Елена Великая / К 100-летию со дня рождения Елены Псаревой

Выпуск №8-238/2021, Дата

Елена Великая /  К 100-летию со дня рождения Елены Псаревой

12 января 2003 года в эфире «Радио России» прозвучала передача из цикла «Театр в лицах», посвященная народной артистке России, лауреату Государственной премии им. К.С. Станиславского, актрисе Омского театра драмы Елене Ивановне ПСАРЕВОЙ. Мне посчастливилось не только видеть ее на сцене, но и встретиться в жизни, поговорить... Так случилось, что через год с небольшим после нашей встречи ее не стало. Елена Ивановна умерла 28 апреля 2004 года. Остались записи ее спектаклей на радио и телевидении, сохранилась и запись нашего с ней разговора, которую я использовала в своей передаче об этой удивительной актрисе.

Есть такое понятие в истории нашего театра: «Великие старухи», которые были порой моложе всех молодых, мастера высшего актерского пилотажа - старухи Малого театра, Александринского, МХАТа. Увы, их почти не осталось. К этому актерскому сословию принадлежала и Елена Ивановна Псарева, легенда знаменитой Омской драмы, где она прослужила почти пятьдесят лет, в театре, который всегда славился своими актерами. И в этой звездной труппе особое место занимала маленькая, хрупкая, с озорными огоньками в глазах Елена Ивановна. За два года до нашей встречи она отметила свое 80-летие.

Это был ее первый юбилейный вечер. Уговорили с трудом. Всегда от всяких торжеств в свою честь категорически отказывалась. И в тот памятный вечер тряслась, как школьница. Потом постепенно освоилась. На все торжественные речи отвечала шутками и остротами. А на следующий день, сидя в актерском буфете, вспоминала «весь этот ужас» и хохотала: «Кто-нибудь! Назовите меня еще раз Еленой Великой! Мне понравилось!»

Эту историю о юбилее и о многих других «подвигах» Елены Ивановны рассказала мне Светлана Васильевна Яневская, заведующая музеем Омского театра драмы. Она и свою статью об актрисе в «Петербургском театральном журнале» так и назвала: «Елена Великая». И я сознательно повторяю это название - ведь точнее вряд ли скажешь! Я попросила Светлану Васильевну принять участие в нашем разговоре с Еленой Ивановной, тем более что они были большими друзьями.

И вот мы сидим в небольшой гримуборной Елены Ивановны Псаревой. На стенах - афиши, фотографии: Елена Ивановна в разные годы, в разных ролях, ее любимые партнеры, знаменитые артисты Омской драмы - в сущности, здесь история Омского театра за полвека. Тут же, на почетном месте, в роли Иоанна Грозного, ее муж - один из ведущих актеров Омской драмы Сергей Васильевич Филиппов, которого в то время уже много лет не было на свете и с которым в 1955 году Елена Ивановна приехала в Омск. Но Омская драма была не первым ее театром.


- С чего начиналась театральная жизнь? С величайшей любви к театру. Меня впервые привели в театр в пять лет на «Красную шапочку». Я спектакль до сих пор помню. Это был мюзикл в Томске.

- Тогда слова такого не было, «мюзикл».

- Конечно. Но пели и на сцене, и в зрительном зале. Захватило. Это было потрясение. И все! Я в пять лет поняла, что моя судьба определилась, что я должна когда-нибудь работать в театре. И спасибо моей старшей сестре, спасибо маме (я росла без папы), меня отправили в Москву из Новокузнецка поступать в ГИТИС. Это был 39-й год. Я приехала в Москву, друзья меня переправили на Трифоновку в общежитие. Когда я вошла в комнату, так и ахнула. Меня окружили красавицы, хорошо одетые. А я маленькая, 152 см, плохо одетая, некрасивая до невозможности. Но внутри твердое ощущение: я должна обязательно поступить в ГИТИС! Набирала Алла Константиновна Тарасова. У меня была хорошая программа, разнообразная: и характерные, и героические отрывки... и все на свете. Как сейчас помню, я читала басню «Лиса и виноград». Они даже не выдержали и зааплодировали. Уж очень я там, видно, образно кувыркалась. Все закончилось. Меня опекал, помню этого мальчика, третьекурсник Володя, как фамилия я забыла, он очень нежно меня опекал, говорил: «У тебя все будет в порядке, не беспокойся, все говорят, что ты очень талантливая». Подхожу к спискам принятых. Раз прочитала, фамилии моей нет, два прочитала, фамилии нет. Море слез. Володя стоял в стороне: «Я все узнал. Алла Константиновна сказала, что ты - тюзовская». И все. Я решила, что с этими мечтами я должна расстаться. Обратно в город Сталинск (Новокузнецк - ред.). На мое счастье, был дополнительный набор в Металлургический институт. Я поступила без труда. И решила: все, с театром покончено. А театр был недалеко от института. После занятий - на спектакль. За рубль билет. Потом, когда я уже работала в этой труппе, то мне рассказывали, что кто-нибудь в щелку посмотрит, тогда театр не очень посещался: белая головка сидит, можно начинать.


Проучившись три семестра в Металлургическом институте, Елена Ивановна не выдержала и поступила в Новокузнецкий ТЮЗ. Ее первый сезон 1940-41. Были удачные летние гастроли. Война ее застала недалеко от Омска, в курортном местечке Карачи. И начался новый этап в жизни Псаревой. ТЮЗ был расформирован. Елена Ивановна становится актрисой Новосибирского филиала Театра кукол под руководством С.В. Образцова. Пять лет она отдала Театру кукол. Считала, что это очень интересная профессия. Именно там Псарева приобрела умение общаться со зрительным залом, завоевывать его. Конечно, судьба актрисы счастливая. Максимально раскрылся ее талант в Омске. Хотя все могло быть иначе. После войны она работала в Новокузнецке и Барнауле, играла много, но, в основном, небольшие роли. Вышла замуж за актера Сергея Васильевича Филиппова, родила дочь, у нее трое внуков. И вот вместе с мужем она переезжает в Омск, где он стал одним из ведущих актеров, а она продолжала играть свои небольшие роли. Но каждая уже была сделана мастерски. И это все отмечали. Конечно, в формировании актрисы Елены Псаревой значительную роль сыграл Сергей Васильевич Филиппов.


- Я ему очень благодарна. Он был старше меня на двенадцать лет, был мудрый человек, не забуду его никогда. Естественно, в молодые годы завихрения у меня были, обиды и всякие кухонные разговоры...

Он говорил: «Не торопись, придет твое время». И, действительно, пришло. Сыграли «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса. Это был 67-й или 68-й год. Муж мне сказал: «Будь внимательна. Начинается твое время...» Я благодарна своей судьбе. Она свела меня с замечательной режиссурой в этом театре: Лазарь Маркович Мейерсон, Сергей Фадеевич Владычанский, Юрий Александрович Альховский, друг мой, любимый мой человек Артур Юзефович Хайкин, Ефим Хигерович, Геннадий Тростянецкий, Вячеслав Кокорин, Владимир Симановский... Моя счастливейшая творческая судьба.


Да, час актрисы Елены Псаревой настал: первая большая роль - Аманда в «Стеклянном зверинце» Т. Уильямса. И настоящий большой успех - гастроли, съемки на ТВ... и пошло, и пошло... Как считают в театре, вершина в творческой биографии Елены Ивановны Псаревой - старуха Анна в «Последнем сроке» В. Распутина. 1977 год. Гастроли в Москве - «Последний срок» на сцене Малого театра. Обсуждение спектакля в Центральном Доме актера при участии всех крупнейших критиков того времени. Восторженные отзывы об игре Е.И. Псаревой и масса рецензий. Это была уже слава. О постановщике этого спектакля, Владимире Симановском Елена Ивановна вспоминала с нежностью.


- Это очень родной человек. Симановского я никогда не забуду. Он сейчас уже не режиссирует, чем-то другим занимается, очень жаль, потому что это очень интересный человек и очень хороший режиссер. Я у него еще играла Степаниду в спектакле «Деньги для Марии» В. Распутина. Почти на каждый спектакль приходил мой замечательный друг, солнышко мое ненаглядное Артур Юзефович Хайкин (главный режиссер театра - ред.). На грани фарса это было: он в зале сидит, я спокойна. Вообще в те времена режиссеры сидели на каждом спектакле, и перед каждым репетировали.


Вскоре после премьеры и гастролей в Москве «Последний срок» был записан и показан по Первому каналу ЦТ. И хлынули письма Е. Псаревой и В.  Симановскому на ЦТ и в Театр со всей страны. Их было 450. Спектакль и в записи ошеломил. Многие не верили, что Псарева - актриса и писали: вы, видимо, нашли эту удивительную подлинную женщину с драматической судьбой. Об этом писала Светлана Яневская в своей статье «Елена Великая» в Петербургском Театральном Журнале. В этой же статье она приводит и слова режиссера Владимира Симановского о работе над спектаклем. Он говорил, что с Псаревой было непросто. Он ставил не бытовой спектакль, в его основе притчевое начало. И старуха Анна - образ не бытовой, а собирательный. Отсюда перед актрисой стояли сложные, новые задачи. И Псарева нашла особую интонацию, говор, пластику, она не повторялась ни в одной сцене, везде была разная. В результате, образ стал полифоническим, и каждому Анна оказывалась близкой, потому что каждый человек в ней узнает себя, возникают ассоциации с собственной жизнью.


С. Яневская: После спектакля «Последний срок» нам казалось, что Елена Ивановна может все. Она играла Фелисату в пьесе А.Н. Островского «Правда хорошо, а счастье - лучше». Она так раскручивала интригу, в шапке-шутихе носилась по сцене, такой черт в юбке, такая бабенка, которая все видит, все знает, терпеть не может этих Барабошевых, и ради того, чтобы им насолить и «организовать» любовь Поликсены и Платона способна на все. Хохот был на каждом спектакле.


Да, действительно, А.Ю. Хайкин, видимо, тоже считал, что Псарева может играть все. В его спектаклях она сыграла, например, Кабаниху в «Грозе» и Розу Песочинскую в «Ретро» А. Галина. И все-таки, сколько не сыграно? Это был мой вопрос, на который Елена Ивановна ответила.


- Очень, наверное, много. Чтобы я - ах! - о чем-то мечтала, не было никогда в жизни. Вот скажем «Гарольд и Мод» К. Хиггинса и Ж.К. Каррьера, это было неожиданно. Это были последние годы Артура Юзефовича Хайкина, он за меня болел, у меня безработица была, пустое время. Он мне говорит: «Все, я с Симановским договорился, и с Мездричем (директор театра - М.Р.) договорился, чтобы Симановский сделал инсценировку повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Тогда пришел Вячеслав Кокорин в главные режиссеры и говорит: «Я не очень в Распутине разбираюсь, не знаю, что и как... Но мне очень хочется с Вами поработать, и я предлагаю, прочитайте «Гарольд и Мод». Я прочитала, мне понравилось, есть за что браться, и я согласилась. И что-то такое получилось.


С. Яневская: По-разному Мод играли в разных театрах. Обычно эту роль играли актрисы видные, красивые, в которых действительно может влюбиться молодой человек. Елена Ивановна не это играла. Она играла то, что в ней самой есть: влюбленность в жизнь. Эта влюбленность, свет самой жизни покоряли удивительно. И еще она была хулиганка на сцене, как и в жизни. Недаром она всегда окружена молодыми людьми. Каждый день приходит в театр и сидит с молодежью, им есть, о чем поговорить: и о театре, и о жизни, и о футболе, она страстная болельщица. У Елены Ивановны много друзей среди молодых. Они все говорят с ней на «ты», зовут Леночкой. А само решение «Гарольд и Мод» было очень интересным. Партнером Елены Ивановны был Сергей Волков.

 

Светлана Яневская напомнила, что Елена Ивановна Псарева и мужские роли играла. Молодой режиссер Георгий Цхвирава поставил «На дне» М. Горького, где Елена Ивановна сыграла Луку.


- Я не жалею ни секундочки, что он меня кинул в эту авантюру. Получила очень большой багаж. В Горьком разобралась немножко. Я что-то не сделала, не сумела. Если бы режиссер сидел в зале, мы бы продолжили работать. Но он был приезжий. Наверняка, я бы «дошла» на спектаклях. Но я не жалею, я не считаю для себя это потерянным временем. Спектакль играли всего несколько раз.

- Вы сказали, что в Горьком разобрались. Лука какой: лукавый или сердечный?

- Сердечный. В том-то и дело, что сердечный, и воспитать никого не смог. Георгий Цхвирава - способный очень парень.


С. Яневская: Он в интервью сказал, как ему важно, чтобы Луку играла Елена Ивановна, важно, чтобы душевный порыв от Луки шел.


- Я понимаю молодых режиссеров, почему они хотят работать с Еленой Ивановной. Они знают, что любому эксперименту, любой их выдумке, вы всегда найдете оправдание.

- И мне было интересно с ними. Мне нравится, когда режиссура ищет и открывает в артисте что-то новое. Тот же Кокорин открыл во мне Мод. Это же не я сама. Я ему должна быть благодарна всю жизнь. Я сумела там что-то такое... Это мне нравится. Так же и в «Последнем сроке» удалось Симановскому.


- Эти героини как две противоположности: Мод, очаровательная седая дама в прекрасном белом платье и старуха Анна из далекой сибирской деревни в «Последнем сроке», между ними нет ничего общего.

- Ничего общего нет. Но человеческое - общее. У всех последний срок есть. Распутин что-то такое маханул... Его понимание души женской и того, что всех нас ждет последний срок, всех до единого, с высшим образованием, без высшего образования, талантливого, бесталанного, всех ждет последний срок. Вот и все.


В нашем разговоре с Еленой Ивановной Псаревой мы коснулись только нескольких ее ролей, очень важных в творческой биографии актрисы. И конечно, вспомнили один из самых знаменитых спектаклей Омской драмы «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич в постановке Геннадия Тростянецкого. В 1985 году Елена Псарева, Елизавета Романенко, Надежда Надеждина, Наталья Василиади за этот спектакль были удостоены Государственной премии им. К.С. Станиславского. Спектакль был очень простой. Казалось, это не актрисы играют роли, а простые женщины, прошедшие войну, рассказывают свои истории. И рассказывали они так, что зрители не могли сдержать слезы. К счастью, существует телевизионная версия этого спектакля.

Светлана Яневская напомнила, что в последнее десятилетие в творчестве Е.И. Псаревой особое место занял Достоевский. Оказалось, что это ее автор. Она мастерски играла небольшие роли в «Преступлении и наказании», экспериментальном спектакле польского режиссера Генриха Барановского, в «Униженных и оскорбленных» и, наконец, в «Игроке», где блистательно сыграла Бабуленьку Антониду Васильевну в постановке Льва Стукалова. Именно с «Игроком» Елена Ивановна имела настоящий большой успех в Германии и Америке. «Буквально со сцены искры сыпались».


- Мне нравилось работать со Стукаловым. Он режиссер определенный, четкий, знает, что надо. Там я самый азартный игрок была из всех. Здорово было! Димочка Василиади говорил: такая маленькая женщина такой силищей обладает, откуда в ней силища такая?! Я сама не знаю...


Когда я была в Омске в канун 2003 года, Елена Ивановна Псарева в свои 82 репетировала Эмилию в «Зимней сказке» Шекспира. Ставил спектакль тогда молодой режиссер Василий Сенин. Что же она вытворяла на репетициях, как всех смешила!.. Как всегда, была моложе и азартнее всех. Это была одна из последних ее ролей. Елена Ивановна Псарева умерла 28 апреля 2004 года.

16 мая 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения народной артистки РФ, лауреата Государственной премии им.К.С. Станиславского, лауреата премии «Золотая Маска» в номинации «За Честь и Достоинство» Елены Ивановны Псаревой, одной из самых ярких звезд ХХ века Омского Государственного Академического театра драмы. В памяти артистов и зрителей не только Омска она навсегда осталась Еленой Великой.

Фотогалерея