А если это любовь? / Московский камерный театр "Вертикаль"

Выпуск №8-238/2021, Портрет театра

А если это любовь? / Московский камерный театр "Вертикаль"

11 сентября 2010 года в Москве родился камерный, частный, репертуарный театр «Вертикаль», не имеющий ни спонсоров, ни попечителей, ни финансирования, ни собственного помещения. Его основали выпускники РАТИ (ГИТИСа) курса Сергея Голомазова, ученика Андрея Александровича Гончарова - Анастасия Менюшина и Александр Баринов.

Играют актеры в арендованном полуподвальном помещении цокольного этажа жилого дома недалеко от Останкино. Платит за аренду сам художественный руководитель театра, актер и режиссер Александр Баринов, подрабатывая на съемках в кино и проводя занятия с абитуриентами по актерскому мастерству и режиссуре для желающих поступить в театральные вузы.

Сейчас в театре «Вертикаль» 23 актера играют восемь спектаклей в месяц. Одним из наиболее ярких является «Варшавская мелодия» Л. Зорина в постановке Александра Баринова. Актеры Андрей Данилов и Анастасия Менюшина сыграли поэму о любви юной варшавянки Гелены и русского парня, вчерашнего фронтовика Виктора. Театр представил свою версию любви Гелены и Виктора, как бы увиденную уже из нашего времени. И поэтическое зрелище, напряженное по мысли, обретает драматическое звучание, а история одной любви вырастает в раздумья о времени и жизни.

Еще один яркий спектакль - «Безымянная звезда» М. Себастиана рассказывает историю всего одной ночи, одной лирической встречи. В спектакле переплетаются сложные и разные темы. «Звезды никогда не отклоняются от своего пути», - эта фраза становится лейтмотивом спектакля. Случайная встреча бедного учителя из заштатного румынского городка Марина Мирою (Андрей Гудим) и светской красавицы Моны (Алина Паутова), «сотканной из капельки духов, величайшей лени и щепотки воображения», заставила обоих увлечься и потерять голову. Актеры смогли тонко почувствовать и воплотить на сцене подлинный лиризм пьесы, ее богатое внутреннее действие. По пьесе у Моны не хватает силы воли для борьбы и лишений, и она уезжает со своим любовником Григом. Но режиссер Александр Баринов изменил финал - Мона возвращается к учителю - полторы минуты без слов, и сразу рождается надежда. А она обязательно должна быть!

Герой пьесы Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева» Павел (Иван Омельченко) - заурядный зубной врач и незаурядный фантазер, безнадежно влюбленный в Александру, которая уходит от него к другому, так как не может его полюбить и понять его теории об инопланетянах, пришельцах из другого мира. А в иллюзиях Фарятьева есть свой смысл - они учат мечтать. И финальный отзвук этой грустной и смешной истории тонко сыгран актерами театра.

Большую роль в творческой жизни театра сыграл приход известного белорусского музыканта, актера и драматурга Егора Найдовича. Он играет, ставит спектакли, сочиняет песни и музыку, пишет стихи, пьесы и рассказы, выступает как сценограф и художник, а также является директором театра «Вертикаль». По его пьесам и инсценировкам поставлены спектакли «Катя», «Моя странная любовь» и песенный спектакль «Пятницкая».

Недавно на сцене появился моноспектакль Александра Баринова «А если это любовь?», состоящий из нескольких рассказов, написанных им о любви и одиночестве. У человека никого в жизни нет, кроме любимой кошки Люськи, с которой он делится последними кусочками хлеба. Однажды он пошел в магазин и долго мучился, что ему купить на последние деньги - пачку сигарет (он очень захотел покурить) или еду для своей кошки. И решил на этот раз купить сигареты. Дома он с извинением и болью смотрел в глаза Люське, а она, все понимая, прижалась к нему, словно успокаивая и согревая своим теплом.

В другом рассказе одинокие молодые люди познакомились, долго переписывались в социальных сетях и, наконец, решили встретиться. Он долго ждал ее на месте назначенного свидания, но Она не пришла. А потом Он узнал, что Она так торопилась и бежала на встречу с ним, что попала под машину и погибла.

Во время нагрянувшей пандемии актеры театра не бездействовали: были организованы онлайн-читки новых пьес. И уже в середине 2020 года театр «Вертикаль» (один из первых частных театров Москвы) стал показывать спектакли, конечно, с учетом эпидемиологических требований к размещению зрителей, а с осени 2020 года начал репетиции нескольких новых премьер.

Этот не похожий ни на какой другой театр, живущий неимоверно трудной жизнью, словно пронизан светом добра и любви - к зрителям, которых угощают горячим чаем и печеньем перед спектаклями; к своему маленькому убогому подвалу, где актеры каждый вечер на сцене творят чудеса, заставляя сидящих в зале сопереживать им и чувствовать, что надо всегда жить с надеждой, мечтать и любить.


Фото с официальной страницы театра в VK

Фотогалерея