Настоящее - останется / Омский театр "Галерка"

Выпуск №8-238/2021, Портрет театра

Настоящее - останется / Омский театр "Галерка"

Омский театр «Галерка» отметил свой 30-летний юбилей. Точнее, тридцать лет театру исполнилось в прошлом году, но тогда все планы нарушила пандемия. Так что юбилейный вечер с дорогими гостями состоялся позже - 15 февраля нынешнего года.

- Этот театр очень последователен в своем творческом направлении. Он, ни на кого не оглядываясь, ведет свою линию и занимает достойную нишу в супертеатральном городе Омске, - отметил московский режиссер Сергей Стеблюк, который еще на заре «Галерки» поставил прославивший молодой театр спектакль «Шуты села Степанчиково» по повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».

За 30 лет старый добрый русский театр осуществил сто одиннадцать постановок, сыграл более восьми тысяч спектаклей. И до сих пор, несмотря на все модные тенденции, имеет смелость идти своим путем.

Название для этого театра было выбрано задолго до его появления: «Галеркой» называлась театральная студия в казахском городе Алма-Ата, в которой в юности занимался основатель и бессменный руководитель омского театра Владимир Витько. У студийцев была мечта создать свой театр, но ее исполнения пришлось ждать очень долго.

Владимир закончил филфак Кустанайского педагогического института. Параллельно с учебой три года работал актером в Кустанайском драматическом театре имени М. Горького (в Кустанай переехало несколько студийцев во главе с руководителем театральной студии Анатолием Тарасовым, которого назначили главным режиссером кустанайского театра). Потом служил в Алма-Атинском Русском драматическом театре имени М.Ю. Лермонтова, Заполярном Норильском драматическом театре, восемь лет проработал в Омском ТЮЗе, два года в Адыгейском русском драматическом театре в Майкопе...

Вернувшись в Омск, Владимир Федорович стал режиссером массовых мероприятий при Омском областном Управлении культуры. И исполнил наконец свою давнюю мечту: в 1989 году окончил заочное отделение актерского факультета ГИТИСа. А год спустя сбылась еще одна мечта, самая главная - Владимир Витько основал в Омске «Галерку».

- У меня был приятель, они с друзьями организовали строительный кооператив «Березка», но банк не давал им наличных денег - только перечислял зарплату. А наличка ведь нужна. Им посоветовали создать побочное производство, хоть какое. Он мне говорит: «Ты же хотел театр сделать?». Я говорю: «Да» - «Ну давай, делай». И мы создали при этом строительном кооперативе театрально-художественный центр «Березка», они нам зарплату положили 400 рублей каждому, по тем временам прилично. Собралась компания человек десять - это были и артисты, и режиссеры, и монтировщики, и звуковики, и все, и все...

Юный театр арендовал зрительный зал, сцену и комнатку в Доме Учителя в центре Омска, купил «сильно б/ушный» автобус «Кубанец» и за зиму объехал всю Омскую область со сказкой «Мисюська» и с «Веселым вечером». Так назывался эстрадный концерт, куда вошли фрагменты из спектаклей, скетчи, интермедии.

- У нас была идея театра, который как вольный ветер в степи. Театр-кибитка: играешь, что хочешь, играешь, где хочешь. Мы были свободны как никогда.

Супруга Владимира Витько Ирина Валентиновна шила костюмы персонажам сказки, а кроме того, играла Бабку.

- Из брюк детей я, например, шила коту вельветовые желтые шортики, из тулупа отца Владимира Федоровича получилась жилетка для пса. Для своей героини принесла из дома юбку и кофту, у меня такая юбка была мелкими цветочками и украинская блузка...

«Березка» делала для своего театра декорации.

- Для спектакля «Последняя попытка» они нам сделали огромные деревянные рамы, как бы окна, мы их расставляли на сцене. Диван мы из дома привозили каждый раз, кресла и столик тоже. Было очень смешно и интересно, - вспоминает Ирина Валентиновна.

Такими вольными птицами актеры «Галерки» пробыли с октября по февраль. Всего через полгода, в марте 1991-го «Галерке» предложили статус муниципального театра. Это оказалось очень кстати: ситуация в банковской сфере изменилась, и с наличными у частных предприятий теперь сложностей не было.

- Я чувствую, что мы кооперативу уже стали немного в тягость. Думаю - надо расстаться красиво. Пришел к руководителю: давайте посчитаем, сделаем сверку - сколько вы на нас потратили, и каждый пойдет своей дорогой. Мы продали этот «Кубанец» и отдали им все, что были должны, - продолжает рассказ Владимир Витько.

А вскоре случилось событие, ставшее знаковым в судьбе молодого театра. Завод «Полет» собирался праздновать 8 марта. Владимир Витько был хорошо известен в городе как режиссер театрализованных представлений, и представители завода попросили сделать для них что-нибудь интересное.

- Я говорю: «Давайте сделаем "Мисс Полет"». Мы пригласили балетмейстера, сняли ДК «Рубин» на 1200 мест. Все прошло прекрасно. А они как раз объявили конкурс на замещение вакантной должности директора заводского ДК «Юность». И я решил рискнуть: предложил свою кандидатуру, и ее в итоге утвердили.

Но это были 90-е годы и соответственно, во Дворце культуры процветало то, что к культуре не имеет никакого отношения. Был, например, видеосалон с прокатом видеокассет известного содержания.

- Мы уходим, а там начинается жизнь ночная. Зашел на танцы - горят красный фонарь, зеленый фонарь, какие-то типы ходят подозрительные. В мужской туалет захожу, а там в предбаннике цыган с золотым зубом торгует наркотой. И в фойе стояли «однорукие бандиты», игровые автоматы. Я это все закрыл: и «бандитов», и танцы эти, и видео. Все эти ребята никак не могли сообразить, что это он такой крутой, кто за ним стоит, что он так себя ведет? А я просто ничего не боялся, - вспоминает Владимир Витько.

В ДК было много самодеятельных коллективов, и Владимир Федорович резонно подумал, что сюда неплохо будет перебраться и молодому театру. И возможность вскоре представилась:

- «Полет» отмечал 50-летний юбилей. Я отвечал за художественную часть - привез команду Лещенко, из Харькова на полетовском самолете привез фейерверк. У нас в Омске тогда еще фейерверков не было, привез гусляра из Суздаля, который в начале концерта пел былину «О «Полете» и людях его». И когда я после этого празднования предложил председателю профкома объединить театр «Галерка» и ДК «Юность», он согласился.

Так что некоторое время театр назывался «городской муниципальный театр «Галерка» аэрокосмического объединения «Полет». Но в ДК было тесновато: в каждом кабинете коллективы, еще и курсы английского языка...

И Владимир Федорович снова нашел выход из положения:

- Я прогулялся в соседний район, там тоже был ДК. Огромное здание и пустое, там только какой-то единственный танцевальный коллектив был. Захожу к директору, говорю: «Я из ДК «Юность», ваш сосед. Вижу, у вас почти нет самодеятельности. Давайте договоримся так - я вам подарю коллектив цирковой, народный ансамбль, еще разные коллективы, они у вас разместятся, а зарплату руководителям буду я платить. Она так обрадовалась. Там были все условия: отдельная комната для хранения инструментов, отдельная для репетиций. Мы тихо разошлись и остался один театр.

Конечно, переезд коллективов в другое здание приветствовали далеко не все.

- Там такое было, такие письма пошли, листовки расклеивали, что он здесь все занял, самодеятельность выгнал, оккупировал, - вспоминает Ирина Валентиновна.

Появлялся делец, предлагал сделать в здании ДК ночной клуб, обещая полностью профинансировать ремонт, в котором здание тогда уже нуждалось. Владимир Витько ответил: «Есть моменты, когда «в одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань».

Всякое было...

В 1992 году Владимир Витько и Георгий Завалов поставили спектакль «Адмирал Колчак» по роману В. Максимова «Заглянуть в бездну». Только за первые пять лет в здании «Юности» сыграли спектакли по пьесам А.Н. Островского и Б. Шоу, А. Дударева и Э. Ростана, А.П. Чехова и А.В. Сухово-Кобылина, А. Вампилова и Ф. М.Достоевского, С. Злотникова и Д. Аверкиева...

В 2003 году завершился пятилетний проект «Александр Вампилов - последний драматург - классик XX века». В рамках этого проекта Владимир Витько поставил все пять пьес выдающегося драматурга. С тех пор в театре закрепилась традиция работать над несколькими произведениями одного автора.

Но дела в городе шли все хуже - к 2004 году была задержка зарплаты на девять месяцев. И тогда Владимир Витько решился написать письмо губернатору Омской области Леониду Полежаеву, чтобы театр забрали в область. Передавали его вместе со зданием ровно год.

- В 2005 году мы стали областным театром, тогда же, с сентября сразу встали на ремонт. Сначала на косметический, потом, когда выяснилось, что здание в полуразрушенном состоянии, на капитальный. Тогда я взбунтовался - зачем капитально ремонтировать непрофессиональное здание? Вышло постановление о реконструкции, и поэтому там, где было 2 700 квадратных метров, стало 7 800, то есть на 5 тысяч больше.

Но реконструкция ввиду неудачного стечения обстоятельств растянулась на 13 лет, превратившись в глобальную эпопею. Причем средства были: их выделила Москва, свою лепту внесло и областное правительство. Но «Галерке» очень не везло с подрядчиками, они «как-то долго осваивали эти деньги, никак не могли освоить». В 2008 году все застопорилось. К празднованию 300-летия Омска про «Галерку» вспомнили местные власти и снова пошло строительство - не шатко, не валко. Многолетнюю эпопею сумел завершить только нынешний губернатор Омской области Александр Бурков, который выделил сумму, необходимую для завершения строительства и потом открыл новое здание.

В ноябре 2018 года у «Галерки» наконец снова появился дом. За годы скитаний Владимиру Витько удалось вроде бы совершенно невозможное - сохранить театр, сохранить труппу. Причем никакого чуда для этого не понадобилось.

- Все это время мы занимались творчеством - это самое главное. Мы были подвижной командой: играли в Доме актера, в «Арлекине», в ТЮЗе, и в драме работали, приглашали режиссеров. Мы снова стали кочевым театром - объездили всю страну, побывали во Франции, в Италии, - поясняет Владимир Федорович.

В общем, использовали сложную ситуацию, в которой оказался театр, как новую возможность. Кстати, на втором этаже театра можно увидеть интерактивную карту гастролей, причем там не только фотографии, но и фильмы.

- В каждой ситуации есть хорошее и плохое. Если заниматься только плохим, то можно вообще погибнуть. А если смотреть, что может дать конкретная ситуация - появляется масса возможностей.

К примеру, в 2010 году омский театр представлял культуру региона на национальной выставке в Париже. Во дворце «Гран-Пале» артисты «Галерки» сыграли фрагменты из спектаклей «Сергей Есенин» и «Во всю ивановскую», вызвавшие огромный зрительский интерес. Так что вместо одного запланированного выступления омский коллектив давал концерты каждый день на протяжении всего времени работы выставки.

Владимир Витько убежден: старый добрый русский театр по-прежнему нужен зрителю. Не случайно в «Галерке» всегда полные залы.

- То, что сейчас происходит в театральной среде, уже было в начале ХХ века. И тогда Луначарский взывал: «Назад, к Островскому!», потому что творилось невесть что. Эта пена тоже сойдет. А настоящее - останется. Мое отношение к театру определяет фраза Гоголя: «Театр - это вовсе не безделица, а кафедра, с которой можно сказать много миру добра».

Владимир Витько переносит на сцену настоящую русскую литературу, превращая в спектакли романы и прочие, изначально совсем не сценические произведения. Так, например, появился спектакль «Во всю ивановскую» по произведениям Владимира Крупина:

- Владимир Федорович нашел меня в 90-х годах и предложил написать инсценировку, но я сказал: «Напишите сами». Я рад, что театр это сделал. Я счастлив, что в моей жизни есть Омск и театр «Галерка», - говорит писатель.

У многих спектаклей «Галерки» очень долгая жизнь. Например, до сих пор идут «Мисюська» и «Последняя попытка» - ровесники театра.

А с 10 по 15 ноября в «Галерке» пройдет Международный фестиваль «Достоевский. Омск», посвященный 200-летию писателя. На него уже поступило множество заявок из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, а также из Белоруссии и Германии. Причем фестиваль планируют сделать постоянным и проводить раз в два года.

Владимиру Витько всегда было интересно делать то, чего никто до него не делал. Быть может, именно поэтому ему удаются вещи, которые другим кажутся заведомо невозможными?

Фотогалерея