Неувядающая память / Владимир Генин (Краснодар)

Выпуск №7-237/2021, Вспоминая

Неувядающая память / Владимир Генин (Краснодар)

Зрители Краснодарского театра оперетты впервые узнали Владимира Генина на рубеже 1950-60-х годов. То была счастливая встреча - для артиста, театра, жанра оперетты и музыкальной комедии. Его лирический баритон необыкновенной теплоты, красоты и силы прозвучал тогда в «Принцессе цирка» Имре Кальмана. Роль мистера Икса приросла к Генину и, казалось, не отпускала его от себя на протяжении 20 лет. С тех пор он создал на краснодарской сцене десятки разноплановых работ, но для всех и навсегда остался неотразимым романтическим героем, благородным и гордым.

В нынешнем году Владимиру Генину исполнилось бы 90 лет, но вот уже год, как его нет с нами.

Десять лет назад, в дни празднования 80-летия артиста, своими впечатлениями о его таланте, необычайной работоспособности делился заслуженный работник культуры РФ Леонтий Желябин. 25 лет, с 1976-го по 2001 год, Леонтий Герасимович возглавлял Краснодарский театр оперетты и был свидетелем необычайной популярности Владимира Генина.

«В театре роли всегда определяются внешними и сценическими данными артиста, а в музыкальном театре, в оперетте это важно особенно. Здесь, если герой первого плана, должны быть и высокий рост, и фактура, и сложение, и умение носить фрак, и определенные манеры. И, конечно, сильный красивый голос. Все эти качества есть, были и до сих пор остаются у Владимира Генина. Именно поэтому он два десятилетия, с конца 50-х и до 70-х, был практически первым артистом краснодарской оперетты. Пел заглавные партии, был любимцем публики, за ним ездили на гастроли. Артисты нашего края в отличие от других регионов каждый год осенью в бархатный сезон гастролировали в Сочи. Наших исполнителей, выступавших по всему Советскому Союзу, знала вся страна, поклонники специально ехали на этот курорт, чтобы увидеть любимых артистов...

Владимир Генин приехал в столицу Кубани в 1959 году из гремевшего тогда на весь Союз Свердловского театра музыкальной комедии. Он успешно дебютировал на нашей сцене, исполнив партию мистера Икса в оперетте Имре Кальмана. В роли принцессы цирка - изумительная прима краснодарской оперетты Евгения Белоусова. Это была безумно красивая, выдающаяся сценическая пара. На зависть всем! Играли, пели, смотрелись на сцене бесподобно.

Петь Владимир любил с детства, с того момента, как услышал свой голос. В армии участвовал в художественной самодеятельности, там его заметили и перевели в ансамбль песни и пляски Уральского военного округа. Затем окончил Свердловское музыкальное училище, Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского (класс вокала и оперного пения), солировал в Свердловском театре оперы и балета, а затем в Свердловской музкомедии. Но основным и главным местом его театрально-музыкального служения и триумфа стал Краснодар...»

Роль мистера Икса определила актерскую судьбу, но не ограничила ее набором одинаковых средств. Он варьировал их, открывал разные грани амплуа. Образы в классических опереттах Имре Кальмана, Франца Легара, Иоганна Штрауса нашли в артисте вдохновенного интерпретатора и потому были незабываемы: Тассило Марица»), Юлиан ОлинскийГолубая мазурка»), ШандорДьявольский наездник»), Эдвин Сильва»), РаджамиБаядера»), АрманФраскита»), СандорЦыганская любовь»), Иштван БарачНастоящий аристократ»), ДанилоВесёлая вдова»), ГуставКороль вальса»), Пали РачЦыган-премьер»), ОмонайЦыганский барон»), ПариджиФиалка Монмартра»).

Эмоциональные токи, шедшие от образов Владимира Генина, словно переливалась через рампу в зал и рождали там ответный отклик. Сюжеты оперетт для него и для артистов его поколения никогда не были поверхностны или незначительны - наоборот, масштабны, заряжены настоящей страстью и подлинной человечностью. Эти высокие категории оперетта была способна выразить тогда. Так понимал Владимир Генин свои роли, а в более широком смысле - свою миссию на театральных подмостках.

Духом благородной романтики были проникнуты и его образы в современном репертуаре: Аверин Севастопольский вальс»), РинальдоЧерный дракон»), ПетериГде-то на юге»), НазарСвадьба в Малиновке»), Андрей БаклановЦирк зажигает огни»), Павел ГорновойСердце балтийца»), Армандо Камилла»), Михаил Москва - Париж - Москва»), Цезарь ГалльВольный ветер»), Днестров Лира и меч»), Алексей ЗахаренкоПусть гитара играет») и конечно его любимейший Петр IТабачный капитан»).

Менялись времена, с ними репертуар, и Владимир Генин менялся настолько, насколько считал нужным и плодотворным для себя. Он успешно прошел через мюзикл, оставаясь и в этом жанре самобытным артистом, открывая в себе новые возможности: ФреддиМоя прекрасная леди»), Френсис ЧеснейДонна Люция, или Здрасьте, я ваша тетя»), Вано ПантиашвилиСкандал в Авлабаре»), Горас ВандергельдерХелло, Долли!»).

Активная работа артиста продолжалась до начала 1990-х годов. Но творческая деятельность не завершилась. В юбилейном интервью Владимир Генин говорил: «Благодаря инициативе актеров старшего поколения, и, конечно, при поддержке выдающегося театрального деятеля и режиссера Леонарда Григорьевича Гатова в Краснодаре удалось открыть единственный в России театр ветеранов сцены, объединивший больше тридцати актеров... Буду держаться до последнего. Если почувствую, что уже начинается качка голоса - уйду. А пока голос звучит, буду петь хоть лежа».

О Генине вспоминали и тогда, когда он покинул сцену и мог подвести впечатляющие итоги. Парень из военного поколения, с молодости познавший ответственность за себя и близких, сам решил свою творческую судьбу. Он не утратил, а приумножил природный дар - голос и сценические способности. Сначала в армейском ансамбле, затем в музыкальном училище и Московской консерватории и далее - на всех сценах, где приходилось выступать. Около 100 ролей. Абсолютное признание зрителей. Понимание и любовь близких - на протяжении 46 лет рядом с ним была его жена и партнерша по сцене Тамара Генина (1938-2001), чья актерская разносторонность и сильный характер определяли их творческий и семейный союз.

Сегодня, когда Владимир Бониславович Генин подошел бы к 90-летию, мы окидываем мысленно весь творческий путь артиста и переносимся в далекий день его краснодарского дебюта. В полумраке сцены, из кулисы слева появился он - мужественный красавец со скрипкой и в маске; прислушался к далекому, затихающему шуму и в наступившей тишине пропел первые фразы арии таинственного мистера Икса:

«Шумит манеж, огнями полон зал,

Заветный час настал...»

И будто нет прожитых десятилетий, мы по-прежнему молоды, замираем от счастья и через несколько минут взрываемся овациями нашему Герою.

Фотогалерея