Встречи на Арбате / Юго-Осетинский государственный драматический театр им.К.Хетагурова в Москве

Выпуск №8-238/2021, Гости Москвы

Встречи на Арбате / Юго-Осетинский государственный драматический театр им.К.Хетагурова в Москве

В апреле в театральной афише Москвы появились спектакли Юго-Осетинского государственного драматического театра имени Коста Хетагурова. Гастроли артистов из Цхинвала стали частью творческого проекта «Дни осетинского театра на Арбате», организованного Центральным Домом актера имени А.А. Яблочкиной. Визит юго-осетинской труппы можно одновременно рассматривать как два значимых события. В 2021 году театру исполнилось 90 лет, и это первое в его истории выступление на столичных подмостках.

Тамерлан Дзудцов, художественный руководитель Юго-Осетинского государственного драматического театра имени Коста Хетагурова рассказал, что переговоры о «Днях осетинского театра на Арбате» начались еще год назад, затем планы нарушила пандемия, и до недавнего времени не было полной уверенности, что гастроли состоятся. Но все в итоге сложилось удачно, во многом благодаря кураторам проекта Ирине Москаленко и Павлу Тихомирову.

Свои работы осетинские артисты показали на лучших сценах Москвы - Вахтанговский театр, РАМТ, Центральный Дом актера имени А.А. Яблочкиной, в чем тоже особый знак. Потому что в свое время основу Юго-Осетинского драматического заложили люди, которые окончили театральные вузы в Москве и Ленинграде, прошли школу выдающихся педагогов и принесли бесценные знания на сцену родного театра. В этом, по словам Тамерлана Дзудцова, неразрывность связей Южной Осетии и России.


Помнить о своих корнях

Выставка «Южная Осетия театральная», открывшаяся в Центральном Доме актера имени А.А. Яблочкиной, отразила 90-летний путь Юго-Осетинского драматического театра имени Коста Хетагурова. Афиши разных лет, черно-белые фотографии старых спектаклей и цветные кадры современных постановок, портреты ведущих мастеров сцены, эскизы костюмов и декораций, произведения известных осетинских художников, награды всероссийских и международных фестивалей - в каждом экспонате определенная веха истории самобытного коллектива, соединяющего в своем творчестве традиционную осетинскую и общемировую культуру.

Как и многие театры национальных республик, Юго-Осетинский начинался с драматического кружка, который появился в Цхинвали в 1931 году. Первым спектаклем стала «Лихорадка» С. Церетели, поставленная с самодеятельными артистами В. Хетагуровым. Вскоре зрители увидели новые работы - «Черную тучу» А. Коцоева, «Иные нынче времена» А. Цагарели, «Хазби» Е. Бритаева, «Овода» Э. Войнич. В 1934 году при грузинском театре имени Руставели открыли осетинскую студию, и ее выпускники пополнили труппу драматического кружка. Постепенно цхинвальский театр приобретал иной статус, над созданием спектаклей работали профессиональные режиссеры, художники, композиторы, а в 1939-м ему присвоили имя основоположника осетинской литературы, поэта и драматурга Коста Хетагурова.

1941 год для Юго-Осетинского театра особенный - в труппу пришли выпускники Ленинградского театрального института, заметно изменился репертуар. Помимо произведений национальной драматургии, осетинские артисты играли «Отелло» У. Шекспира, «Слугу двух господ» К. Гольдони, «Грозу» А.Н. Островского, «Последних» М. Горького. Серьезной театральной школой стало содружество с прославленным МХАТом, который во время Великой Отечественной находился в эвакуации в Цхинвали. На сцену Юго-Осетинского театра выходили Василий Качалов, Михаил Тарханов и другие известные мастера. Позднее Школа-студия МХАТ ввела практику специальных актерских курсов из национальных республик, и первой стала осетинская студия. В разные годы подобные выпуски готовили в Щепкинском и Щукинском театральных училищах, что позволяло Юго-Осетинскому драматическому набирать высоту.

Уже почти два десятилетия эти важные кадровые вопросы решает Северо-Осетинский университет, где в 1992 году открыли актерское отделение, взяв за основу методики Высшего театрального училища им. Б.В. Шукина. В прошлом году и в Юго-Осетинском университете имени А. Тибилова появилась новая специальность «Актерское искусство», а инициатором выступил драматический театр имени Коста Хетагурова.

В 1994 году творческим лидером Юго-Осетинской драмы стал Тамерлан Дзудцов. Он начинал на этой сцене актером, а после окончания Московского института повышения квалификации работников искусств (мастерская Л. Хейфеца) занялся режиссурой. С его приходом в театральной истории Южной Осетии появились новые страницы, связанные с поисками современного сценического языка, смелыми экспериментами. Тамерлан Дзудцов организует творческие лаборатории, приглашает на постановки режиссеров из Москвы и Санкт-Петербурга и убежден, что только так артисты смогут расти и развиваться.

Выступая на открытии выставки в Центральном Доме актера, атташе по культуре Республики Южная Осетия Владимир Сергеев подчеркнул, что театр всегда был зеркалом культурной жизни народа. Юго-Осетинская труппа бережно хранит традиции, заложенные легендарными основателями их коллектива, и при этом создает спектакли, созвучные сегодняшнему времени.



Найти дорогу в Тар

Для гастрольных показов Юго-Осетинский драматический выбрал три постановки разных лет, по которым можно судить о сегодняшнем пути театра, его авторском почерке. Каждая создана для камерного пространства, что позволяет увидеть возможности труппы, ее умение свободно существовать в разных жанрах, чутко улавливать режиссерский замысел.

Тамерлан Дзудцов представил свою интерпретацию «Антигоны» Жана Ануя, выстроив известный сюжет в двух параллелях - античной и современной. Строгую сценографическую конструкцию создала Мадина Санакоева, сосредоточив внимание на красном, белом и черном цветах; автором костюмов стал осетинский дизайнер Хох Бекоев. Роль Антигоны исполняет молодая актриса Зарина Бекоева, уже не раз получавшая за эту работу высокие оценки на фестивалях. В спектакле заняты народный артист Южной Осетии Сослан Бибилов (Креонт), заслуженная артистка Южной Осетии Жанна Догузова (Эвридика), артисты Андрей Чочиев (Гемон), Милена Битиева (Исмена), Батрадз Кумаритов (Стражник) и другие.

Когда в 1943 году эту пьесу поставили в оккупированном Париже, она вызвала громкий резонанс, потому что в переложение древнегреческой трагедии автор вписал между строк главную идею - неповиновение фашизму. Тамерлан Дзудцов считает, что сегодня и для Кавказа, и для Южной Осетии «Антигона» более чем актуальна и укрупняет в спектакле такие важные темы, как конфликт поколений, жестокое противостояние законов государства и человеческой морали с ее глубинной этнической основой.

«Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира в переводе на осетинский язык Нафи Джусойты - визитная карточка драматического театра имени Коста Хетагурова. Спектакль Тамерлана Дзудцова появился в репертуаре в конце 1990-х и почти десять лет не сходил со сцены, его играли в Санкт-Петербурге, Тамбове, Волгограде, Магнитогорске, Элисте. Недавно «Юлия Цезаря» восстановили и показали новую редакцию в Москве.

Режиссер перенес действие шекспировской трагедии в психиатрическую лечебницу. В подчеркнуто бытовой декорации Роланда Чочиева, где только грубо сколоченный стол и шесть кроватей с одинаковыми больничными одеялами, тревожным пятном выделяется забрызганное кровью полотно на заднике сцены - знак свершившейся трагедии, которая может произойти в будущем. Каждый из обитателей палаты живет в собственном мире тревог, терзаний, собственного величия. За ними наблюдает Доктор и, подобно кукловоду, запускает опасный механизм.

В герое Вильгельма Хасиева, несмотря на подчеркнутую безэмоциональность, есть что-то потустороннее, почти мефистофелевское. Это он вручает Кассию книгу с трагедией Шекспира, находит нужные страницы, распределяет роли. И вот уже перед нами легко управляемый Народ Жан-Жака Харебова, беспринципный Каска Василия Техова, кипящий ненавистью Кассий Эдуарда Гаглоева, честолюбивый Антоний Батрадза Кумаритова, мечтающий о всеобщем равенстве Брут Сослана Бибилова, ослепленный властью Юлий Цезарь Сослана Джиоева.

С невероятным внутренним напряжением Сослан Бибилов проживает трагедию своего персонажа. Для него слово «раб» - самое страшное оскорбление человеческого достоинства. Ради высшей нравственной цели он соглашается принести в жертву близкого друга, но не готов на убийство и потому истерзан сомнениями, лишился сна с тех пор, как Кассий «вооружил» его на Цезаря. Брут не терпит лжи, в отличие от других участников заговора его помыслы чисты, но в этой ситуации невозможно не обагрить рук кровью.

Экспериментируя с шекспировским текстом, Тамерлан Дзудцов добавляет к облику персонажей небольшие, но очень важные детали. Народ - единственный из всех, чья одежда испачкана кровью: вдохновленный новыми лидерами, он, не раздумывая, пойдет убивать ради куска хлеба и мнимой свободы. Кассий носит на шее подвешенную на веревке книгу - бремя многих знаний, которые неизбежно рождают в нем злые намерения. Антоний не выпускает изо рта детскую пустышку, но к финалу из безобидного «младенца» вырастает в жестокого тирана, который бесцеремонно оседлал Народ и правит им.

Последняя трапеза проходит на фоне окровавленного полотна, на котором теперь отчетливо сфокусирован луч света. Избавившись от конкурентов, Антоний и Октавий Цеза (эту роль тоже исполняет Жан-Жак Харебов) жадно едят, не обращая внимания на Каску, способного приспособиться к любой власти. За ними молчаливо наблюдают одетые в смирительные рубахи Цезарь, Брут, Кассий. Так, вероятно, ушедшие поколения смотрят из иного мира на земную суету, где рано или поздно все повторится - предательство, борьба за власть, кровавые распри.

Спектакль «Фандо и Лис» по пьесе мастера трагического абсурда Фернандо Аррабаля на Юго-Осетинской сцене поставил выпускник Театрального института им. Б.В. Щукина Ян Яновский. Это дипломная работа начинающего режиссера - смелая, лаконичная, беспощадная. В истории Фандо и его возлюбленной Лис раскрывается жестокая правда о любви и ненависти. Молодая женщина парализована и живет лишь одним: Фандо привезет ее в мифический город Тар, где сбываются все мечты. Она сможет снова ходить, у них родятся дети и, быть может, Фандо сочинит для нее новые песни. Отправляясь каждое утро в путь, эти двое движутся по кругу, но всякий раз возвращаются к исходной точке.

Натия Чохели и Сослан Бибилов, тонко чувствуя природу театра абсурда, наделяют своих персонажей вполне реалистичными характерами, расширяют горизонт сиюминутных событий от прошлого к будущему. Лис не выпускает из рук красные туфли на тонкой шпильке - единственное напоминание о ее полноценности, самостоятельности. Чрезмерная и назойливая забота Фандо вызывает подозрение, что в трагедии Лис виноват он, хоть мы и не знаем, что на самом деле лишило ее возможности ходить. Нежность Фандо перечеркивается приступами раздражения, с каждым разом выходки становятся все более жестокими.

Лис прячет глаза, чтобы Фандо не заметил ее страх и отчаяние. Женщина знает: пока она сохраняет внешнее спокойствие и веру в Тар, их жизнь с Фандо наполнена смыслом. Когда Лис умрет, ее спутник присоединится к троице слепцов. Тосо Василия Техова, Намур Батрадза Кумаритова и Митаро Жан-Жака Харебова тоже мечтают попасть в райское место, но, раздираемые глупыми спорами, ходят по кругу. Этот путь может быть изнурительным и бесконечным, пока они не осознают главное: только преодолев душевную слепоту, можно обрести цель и отыскать дорогу в заветный город.

Фотогалерея