Харизма Юрия Гвоздикова (Красноярск)

Выпуск №7-237/2021, Вспоминая

Харизма Юрия Гвоздикова (Красноярск)

Есть люди, которых невозможно забыть: встреча с ними - удача, совместная работа - счастье. Таким человеком был заслуженный деятель искусств России Юрий Гвоздиков, возглавлявший несколько десятилетий Красноярский театр музыкальной комедии и покинувший этот мир 7 января, в Рождество Христово, не дожив до своего юбилея.

Его путь в искусстве был стремителен и ярок. Тамбовское музыкальное училище, армия, Свердловский театр музыкальной комедии, где он сначала артист и постановщик, потом студент ГИТИСа и высших режиссерских курсов. А в 33 года - самый молодой главреж среди всех музыкальных театров СССР. Из предложенных ему на выбор четырех городов он выбирает Красноярск. Именно здесь пошли навстречу его требованиям, идущим в унисон с желаниями руководства города: чтобы театр музыкальной комедии полюбили зрители. Полина Макеева, секретарь крайкома партии по идеологии в ответ на то, что театру позарез нужны главный дирижер, балетмейстер и ведущие солисты, которых придется приглашать из других городов, а значит необходимо не менее семи квартир, дала согласие и от него не отступила. И начался взлет театра, которого здесь никто до сей поры не знал, о чем и сегодня слагают легенды.

Для начала надо было найти таланты, и поиски увенчались успехом: появился главный дирижер Виталий Витковский, артисты Владимир Ожерельев, Федор Калашников, Ирина Бойко, Владимир Полубоярцев, Святослав Олейник, Владимир Экнадиосов и многие другие. Дебютом Юрия Гвоздикова на красноярской сцене стала музыкальная комедия Марка Самойлова по пьесе С. Алешина «Тогда в Севилье», мгновенно покорившая публику. А к 30-летию Победы он выпустил грандиозный спектакль «Опаленные строки», выступив не только как постановщик, но и как автор пьесы, где звучали любимые народом песни и стихи о войне. С этим спектаклем, получившим все награды СССР, театр с успехом выступал несколько лет у себя и ездил по стране. Следом вышла «Соколиная песня» Ильи Шахова по пьесе Гвоздикова, написанная им по сибирским и уральским сказам, оперетта-фарс «Женихи» Исаака Дунаевского, оперетта-детектив «Золотой человек» Александра Флярковского, музыкальная комедия Евгения Птичкина «Бабий бунт» по «Донским рассказам» Михаила Шолохова. Все это и многое другое, сочинялось в тесном содружестве с композиторами, поэтами, драматургами зачастую именно для Красноярского театра.

«Предложение Юрия Гвоздикова написать музыку для «Соколиной песни» было для меня, откровенно говоря, очень неожиданным, - признался перед самой премьерой в 1977 году композитор Илья Шахов. - Дело в том, что я пишу и писал в основном произведения легкого эстрадного плана, для детей или чисто комедийную музыку. А тут поднимаются такие глубинные пласты из жизни людей русских, показывается бунтарская стихия народа. И вот эта народность, исконно русское начало пьесы меня привлекло».

В спектаклях Юрия Гвоздикова каждая роль имела характер - своеобразный, неповторимый, уникальный. Он знал, понимал и любил актеров, чувствовал самую суть и возможности каждого в труппе, давая всем шанс раскрыться подчас с неведомой стороны. И всегда попадал в десятку, определяя ту характерность персонажа, что совпадала с живущей в актере сущностью. Может быть, потому что сам был необычайно харизматичен и умел каким-то шестым чувством угадать те черты таланта назначенного им на роль актера, что преображали персонаж и открывали в исполнителе неведомые доселе стороны.

«С Юрием Ивановичем, или с Юрой, как я его называл, мы познакомились в 70-е годы, сразу как я написал оперу «Орфей и Эвридика», - рассказал композитор Александр Журбин. - Он посмотрел ее, восторженно о ней отозвался, а потом заявил: «Журбин, тебе нужно работать в музыкальном театре, в том числе и в нашем». Первым моим спектаклем была у него в Красноярске «Пенелопа», гигантский шлягер, который шел по всей стране. Юра его здорово сделал! Я даже приезжал к нему на премьеру в Красноярск».

«Юрия Ивановича я хорошо узнал с 1996 года, - добавляет депутат ГД РФ Петр Пимашков. - Меня выбрали тогда мэром Красноярска, а он, будучи художественным руководителем театра музыкальной комедии, был избран депутатом Красноярского городского совета. Мы дружили семьями, я был частым гостем у него в театре, где Юрий Иванович провел колоссальную работу по реконструкции и ремонту здания. Тогда это казалось просто немыслимым. Но его огромный авторитет в городе, крае и стране смог преодолеть все. За несколько лет здание стало совершенно другим, и театр как будто обрел второе дыхание, превратившись, на мой взгляд, в один из лучших в Сибири, на Дальнем Востоке и Урале».

В Юрии Ивановиче Гвоздикове жили доброта и колоссальная энергия, что вложили в него деды и фронтовик-отец. В 90-е, в самое тяжелое для страны время, он помогал многим, спасая от беды, не дал погибнуть ни своему театру, ни другим.

«Гвоздиков с нашим директором Игорем Бейлиным создали фонд «Театрон», добывали деньги у богатых людей, и нам что-то давали, - вспоминает актриса Красноярского театра драмы им. А.С. Пушкина, заслуженная артистка РФ Людмила Михненкова. - Государство нам тогда платило 100 рублей в месяц, а они приплачивали. Этот фонд нас спас».

«Юрий Иванович всегда помогал театрам, когда был председателем СТД Красноярска и депутатом, - говорит Александр Баженов, главный художник Красноярского музыкального театра, заслуженный деятель искусств РФ. - Одно из лучших его качеств: умение найти хорошее в том, что люди сделали».

«Масштаб личности Юрия Ивановича Гвоздикова трудно переоценить, - убежден Председатель СТД РФ, народный артист РФ Александр Калягин. - Он возглавлял Красноярский музыкальный театр и Красноярское отделение СТД, был депутатом, председателем Комиссии по музыкальным театрам, Секретарем СТД РФ. Можно было только восхищаться и удивляться, где он берет силы. А каким он обладал умом и поразительным чувством юмора. Все, кому посчастливилось с ним работать и дружить, любили его. Мы простились с талантливым человеком, коллегой, другом. Светлая ему память».

 

Фото Александра МИЩЕНКО

Фотогалерея