Очарование классики / XXXIX Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина (Казань)

Выпуск №7-237/2021, Мир музыки

Очарование классики / XXXIX Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина (Казань)

Традиционный Шаляпинский оперный фестиваль состоялся в феврале 2021 года в Казани в сложнейших условиях локдауна, объявленного в связи с пандемией, но Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля стойко преодолевает трудности и продолжает эффективно работать.

В сентябре 2020 года имела оглушительный успех премьера хореографической композиции Владимира Васильева «И воссияет вечный свет» на музыку Моцарта «Реквием». В декабре оперный театр познакомил меломанов с первым национальным мюзиклом молодого перспективного татарского композитора Эльмира Низамова «Алтын Казан» (либретто Рената Хариса на основе легенд возникновения Казани). Таким образом, творческая жизнь не замирает ко всеобщему удовлетворению многочисленной публики. Всего же афиша Шаляпинского фестиваля включала восемь оперных спектаклей, девятый - «Паяцы» - прошел в концертном формате перед своей будущей премьерой, и финальной точкой стали два гала-концерта.

Нельзя не отметить замечательный кастинг певцов, где собралось созвездие знаменитых, талантливых исполнителей. Это прославленная певица Альбина Шагимуратова, звезды Мариинки Татьяна Сержан, Владислав Сулимский, Роман Бурденко и другие известные мастера оперного пения. Во время пандемии жизнь европейских театров замерла, и наши звезды имели редкую возможность встретиться с российской публикой. На спектаклях чувствовалось всеобщее воодушевление от посещения любимого театра и встречи с оперной классикой. Публика истосковалась в вынужденной изоляции по ярким впечатлениям от музыки, прекрасного пения и неповторимой театральной атмосферы.

Яркой, запоминающейся стала прелюдия оперного фестиваля, представившего концертное исполнение оперного хита «Паяцы», около полувека отсутствовавшего в репертуаре театра. Артисты воссоздали истинный дух сочинения Леонкавалло с кипением веристских страстей, любовных драматических переживаний в классической модели «театра в театре». Реальный сюжет из жизни Леонкавалло, как утверждают исследователи, приобрел силу подлинных страстей, вызвав бурные эмоции меломанов. И это, благодаря блестящему составу солистов Мариинки - Ахмеду Агади (Канио), Роману Бурденко (Тонио), Евгении Муравьевой (Недда) и Владиславу Куприянову (Сильвио). Концертный показ воспринимался как настоящий спектакль, настолько все было живо. В четко прорисованных мизансценах артисты демонстрировали свободу сценического существования и яркие моменты драматических коллизий. Чувствовалось, что эмоционально «искрящемуся» дирижеру Марку Боэми невероятно близка родная итальянская музыка своей красотой и жгучей экспрессией, которую он смог передать в интерпретации.

Зарубежная оперная классика вошла в афишу фестиваля в лице Россини, Верди и Пуччини, русская - именами Мусоргского и Чайковского. Из восьми спектаклей, поставленных в разные годы режиссерами Михаилом Панджавидзе, Юрием Александровым и Ефимом Майзелем в начале ХХI века, большинство сохранили актуальность концепции, свежесть режиссерских решений и соответствие требованиям современного музыкального театра.

Из фестивальной палитры выделились, на мой взгляд, «Трубадур», «Турандот», «Набукко», «Борис Годунов» и «Севильский цирюльник». Интересно, что эти призовые места они завоевывали раньше не каждый год. В значительной степени это зависело от актерского состава, ибо все остальные компоненты (режиссерское видение, уровень оркестра, хора, сценографическое решение) полностью устоялись и со временем обогатили органику спектакля. «Трубадур» раскрылся с новой стороны благодаря блестящему составу мастеров Мариинского театра: Татьяны Сержан (Леонора), Владислава Сулимского (Граф ди Луна), Елены Витман (Азучена), а также солисту Красноярской оперы Михаилу Пирогову (Манрико). Наиболее удачной была интерпретация ролей у Татьяны Сержан и Владислава Сулимского, очаровавших красотой оперного пения и актерским мастерством. А молодой исполнитель Михаил Пирогов пока далек от совершенства, несмотря на удивительные природные вокальные данные. Сценическая скованность, отсутствие ярких актерских решений помешали ему раскрыть основной образ драмы. «Трубадур» - один из любимых спектаклей казанской публики, существующий в постановках разных режиссеров. С новым составом солистов произошло его удивительное перевоплощение.

В разных певческих составах постановка «Турандот» в режиссуре Михаила Панджавидзе сильно воздействует на восприятие зрителей на протяжении десяти лет со дня премьеры. Солисты главных и второстепенных партий давно любимы публикой. И тем не менее впечатление от «Турандот» не тускнеет год от года. Возможно потому, что восточный сказочный сюжет, положенный в основу пьесы Карло Гоцци, в постановке Панджавидзе из трагикомической сказки превращается в высокую трагедию с сильными характерами ее героев. Огромного психологического воздействия на зрителя достигают драматические сцены оперы: это суровые архаичные хоры, выразительнейшие массовые сцены, рисующие жестокие пытки невинных жертв с кульминационной картиной траурного шествия на казнь осужденного принца. Трагична и сцена смерти рабыни-китаянки Лиу, приносящей себя в жертву во имя спасения Калафа. Сильно воздействует на зрителя и финал, оставляющий вопросы, но являющий собой жизненную достоверность и трагическую глубину.

Особой любовью зрителя пользуется бессмертное творение Джоаккино Россини - искрометная комическая опера «Севильский цирюльник», необходимая как глоток свежего воздуха. Ее жизнеспособность поистине неисчерпаема. Редкие оперные экземпляры изобилуют таким количеством неожиданных сюжетных поворотов действия, нескончаемого смеха, которые мы наблюдаем в театральной вакханалии Юрия Александрова. Его стиль, эпатажный и органичный одновременно, вобрал в себя эстетику самых разных направлений. Приглашение на титульные партии новых солистов (Фигаро - Константин Шушаков из Большого театра, Розина - Антонина Весенина из Мариинки, Дон Базилио - Михаил Казаков из Большого театра России, ТагТОБ им. М. Джалиля) захватили зрителя блестящим мастерством и новым прочтением знакомых образов. Дирижер Марко Боэми великолепен в интерпретации гениальной музыки Россини и одновременно он один из полноправных «актеров» бессмертной комедии.

Казанская публика с особым пиететом встречает «Бориса Годунова» Мусоргского, памятуя о Федоре Ивановиче Шаляпине в партиях Бориса Годунова и Пимена. Апробированный в прошлом состав солистов с Михаилом Казаковым в центральной партии царя Бориса производит глубокое впечатление. Перед зрителями предстает многогранный образ русского государя - властного, метущегося, безмерно страдающего, растерянного, раскаявшегося и гибнущего от невыносимых душевных мук...

А «Травиата» и «Пиковая дама», к сожалению, не стали событиями Шаляпинского фестиваля. В первом спектакле мы не увидели заявленную Альбину Шагимуратову в партии Виолетты. Ее заменила солистка Михайловского театра Светлана Москаленко. Она, на мой взгляд, не раскрылась в полной мере, в частности, не была выстроена драматургия психологических отношений Виолетты и Альфреда (Сергей Скороходов, Мариинский театр). А вот партия Жермона в исполнении Владимира Сулимского из Мариинки была преподнесена превосходно во всех отношениях. Публику пленили богатый тембр голоса, изумительная вокальная техника и драматическое осмысление роли.

Тягостное впечатление осталось от «Пиковой дамы». Со временем она превратилась, к сожалению, в среднестатистический спектакль. Вроде и состав устоявшийся, и солисты из столичных театров, и музыка вечная, нестареющая. Все больше прихожу к мысли, что дело в самой постановке: мрачной, тягостной, полной безысходности... К тому же, режиссер переборщил с ирреальной стороной сценического действия - почти в каждой сцене присутствуют мистические духи, призраки, мрачные демоны ада в виде черных обволакивающих теней, как предвестники надвигающейся трагедии... Довольно свежая постановка 2017 года, на мой взгляд, изживает себя и требует новой режиссерской конструкции.

Завершила вереницу спектаклей новая опера «Сююмбике» о казанской царице, о которой народ веками слагал легенды, воспевая ее божественную красоту, истинную мудрость, стремление к свободе и независимости. Прекрасная музыка Резеды Ахияровой, достойная постановка Юрия Александрова 2018 года, интересное художественное решение спектакля В. Герасименко, умело подобранный состав в основном солистов Казанской оперы принесли ей заслуженную славу.

По уровню художественного воплощения исторического сюжета, имевшего место в реальной истории татар, глубокой эмоциональной драматической музыке талантливого композитора и убедительной оперной драматургии новая татарская опера, несомненно, займет высокое место в современном национальном сценическом искусстве.

На гала-концертах благодарная публика рукоплескала знаменитым артистам и радовалась встрече с оперными шедеврами, ослепительными танцами классического балета и полюбившимися хитами поп-музыки и джаза. Обширная программа представляла разнообразные пласты оперной, балетной, хоровой классической и джазовой камерно-инструментальной и вокальной музыки разных столетий. Такой подход к составлению концертной программы стал наиболее продуктивным и доказал право на существование в течение долгого времени. Идти навстречу зрителю, отвечая его разнообразным вкусам в контрастных областях и жанрах музыкально-сценического искусства - главное требование современных реалий.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея