По форматам классики / "Неделя русской классики" в Чебоксарах

Выпуск №8-238/2021, Фестивали

По форматам классики / "Неделя русской классики" в Чебоксарах

Идея статьи родилась тогда, когда мне довелось побывать в столице Чувашии, чтобы принять участие в фестивале «Неделя русской классики». Он был организован в Чебоксарах Русским драматическим театром и приурочен к 85-летию Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской республики. Несмотря на юбилейный оттенок, фестиваль оказался любопытным и поучительным как с точки зрения художественных впечатлений, так и с точки зрения зрительского послевкусия. Но обо всем по порядку.


Контекст и зрители

Идеолог и главный организатор фестиваля, директор Русской драмы Дмитрий Капустин мудро решил дополнить ежедневный просмотр спектаклей их последующим обсуждением. Роль модератора дискуссий была отведена автору этих заметок, гостю из Санкт-Петербурга. А участниками их стали творческие бригады каждой из представленных постановок, а также студенты актерских и режиссерских курсов Чувашского института культуры и искусства, училища культуры и художественного училища. Естественно, что участвовали в дискуссиях все желающие, но, прежде всего, те зрители, которые накануне смотрели соответствующий спектакль.

Чебоксары - главный город республики, и поэтому можно сказать, что его жители к театру приучены, ибо здесь есть полный столичный «набор» - Чувашский Театр оперы и балета, Чувашский академический театр имени К. Иванова, ТЮЗ имени М. Сеспеля, Театр кукол, частные театры, несколько студий и множество любительских театральных студий. Последние активно участвуют в ежегодном региональном фестивале «Театральное Приволжье». Одним словом, театральная жизнь здесь протекает в весьма энергичном ритме.

Однако даже в такой насыщенной среде идея, успешно реализованная Русским драматическим театром, оказалась оригинальной и поучительной, пригласив всех заинтересованных лиц и, более всего, публику по-новому взглянуть на то, что мы по эстетической инерции именуем «классикой».


Основа репертуара

Не открою Америки, если скажу, что классика есть основа репертуара любого современного театрального коллектива независимо от творческих воззрений и практик его художественного руководства, состава труппы и зрительских предпочтений. Но когда ты неделю подряд смотришь исключительно сценические версии отечественной драматургии и литературы, подобная концентрация становится наглядным свидетельством фундаментальной значимости этого сегмента для жизни театра.

Пример Русского драматического в этом отношении показателен. Из 28 названий, которые значатся в репертуаре театра и анонсируются на сайте, 12 относятся к классике (10 - к русской, 2 - к зарубежной). При этом театр сохраняет в активном состоянии еще 12 театральных сказок. В афишу же фестиваля вошли спектакли разного сценического «возраста» - от премьер до старожилов подмостков.

Словом, артистам есть что играть, а публике - что смотреть. Фестивальная афиша давала возможность сравнения не только интерпретаций драматургических текстов одного и того же автора, но и возможностей труппы. Хотя было очевидно, что и режиссура спектаклей предлагала разные подходы к тому: как и зачем ставить классику. Эта тема в дальнейшем и стала одной из основных в спорах в рамках «Театральной гостиной».


Все началось с Базарова

Открывал афишу спектакль «Отцы и дети» в постановке главного режиссера театра Владимира Красотина. Второе его название отчетливо указывало на фокус внимания постановщика - «Доктор Базаров». Взяв за основу инсценировку А. Шапиро, режиссер не менее определенно указал и жанр своей версии - мелодрама.

Таким спектакль и оказался. Все ниточки отношений на сцене сплетаются и расплетаются вокруг Евгения Базарова, сыгранного Александром Шаповаловым с некоторым вызовом по отношению к сдержанной, приглушенной манере остальных артистов. Он - этакий эпатирующий интеллектуал, другие тихо ведут свою сельскую жизнь. Даже роман с Одинцовой (Диана Яковлева) выглядит как некая игра амбиций. Общественная актуальность тургеневского текста в этом спектакле осталась в кулисах. А посему зрители видят реальные семейные отношения - двух братьев Кирсановых и двух сестер Одинцовых. Что весьма длительно обсуждалось на следующий день в дискуссии об увиденном.

Жанровый же подход к выстраиванию фестивальной линии дал о себе знать на других просмотрах. Жанры двух следующих спектаклей были обозначены как «комедия». Автор пьес - классик из классиков.


Разный Островский

Оба спектакля по Островскому поставил Владимир Красотин. Но какими разными они оказались! При том, что нельзя сказать, будто режиссер как-то радикализировал тексты первоисточников. Всё казалось знакомым и узнаваемым. Подобная узнаваемость порою активировала восприятие, а порою тормозила отношения с действием на сцене.

В этом смысле более ярким оказался спектакль «На всякого мудреца довольно простоты». В сценографии (художник Владимир Шведов) постановка кажется вполне традиционной: минимум бытовых деталей, неброское цветовое решение, свободное пространство сцены для построения мизансцен. Забегая вперед скажем, что схожий стиль той же постановочной бригады отличал и спектакль «Волки и овцы». Островского «освободили» от быта, оставив лишь костюмы, указывающие на то, что действие происходит, как минимум, полтора столетия тому назад.

История Глумова, блистательного сыгранного молодым актером Андреем Авериным, оказалась созвучной тому, как делают нынче иные молодые люди карьеру. Недаром на программке спектакля зрители могут прочесть анонс: «Записки подлеца, им самим написанные». И от этих слов невольно поеживаешься, - и наблюдая развитие сюжета, и особенно, когда слышишь, как иные молодые участницы последующей дискуссии признавались в откровенной симпатии к сему молодому человеку.

«Мудрец» продемонстрировал возможности труппы Русского драматического театра, где актеры с опытом прекрасно сосуществуют в рамках одного спектакля с носителями молодых амбиций и творческих устремлений. Когда они оказываются в мизансцене дуэта, то костры подтекста начинают повышать градус эмоциональной энергии, явно превышающую область допустимых значений «12+». Таковы, например, сцены Глумова и Клеопатры Львовны (Наталья Лосева), явной дамской царицы в этой постановке.

Однако уже следующий спектакль - «Волки и овцы» - показал иной канон игры в Островского, чью пьесу разыграли как насмешливый водевиль на тему нравов обитателей поместий. Подобное жанровое решение было иронично встроено во все компоненты спектакля, включая игрушечные дрожки и поезд, которые прокатывались по сцене под аранжировку «Попутной песни» Михаила Глинки. Публика свою порцию позитивных эмоций в виде смеха, естественно, получила. Однако особых споров и дискуссий на тему: кто из персонажей спектакля оказался в сегменте «волков», а кто затесался в «овцы», не произошло. Парадоксальным образом зерном общения оказался вопрос... о любви, к чему повод дал увиденный спектакль.


Гоголь. Десять лет спустя

«Ревизор» в постановке Ашота Восканяна оказался в фестивальной афише «ветераном репертуара» (премьера состоялась в 2010 году). В спектакле явно происходила смена актерского состава по ходу его жизни на сцене. И в то же время комедийная составляющая классического текста более доминировала над иными нюансами, которые мы привычно пытаемся вычитать из любой версии гоголевского шедевра: от философского этюда о нравах до мистического трагифарса о страхе.

Увиденная версия была очищена от подобных контекстных прочтений. Нам ярко и бурно сыграли театральный анекдот. Иные репризы и мизансцены заслуженно вызывали смех в зале и бурные аплодисменты. Что лишний раз доказывает: классика может быть воспринимаема исключительно как повод для увлекательного и эмоционально заразительного зрелища. И сотворить его по силам любой квалифицированной театральной труппе. Однако не каждая труппа может добиться внимающей тишины зрительного зала, словно застывшего с прикосновением к чему-то манящему и завораживающему, имя которому - классика.

В этом случае на сцене были герои Бунина...


Бунин - театральный автор?

В удивительной драматургичности новелл нобелевского лауреата довелось убедиться на спектакле «Темные аллеи», который, несомненно, украсил фестиваль. Три новеллы - «Муза», «Пароход "Саратов"», «Генрих» - петербургский режиссер Олег Молитвин соединил с помощью драматурга Анастасии Колесниковой в единую композицию, перемешав сюжеты о любви таким образом, что кажется, будто одна история продолжает невольно другую. «И каждый здесь свою играет роль». Играет сдержанно, подавляя чувства, загоняя их внутрь себя, но эмоции все же вырываются наружу, и тогда на сцене звучат роковые выстрелы.

Сценография напоминает не то коридор вагона поезда, не то череду кают парохода, не то «вокзал, несгораемый ящик» (художник Владимир Шведов), что лишний раз убеждает: классику нынче можно играть на минимально оформленной сцене, где место действия лишь обозначено, и лишь по костюмам (художник Екатерина Малинина) можно догадаться о времени, в котором разыгрываются сюжеты поздних бунинских новелл.

Спектакль играется на едином нерве, как будто его вытянули в острожалящую чувства стрелу.

Актеры по-современному хороши и обаятельны, но во всех них как раз и сквозит та рефлексирующая нервность персонажей ХХ века, которая явно отделяет их от героев предыдущего века, пусть даже и в классическом репертуаре. Исполнителям комфортно в сложных и затейливо-чувственных эпизодах. Здесь слово «играют», пожалуй, неточно. Скорее, они проживают до предела насыщенную изгибами людских коллизий жизнь каждого. Впрочем, и здесь есть место искусству перевоплощения, когда Юлия Дедина играет двух абсолютно разных бунинских дам, тем самым наглядно являя мужчинам на сцене и зрителям в зале варианты драмы любви и непонимания друг друга.

Спектакль идет без антракта, что позволяет артистам выдержать нервное напряжение между персонажами. Порою трудно узнать иного исполнителя, который еще вчера играл водевильную роль в комедии Островского, а нынче преображается в очередную жертву эмансипации. Таков музыкант Завистовский, сыгранный Владиславом Савельевым. Или Александр Смышляев, вчера срывавший аплодисменты в роли Хлестакова, а в бунинском пространстве обретающий облик мечущегося от женщине к женщине Глебова. Мы смотрим настоящую драму и ее играют нам так, что выражение «на разрыв аорты» не кажется в этом случае красивой фигурой речи...

 

Сказка на десерт

Еще одно удивление от возможностей актеров театра - сказка, сыгранная на следующий день на утреннике для чебоксарской детворы. Называлась она «Тайна зеркала Бабы-Яги. Чудеса новогодней ночи». Ее придумала и сыграла вместе со своими коллегами актриса Юлия Дедина, которая инициировала премьеру в канун зимних каникул. Такова театральная жизнь в любом коллективе. Вчера ты - страдающая от ревности (или страсти) молодая женщина, рвущая судьбу в порыве чувств. А на утро завтрашнего дня - Снегурочка, играющая с детской публикой в интерактивные забавы.

И снова настигает понимание, что актеры Русского драматического театра вписываются в тот сценический формат, который им задает режиссер или драматургия. Или предпочтения публики. И потому определения жанров увиденных спектаклей воспринимались как некое адекватное «программирование» предстоящих эмоций - мелодрама, комедия, драма, музыкальная сказка.


Классика победила

Покинуть гостеприимные и бурно живущие театром Чебоксары пришлось на день раньше, чем был сыгран на сцене Русской драмы еще один «классический» спектакль («Поединок» по Куприну). Но уже в Петербурге меня догнала радостная весть.

В Международный день театра состоялось награждение победителей XXI республиканского конкурса «Чентерле чаршав» («Узорчатый занавес»). И вот его итоги. Специальным дипломом жюри конкурса отмечен актерский ансамбль спектакля «Поединок» А. Куприна (режиссер Игорь Лебедев). В номинации «Лучшая мужская роль» награды удостоен Андрей Аверин (тот самый, который играл Глумова) за роль Георгия Ромашова в спектакле «Поединок». В номинации «Лучший спектакль» победил спектакль «Поединок».

Для получения заслуженной награды на сцену, как рассказывали телерепортажи из Чебоксар, вышел весь актерский состав спектакля во главе с директором Русского драматического театра Дмитрием Капустиным. Диплом победителя и награду вручали министр культуры республики Светлана Каликова и председатель Союза женщин Чувашии Наталья Николаева.

Впору было возвращаться в столицу Чувашии, чтобы своими глазами увидеть «победную» постановку. Классика задает свои форматы, и потому продолжает жизнь, удивляя и маня публику, предлагая испытать эмоции и погрузиться в размышления об увиденном.

Эту свою миссию фестиваль «Неделя русской классики» выполнил сполна.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея