Человек живет на планете / Юбилей у Сергея Пускепалиса

Выпуск №8-238/2021, Юбилей

Человек живет на планете / Юбилей у Сергея Пускепалиса

15 апреля исполнилось 55 лет Сергею ПУСКЕПАЛИСУ - широко известному артисту кино (в его фильмографии более 60 лент), в котором он, по собственному признанию, чувствует себя «лазутчиком»: ведь сниматься начал довольно поздно, много и успешно работая в театрах страны. А их в биографии Сергея Пускепалиса было немало. Начиналось все в Саратовском театральном училище им. И.А. Слонова на курсе Юрия Киселева, затем продолжилось актерскими работами на сцене Саратовского ТЮЗа, где Пускепалис сыграл за 10 лет немало серьезных ролей.

Закончил режиссерский факультет ГИТИСа (РАТИ), курс Петра Наумовича Фоменко, но в театре Мастерская Петра Фоменко, к досаде мастера, задержался ненадолго. Рассказывая в одном из интервью о периоде своей жизни рядом с мэтром, Сергей Пускепалис отмечал: «Постоянные зачеты, муки, трепки и радости какие-то. Но это все равно работа. Это как у мастера. Он же не думает, растирая краски за Микеланджело, о том, «какой великий мастер». Он получал тумаков, растирал ему что-то, подавал. Потом уже начал осознавать, когда взглянул на это все со стороны... чем дальше проходит время, тем более ощущаю, насколько это было значимо для меня. Просто его отношение к жизни. И мастерство монтажа, и вообще компиляции все. Понимает, о чем идет разговор... Но мне было 36 лет. Поэтому мне хотелось быстрее уже самому что-то начать. Потому что в Москве больше времени уходит на то, чтобы договориться, чтобы что-то делать». И молодой режиссер уехал в Омск, где поставил спектакль «От красной крысы до зеленой звезды» по пьесам А. Слаповского в «Пятом театре».

Открыв для себя еще несколько российских городов, Сергей Пускепалис возглавил Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина, где поставил «Грозу» А.Н. Островского, и надо же было так сложиться, чтобы в номинациях «Золотой Маски» оказались спектакли Фоменко и Пускепалиса. И победил - ученик...

Были в судьбе режиссера и московские театры, но неодолимо тянула его к себе провинция. Наконец, Сергей Пускепалис обрел (хочется верить!) Театр-Дом в Ярославле. В нескольких интервью он признавался в любви к этому театру, не стесняясь подлинно поэтических сравнений: «Я художественный руководитель первого русского театра, очень горжусь этим и наслаждаюсь тем, что делаю... Я отдаю всего себя, чтобы наш Ярославский театр имени Федора Волкова стал еще значимее... Но мне кажется, что в свое время Федор Григорьевич, который здесь ловил зрителей на берегу Волги, заводя в свой кожевенный амбар, не зная, что он фактически создает уникальное явление, которым потом воспользовались Константин Сергеевич Станиславский и Немирович-Данченко, делая принципы театра общей доступности. Просто нам трудно сейчас представить, что сейчас то, что для нас является обыденностью, тогда это было просто новаторством. Потому что раньше в театр приглашали. В театр по билетам не ходили. Театр - это был клуб людей, которые были скреплены привилегиями, положением в обществе, своим происхождением и так далее... Хотелось сделать на этом пространстве, в этом театре - удивительном, намоленном, первом русском - меня уже это просто будоражит, сделать что-то действительно такое уникальное, по-настоящему, чтобы этим можно было гордиться. Не только мне, но и городу, нашей театральной общности».

Он работает неистово, энергично. И всегда думает о том, что для него естественно: вот был Волков в Ярославле, Циолковский - в Калуге, еще множество имен можно вспомнить, потому что, по мнению Сергея Пускепалиса, «человек живет на планете». И это - самое главное.

Мы от всей души поздравляем Сергея Пускепалиса с юбилеем и желаем исполнения всех его заветных желаний. Ведь они адресованы и ему, и возглавляемому им театру, и прекрасному городу... А значит - театральному миру в самом широком понимании.

Фотогалерея