Лучшие из лучших / «Йошкар-Ола театральная — 2021»

Выпуск №8-238/2021, Фестивали

Лучшие из лучших / «Йошкар-Ола театральная — 2021»

Традиционно в марте, за неделю до Международного Дня Театра в регионах проводят театральные смотры. В столице республики Марий-Эл такой фестиваля проходит уже два с половиной десятка лет. В смотре участвовали все коллективы республики: Марийский государственный академический театр оперы и балета имени Э. Саппаева, Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана, Академический русский театр драмы имени Г. Константинова, ТЮЗ, Театр кукол, Драмтеатр из Горномарийска. Картина получилась разнообразной, занимательной, заставившей размышлять о путях развития коллективов.

По результатам смотра победителям вручили Национальную театральную премию имени знаменитого марийского актера Йывана Кырли в различных номинациях.

Академический русский театр драмы им. Г. Константинова представил два спектакля, о которых уже доводилось подробно писать в «Страстном бульваре, 10» (№ 6-236/2021) в статье о традиционном фестивале русских театров «Мост дружбы», состоявшемся в ноябре 2020 года. Все три исполнительницы главных ролей в спектакле «Бабье лето», поставленном художественным руководителем театра Владиславом Константиновым, - народная артистка Республики Марий Эл Евгения Москаленко, заслуженная артистка Республики Марий Эл Юлия Охотникова и заслуженная артистка Республики Калмыкия Людмила Мансурова - были отмечены премией за лучшую женскую роль в драматическом спектакле.

Художник спектакля «Вечера на хуторе близ Диканьки» Борис Голодницкий награжден за лучшую сценографию. Премию за лучшую мужскую роль второго плана получил Дмитрий Воронцов, исполнитель роли Черта. Сыгравший Вакулу Д. Шишмаков стал обладателем премии за лучшую мужскую роль.

Интересное решение поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» представил Марийский ТЮЗ.

Задача Театра юного зрителя - и воспитательная, и образовательная. В зале сидели подростки, учащиеся старших классов, которые с интересом слушали текст, сопереживали, были увлечены интригой. Скажете, этого мало? По-моему, больше, чем достаточно. Сегодня, когда чтение книг становится занятием экзотическим, такое неспешное, вдумчивое обращение к классике, желание поставить великий текст так, чтобы зритель проникся мыслями автора, весьма похвально. Сюжетная сторона произведения раскрыта убедительно и остроумно. Художник спектакля Алексей Голубцев выстроил светло-бежевые стены павильона, из которых справа и слева выезжают фурки с выставленными на них выгородками комнат помещиков. Белая мебель, цветочные гирлянды в жилище Манилова. Массивные столы и стулья у Собакевича, картина с изображением огромного поросенка и чучело огромного медведя, в животе которого находятся ящики для бумаг. Стена, увешанная трубками и оружием, у Ноздрева. Комодики, салфеточки, самоварчик у Коробочки... В центре, на задней стенке, время от времени отодвигается панель, и в темноте мы видим Чичикова и сидящего на козлах Селифана. Словом, материальная среда существования героев, столь важная для их характеристики, обозначена точно и в соответствии с указаниями автора.

Актеры театра убедительны в раскрытии сочно написанных персонажей. Автор выделяет доминирующие черты в характере каждого из них, и актеры подчеркивают елейную приторность Маниловых (Михаил Александров и Любовь Купсольцева), угрюмую неповоротливость Собакевича (Артем Иркабаев), разухабистое поведение развязного Ноздрева (Игорь Актуганов).

Особенно хороша Зинаида Долгова в роли Коробочки. Актриса заслуженно получила премию как «Лучшая исполнительница женской роли второго плана». Она учла каждый нюанс, каждую деталь - и седые кудельки из-под чепца, и острый взгляд как-то сбоку, что составляет забавный контраст с ее старушечьими причитаниями, и ее упертость. И интонации голоса - то затихающие, то вдруг слезливо настойчивые, настырные. Тут тебе и судьба, и характер, и социальный тип. Чичиков Александра Кожевникова фигура интересная. В самой стертости, некоторой «округлости» манер этого Чичикова видится его существование как человека «без свойств». У него, впрочем, и нет характерности, а есть желание приспособиться к этому миру, раствориться в нем, легко прокатиться по городам и весям для исполнения своих заветных желаний.

Автор инсценировки и режиссер-постановщик Олег Иркабаев до конца «проигрывает» всю ситуацию. Он начинает спектакль со сцены, где Важное лицо подает Чичикову мысль о скупке мертвых душ, завершает (как всегда у Гоголя) фантасмагорическим разоблачением неудачливого негоцианта. Над сценической конструкцией, наверху, под колосниками - ряд окон. В финале в каждом из них появляются персонажи истории, высказывающие самые нелепые предположения о Чичикове и его предприятии, вплоть до того, что это сам Наполеон (!), и тогда появляется знаменитая треуголка. Можно упрекнуть постановщика за то, что нет в спектакле лирической линии, нет знаменитых слов о «птице-тройке». Но если юные и не очень зрители сядут за изучение текста первоисточника - это и будет главной победой театра.

Второй спектакль Марийского ТЮЗа поставлен по пьесе местного автора Александра Петрова «Суженая». Невероятная история, рассказанная автором, произошла на самом деле, стала известна Петрову, и он превратил ее в сценическое повествование. Спектакль идет на марийском языке. Это - житейская драма с неожиданным финалом. По сути, сюжет для трогательного сериала: не хочется писать «мыльной оперы», поскольку чувства и страсти тут подлинные. Уходит на войну муж, нежно прощается с любящей и любимой женой, но кто-то пишет ему на фронт подлое письмо, что она загуляла, нашла другого. Смертельно обиженный, муж возвращается в деревню, где кроме жены его ждет и любимая дочь, и, чтобы досадить изменнице, привозит новую жену. Разобравшись во всем, обещает проводить домой спасшую его на фронте женщину и вернуться. И больше не появляется в родной деревне, где жена его ждет всю жизнь...

Главное в пьесе и в спектакле - чистота и подлинность чувств героев драмы, благородная сдержанность, человеческое достоинство. Здесь вряд ли можно говорить о каких-то новациях. Спектакль сделан в стилистике середины прошлого века. Незамысловато и подробно, но в соответствии со вкусами и пристрастиями своего зрителя. Достаточно условно обозначены планы: авансцена, первый план - выгородка простого скромного жилища старой Ольги, дальний, второй план - это территория воспоминаний - двор Ольгиного дома, огражденный забором, добротными воротами.

Ценность спектакля - в его нравственном посыле, в попытке изобразить цельный женский характер. Жюри наградило двух исполнительниц роли Ольги: Татьяну Окуневу - молодую Ольгу и Светлану Никитину - старую Ольгу, прожившую драматическую жизнь в ожидании любимого, сохранившую свое чувство, сумевшую не озлобиться.

Горномарийский драматический театр не в первый раз обращается к современной драматургии. Выбор пьесы молодого башкирского драматурга Шауры Шакуровой не случаен. Рассказ о судьбе молодых людей из небольшого города - в спектакле понятно, что речь идет о Горномарийске, - оказавшихся в поисках счастья в Москве, звучит современно, поднимает в спектакле «Свет далекого счастья» важные, больные вопросы.

Что есть Родина? Фантом, оставшийся в прошлом, которое надо забыть, или непрекращающаяся тоска? Во имя чего уезжают молодые способные ребята из дома? Во имя денег, обеспеченной жизни, во имя мечты - заработать и вернуться домой? И, конечно, раз это молодые люди, разговор пойдет о любви, верности, долге, предательстве. Ольга Искоскина, главный режиссер театра и постановщик этой пьесы, ею же переведенной и адаптированной к местным реалиям, вместе с героями спектакля проходит непростой путь познания себя, ощущения себя частью народа, с которым невозможно разорвать связи простым перемещением в пространстве.

Спектакль скуп, почти аскетичен, как и быт этих ребят, затерянных в огромном неласковом городе (художник-постановщик Александр Мошура). Специальную премию жюри «Актерский дуэт» получили исполнители главных мужских ролей Николай Марышев (Николай) и Дмитрий Тораев (Володя). В их сценическом существовании переплетаются и подлинность, и умение показать типичные фигуры молодых искателей счастья. Они очень разные - диджей Николай и банковский служащий, «правильный», целеустремленный Володя. Любовная линия - предательство одного и искреннее, сильное чувство другого, помогает понять, что в любых обстоятельствах человек может и должен сделать правильный выбор.

Два спектакля Театра кукол были поставлены для самых маленьких - «Снеговик-почтовик» по сказке В. Сутеева и «Крокодил» по К. Чуковскому. Основная претензия - увы, куклы отходят в этих постановках на второй план. Самое главное чудо - превращение неодушевленного предмета, куклы, в существо, обладающее своей индивидуальностью и живущее своей жизнью, не происходит.

В «Снеговике...» (инсценировка сделана режиссером-постановщиком Е. Сивко, приглашенным из Екатеринбурга) в начале появляются ряды симпатичных куколок-малышей, которые делают гимнастику, но в дальнейшем они не принимают участия в действии. А выходят актеры в масках и костюмах: Снеговик, Дед Мороз, Лиса, Волк, Снежинка. Упоминаются первые космонавты Гагарин и Титов, идет игра с ракетой (изобретательно показан ее полет, когда движется не предмет, а задник, что позволяет создать иллюзию межзвездного пространства). Но сегодняшним детям надо уже объяснять, кто такой Юрий Гагарин, рассказывать о его беспримерном подвиге. К сожалению, постановщик не учитывает опыт и знания сегодняшних малышей.

Забавным представляется огромный репродуктор, который превращается в действующее, говорящее «лицо», меняющее форму, словно артикулируя. Но это просто забавный трюк.

От истории с полетом ракеты действие переходит к новогоднему представлению. Понятно, что перед нами спектакль, подготовленный к Новому году, но логика действия утрачивается, и начинается совсем новая сказка про Снеговика, Ворону, Лису, появляются актеры, одетые как на школьном утреннике, характеры их героев не имеют точного обозначения. Сделана попытка поиграть с залом, что всегда оживляет действие, втягивает детей в представление - но несколько минут, когда актеры кидают огромные надувные шары в зал, плохо связаны с действием, к тому же, как всегда, игрой охвачены 2-3 первых ряда, что явно огорчает детишек, сидящих далеко от сцены.

«Крокодил», поставленный Михаилом Логиновым из Костромы, тоже, в основном, существует как сказка, рассказанная по ролям взрослыми актерами, изредка берущими в руки маленьких куколок, которые часто теряются на фоне костюма кукловода.

Надо отметить в спектакле остроумно сделанную ширму (художник Алексей Митрофанов). В первых сценах это горбатый Петроградский мостик и речка за ним. Когда мостик поворачивается, зритель видит Африку - растения, пригорки... Но звери в Африке - это не куклы, а большие маски на актерах в соответствующих костюмах. Так что собственно кукольные чудеса, превращения и работа с куклами снова заменяются живым планом. Потому, как мне представляется, режиссерские принципы создания и одного, и другого спектакля разными приглашенными режиссерами не способствуют развитию собственно кукольного театра.

Порадовал своими работами Марийский национальный театр имени М. Шкетана. Хорошо выученная труппа, запоминающиеся актерские индивидуальности, выдумка, стремление найти пути соединения современного театра и национальных традиций. Все это режиссерам марийского театра удается.

Роман Алексеев известен как крепкий, уверенный постановщик и ярких театральных музыкальных зрелищ, и серьезной современной драматургии. В этот раз он представил спектакль по национальной марийской сказке о сереброзубой Пампалче. Идея постановки принадлежит директору театра Эрику Юзыкайну, авторы пьесы «Серебряная Пампалче» Зинаида Долгова и Светлана Яндукова. Сказка о том, как смелая Пампалче не побоялась отвергнуть сына Водяного, вступила в схватку со злой ведьмой и вышла победительницей, улетев на шелковых качелях. Это история о борьбе сил зла и добра, а сама очаровательная и независимая Пампалче (Марина Воронцова) - символ прекрасной непокорной марийской девушки, символ света и свободы.

На сцене разворачивается настоящая пестрая веселая сказка, где не так уж страшны Вудон-Водяной (Эдуард Яковлев) и Вувер кува - Баба-Яга (Светлана Сандакова), где приключения и забавы, народные танцы и театральные чудеса вызывают живой отклик зрителей. Оформление Сергея Таныгина подчеркивает театральность и сказочность происходящего - рисованный задник, ветвистые деревья, заросшая река в оркестровой яме на первом плане, огромный смешной сом, что плавает в реке (им искусно управляют несколько человек), коляска Водяного, украшенная рыбами, волшебные качели, на которых прелестная Пампалче в белых одеждах взлетает вверх... Все это - составляющие захватывающего мюзикла, где много песен и танцев.

Второй спектакль театра Шкетана поставлен по пьесе Ю. Байгузы и В. Пектеева по произведению классика марийской литературы Сергея Чавайна «Окса Тул» («Блеск монет»). Свои мысли, раздумья, устремления Василий Пектеев, художественный руководитель Марийского национального театра имени М. Шкетана, постановщик и сценограф спектакля «Окса Тул» высказал в тексте, напечатанном в программке: «Мифология у марийцев очень богата. Мы ее не знаем, мы ее забыли. Я много думал об этом, думал, как этот богатый материал показать на сцене, ознакомить народ».

Пектееву удалось соединить миф, реальность, национальные обряды и мифологические сюжеты с бытом марийской деревни рубежа 1920-1930 годов. Новая реальность и привычный уклад жизни, традиционные предметы материальной культуры марийцев и проникновение новых веяний, привнесенных революционными преобразованиями, - все это соединилось в некое единое пестрое, парадоксальное существование людей на сцене, рождая целый спектр эмоций зрителя - восторг, ностальгию, смех, иронию, веселье, грусть.

Водевиль «Окса тул» о приключениях незадачливого крестьянина Карасия. Карасий - острая незаурядная работа Алексея Сандакова, в которой соединились наивная вера, ершистость, независимость и трогательность. Актер получил приз «За лучшее исполнение мужской роли».

Пектеев создает своеобразную энциклопедию жизни марийского села. Это и собрания с участием рьяной активистки и комсомолки Очий (Мария Андреева). И сватовство Карасия к молодой красавице Настай (Светлана Александрова). И конфликт в семье Настай, где склочная вредная мать (Светлана Филиппова) и ее «грозный» муж (Андрей Яруков) готовы выдать дочь за нелюбимого. Это и запоминающаяся Тарля - смешная «перезрелая» невеста, добивающаяся расположения Карасия - выразительная работа Ирины Кубековой.

Пестрый спектакль состоит из нескольких направлений. Одна из сюжетных линий - приезд в деревню бродячих артистов. Это история самого Чавайна, основоположника марийской драматургии и передвижного театра. И из этого сюжета Пектеев извлекает максимум: представление бродячих актеров, которые разыгрывают на лужайке для собравшихся крестьян представление. Из-за самодельной занавески выходит шиллеровская Луиза Миллер, пафосно произносит монологи. Воздевают руки старый Миллер и его жена. Все исполнители ролей этого спектакля в спектакле виртуозно пародируют псевдопафосную манеру исполнения провинциальных актеров, вызывая искренний смех в зрительном зале.

А позже идет целая серия розыгрышей незадачливого жениха Карасия актерами и сельчанами. На сцене возникают народные обряды, танцы, оживают мифологические персонажи. Но исполнители подчеркивают: всё здесь - розыгрыш, всё - понарошку.

Многосоставное зрелище объединяет щемяще лирическая интонация, которую задают начальные картины спектакля: на темной сцене - высокие шесты, сидят женщины в национальных костюмах, у кого прялка, у кого веретено, кто-то у деревянной колоды. Прядут, взбивают масло, бьют шерсть. Вечные занятия, из поколения в поколение передающиеся в семье. Фантазийное, озорное, эпическое и конкретное зрелища сливаются в единый мощный театральный аккорд. Постановщик спектакля Василий Пектеев был удостоен премии «За лучшую режиссуру».

Одно из самых запоминающихся впечатлений фестиваля - встреча с новыми работами Марийского государственного академического театра оперы и балета им. Э. Саппаева. Театр оперы и балета - гордость республики. Новое роскошное здание, современное техническое оборудование, орган. Сильная профессиональная труппа, оркестр, высокая постановочная культура. И, главное, художественный руководитель, заслуженный артист РФ Константин Иванов, министр культуры, печати и по делам национальностей РМЭ, человек, театр знающий, любящий, всей душой болеющий за развитие культуры в республике.

Опера «Риголетто» поставлена Сергеем Шепелевым, он же и художник-постановщик. Крепкая, внятная постановка, достойное функциональное оформление, четко прописанные взаимоотношения героев. Украшением спектакля стала Алина Полевая, исполнительница роли Джильды. Ее богатый голос, тонкость фразировки, драматическое мастерство и природная красота позволили насладиться прекрасным, вдохновенным исполнением.

Алина Полевая получила Премию Й. Кырли за лучшую партию в опере.

Хорошо выученная балетная труппа восхитила в спектакле «Бахчисарайский фонтан». Балетмейстер-постановщик и автор либретто Константин Иванов. Глубокий знаток балета, в прошлом - солист Большого театра, Иванов обратился к классическому советскому балету, принципиально изменив его. Он ушел от канонического либретто Н. Волкова, а, главное, отказался от, казалось, незыблемых традиций драмбалета. «Бахчисарайский фонтан» зазвучал по-новому, давая возможность танцовщикам соединить драматические переживания с интереснейшим хореографическим рисунком роли. Одно из центральных мест в этом спектакле занимает Хан Гирей, чью роль мощно, убедительно исполнил сам Константин Иванов. Отточенность жестов, актерская и мужская харизма, внутренняя сила, властность, которая завораживает и притягивает к нему, и недюжинное актерское дарование определили создание образа большой силы.

Прекрасны исполнительницы главных ролей. Прелестная Мария Кристины Михайловой - сама нежность и скрытая сила. Дерзкая, обольстительная Зарема Екатерины Байбаевой. Они разделили премию «Лучшая партия в балете».

Нельзя не отметить запоминающееся исполнение партий Айше, второй жены Гирея, Ксенией Царегородцевой и Ахсаны, третьей жены Гирея, Еленой Раськиной. Премию «Лучшая мужская роль второго плана» разделил с актером драматического театра Д. Воронцовым Артем Веденкин - исполнитель партии Станислава, жениха Марии, в балете «Бахчисарайский фонтан».

Неожиданным оказался финал праздничного вечера 27 марта, когда в Международный День театра подводили итоги и вручали награды лауреатам национальной театральной премии имени Йывана Кырли. Впервые за много лет существования «Йошкар-Олы театральной» Гран-при решили не присуждать. Это не означало, что не было среди участников достойной постановки. Просто жюри не смогло выбрать лучшего из лучших.

Фотогалерея