воплощены молодой актрисой настолько сильно и во многом непривычно, что зрители старших поколений по сей день не могут забыть глубоких впечатлений, не утративших силы с прошедшими десятилетиями.

В 1967 году вместе с А. Эфросом Яковлева перешла в Театр на Малой Бронной, где по общему признанию критиков и многочисленных зрителей режиссер поставил свои лучшие спектакли, а Ольга Яковлева сыграла лучшие свои роли: Ирину и Машу в чеховских «Трех сестрах», Наталью Петровну в «Месяце в деревне» И.С. Тургенева, Коробочку в «Дороге» по «Мертвым душам» Н.В. Гоголя, Джульетту и ДездемонуРомео и Джульетта» и «Отелло» У .Шекспира), Лизу ХохлаковуБрат Алеша» В. Розова по «Братьям Карамазовым» Ф.М. Достоевского), Агафью Тихоновну в гоголевской «Женитьбе», Альму в «Лето и дым» в спектакле по пьесе Т. Уильямса.

Продолжая странствовать вслед за своим Мастером, Ольга Яковлева играла в спектаклях Анатолия Васильевича и в Театре на ТаганкеНастю в «На дне» М. Горького, Боди в спектакле «Прекрасное воскресенье для пикника» по пьесе Т. Уильямса и Селимену в мольеровском «Мизантропе». Как верно отмечалось в критике, это была уже актриса, обогащенная глубоким опытом, в ее работах ощущалась «женщина, познавшая катастрофу и разочарование души», окаменевшая, отвергнувшая живые чувства.

В одном из давних интервью Ольга Михайловна, как кажется, очень точно сформулировала, чем была для нее работа с Анатолием Эфросом: «Во-первых, он научил меня ремеслу и помог поверить в себя. Это главное. Эфрос постоянно настраивал нас на то, что никогда не надо самоуспокаиваться или впадать в депрессию, на сцене следует существовать радостно... Даже когда он ставил «Ромео и Джульетту», то снимал излишний драматизм... Я всегда слишком эмоционально вела себя на сцене, поэтому ему приходилось чуть ли не связывать меня по рукам и ногам, чтобы эмоции загонять вовнутрь... Когда Анатолий Васильевич ставил спектакль, он приходил на встречу с актерами максимально подготовленным. Некоторые исполнители говорили: хоть бы на 30 процентов сделать то, о чем он просит, - и это уже успех. Эфрос мог быть в жизни жестким, но в работе всегда поражал меня необыкновенной мягкостью». А на вопрос:
«Наверное, большое видится на расстоянии. Вы ощущали тогда, что работали с гениальным режиссером?» - ответила просто: «К сожалению, нет. Мы чувствовали, что он сильный режиссер, и шли за ним, но не осознавали до конца его масштаб. Это пришло позже, в сравнении с другими постановщиками».

После смерти Анатолия Васильевича Эфроса Ольга Яковлева уехала во Францию, а вернувшись в 1991 году, была приглашена Андреем Гончаровым в Театр им. Вл. Маяковского. На этой сцене она сыграла в восстановленном спектакле «Наполеон Первый» Ф. Брукнера роль Жозефины. И те, кто видел эфросовский спектакль, не могли не отметить, насколько изменился образ от лирического к властному, сильному. Наблюдать это было не просто увлекательно, но по-настоящему волнующе.

На этой сцене Яковлева сыграла глубоко и сильно в спектаклях Адольфа Шапиро «В баре токийского отеля» Т.Уильямса (Мириам) и Леонида Хейфеца «Спуск с горы Морган» А. Миллера (Теодора Фельт). Еще не ставшие классиками мировой литературы в нашем тогдашнем восприятии писатели, созданными женскими образами завораживали и притягивали своим не сразу понятным внутренним миром. Как и сыгранная Ольгой Яковлевой во Французском культурном центре королева Маргарита в спектакле по пьесе Э. Ионеско «Король умирает», как Софья в спектакле «Последние» в постановке А. Шапиро в Театре-студии Олега Табакова (за эту работу актриса была удостоена Государственной премии РФ) и Мелисса в «Любовных письмах» А. Гурнея.

С 2004 года по сей день Ольга Яковлева является актрисой МХТ им. А.П. Чехова. Здесь она сыграла Мадлену Бежар в «Кабале святош» М. Булгакова, Гизу в спектакле «Кошки-мышки» по пьесе Иштвана Эркеня, Джудит Блисс в «Весенней лихорадке» Ноэла Коуарда, Бабушку в «Обрыве» по роману И.А. Гончарова. И сегодня выходит на сцену в спектаклях «Правда - хорошо, а счастье лучше» в постановке Александра Огарёва и «Немного нежности» Альдо Николаи (режиссер Аркадий Кац).

Уникальный голос актрисы востребован на радио, не забыты и ее работы в кинематографе и в телевизионных постановках Анатолия Эфроса - не случайно в день юбилея Ольги Яковлевой многочисленные зрители приникали к экранам телевизоров, чтобы вновь насладиться ее Таней в фильме по одноименной пьесе А. Арбузова...

Поистине, эта актриса давно уже стала одной из легенд русского театра. Творчество Ольги Михайловны Яковлевой отмечено высокими наградами - дважды премией «Хрустальная Турандот», дважды премией «Золотая Маска», она - лауреат премии Станиславского.

И на протяжении своей творческой жизни актриса руководствуется принципом, который избрала для себя и четко сформулировала в цитированном выше интервью Наталье Цыгановой: «Если бы можно было все преодолеть, тогда мы были бы не люди, а боги. Нельзя преодолеть неизлечимую болезнь, старость, нельзя заставить других думать, как ты. И потом, каждый из нас рождается для испытаний. Мы, естественно, бежим от них, но именно они и делают из нас настоящих людей... Еще я знаю, что если у человека в жизни было много хорошего, то потом ему предстоит пройти и через плохое. Жизнь - она полосатая, надо только уметь терпеть, ждать и много работать... Главная беда в том, что я не умею прощать, не терплю подлости, вранья, нечуткости. Может, это максимализм, а может, я таким образом защищаю себя, не желая воевать в открытую... Эфрос всю жизнь занимался изучением человеческой души и нас тоже к этому приучил. Поэтому я считаю, что при любой экстравагантной художественной форме в спектаклях должна присутствовать душа, без нее театр превращается в музей восковых фигур».

И вернемся вновь к словам Анатолия Смелянского о режиссере Эфросе и актрисе Яковлевой: «Он встретился с ней впервые на сцене «Ленкома» и открыл ее Москве в пьесах Радзинского и Арбузова. Открыл ее несравненный голос, хрупкую нежность и обольстительную откровенность, страстность и остроту реакций. От роли к роли он лепил ее образ и облик, сотворив лирический центр всех своих важнейших театральных композиций».

Думалось, для того времени. Оказалось - навсегда...

Фотогалерея