КУРГАН — ШАДРИНСК. К чему жизнь наша?

Выпуск №9-239/2021, В России

КУРГАН — ШАДРИНСК. К чему жизнь наша?

Великолепная театральная весна у меня получилась - довелось увидеть три замечательных спектакля: Шадринского драматического, Курганского драматического и Курганского театра кукол «Гулливер».


Шадринский драматический театр

Шадринский театр привез в Курган премьерный спектакль по повести Аркадия Аверченко «Подходцев и двое других» (сценическая версия повести и режиссура Олега Сологубова, Санкт-Петербург), продемонстрировав на радость зрителям, что театр находится в отличной творческой форме. Молодые, озорные, талантливые артисты, пополнившие труппу в последние годы, позволили разнообразить репертуар театра и жанрово, и содержательно.  

«Подходцев и двое других» - история о настоящей мужской дружбе молодых, озорных и еще недалеко ушедших от идеальных представлений о жизни, парней. Они открыты миру, их помыслы чисты и не меркантильны. Они изобретательны до хулиганства, порой благородны до чопорности, хотя они просто радуются жизни всеми возможными средствами, стремясь реализовать свои возможности и мечты и в шутку и всерьез. Они не впадают в отчаянье при провале проектов, потому что на смену одному тут же появится другой. Они не строят планов, потому что понимают: надо радоваться настоящему. Их сводит случайность - «человеческая троица» сошлась разными путями в одной и той же точке. Сошлись, познакомились, привыкли друг к другу и поверили, что стали друзьями навсегда. Романтика молодости, жажда приключений, способность к авантюрам - что еще нужно, когда ты молод, жизнь бьет в тебе ключом, энергия - фонтаном, а рядом те, кто поддержит очередную авантюру, и будет что вспомнить и над чем посмеяться!

В центре повествования - троица друзей: Подходцев, Громов и Клинков, неугомонные в своей инициативе молодые люди. Артисты пластичны и взрывоопасны - они втроем могут заполнить собой все окружающее пространство. Их жизнь - движение! Даже думать, кажется, они могут только находясь в движении!

Спектакль смотрится легко и с большим интересом. Сценическое пространство решено в унисон с внутренним состоянием друзей, ни в чем не знающих препятствий и не ощущающих рамок, которые бы сковывали их существование в этом мире (художник - Надежда Осипова). Действие в пространстве перетекает из одной точки в другую беспрепятственно - на сцене нет стен и границ - лишь двери, через которые входят к Подходцеву, или те, куда входит Подходцев со товарищи.

Подходцев в исполнении Михаила Храмова соответствует портрету, данному автором: он молод, свободен, порой изнемогает от приступов деликатности, умеет изящно выражаться (по крайней мере, стремится, чтобы это было так), великодушен и лиричен.

Громов (Вячеслав Чупахин) умеет «вставить шпильки», но производит впечатление человека, ищущего и не находящего смысл жизни, по крайней мере, собственной: «А что в ней хорошего, господин околоточный? Так, чепуха какая-то, а не жизнь. И вообще, ответьте мне на вопрос: к чему жизнь наша? Куда мы стремимся? В чем идеал?»

Климков Никиты Заикина всегда несколько в напряжении - ищет поводов для извержения внутреннего вулкана всевозможных страстей, включая гастрономические. Дружба - самое ценное, что есть у этой троицы, и они всеми силами стремятся сохранить этот клад, обретенный по случаю, но ставший основной составляющей их жизни.

Хорошая литература, лежащая в основе драматургии, не имеет особого психологизма, но все же дает возможность проследить и за драмой, которая разыгрывается в связи с женитьбами друзей, и получением наследства Климковым.

Режиссер в финале позволил себе свести друг с другом молодых, начинающих что-то понимать в окружающем мире, но еще настроенных на максимализм парней, с их повзрослевшими, умудренными и побитыми жизнью двойниками (Валерий Мазур, Сергей Сочивец, Дмитрий Евсеев). Сцена получилась, на мой взгляд, несколько затянутая, сбившая, замедлившая темпоритм спектакля. Словно зависли в воздухе все устремления и достижения, планы и реализованные проекты... Наверное, этот момент должен был оправдать жанр спектакля: «грустная комедия жизни». Не трагикомедия, «грустная», а значит лирическая, и это очень справедливо по отношению к жизни вообще и к жизни трех неунывающих парней, в частности. Режиссер хорошо потрудился, поставив спектакль актуальный вне времени и пространства, а художник расширил это пространство.

Хотя внимание во время действия постоянно приковано к трем друзьям, невозможно не заметить женский состав спектакля - очаровательный и не лишенный обаяния. Надо сказать, что в спектакле сложился гармоничный ансамбль, а это говорит (повторюсь) о прекрасной творческой форме труппы.


Курганский драматический театр

Невероятное удовольствие получила я от очередного визита в наш драматический театр. Внеплановая работа двух актрис - Екатерины Горяевой (исполнитель) и Любови Савиной (режиссер) по пьесе Я. Пулинович «Мы же семья» вылилась в интригующую, невероятно светлую и добрую историю, которую артисты разыгрывают в Голубом зале театра, превратив его в арткафе.

Нехитрая история горбатой Светланы, живущей исключительно интересами семьи и своих многочисленных родственников, благодаря создателям спектакля наполнилась добрым юмором, иронией и светом любви. Все собственные жизненные цели, возможные достижения, а также личную жизнь героиня постоянно откладывает на «потом», подставляя свои плечи, спину и руки племянникам, сестре и прочим родственникам, считая, что их счастье - в приоритете...

Каждый из нас хоть однажды становился заложником ситуации, когда в очереди кто-то начинал рассказывать тебе всю свою жизнь, жаловаться на судьбу, врачей, начальство... Начало истории настораживает - снова человек, которого никто ни о чем не спрашивает, начинает что-то рассказывать. Нехитрое повествование посетительницы, пристроившейся в очередь в банковском холле, превращается в занимательную и трогательную историю растворившегося в своих родственниках человека. Но главное здесь то, что Светлана не считает себя жертвой...

Интересный ход придумала режиссер Любовь Савина, начав спектакль с видеоролика, на котором ангел с нелепыми крыльями неприкаянно мечется от одного прохожего к другому, и только Светлана, выслушав его, оказывает посильную помощь. Думаю, что эта встреча с ангелом - закономерна, ведь Светланин горб, видимо, тоже растущие крылья, которые еще не развернулись, но уже носят ее над землей, над обыденностью, помогая справляться с очередной возникающей на пути проблемой.

Конечно, героине, как и всем смертным, хочется счастья, и оно, кажется, уже на пороге, но... Встреча с мужчиной мечты Сеней отодвигается несколько раз. Более того, даже надежда на устройство личной жизни исчезает окончательно: Сеня, не дождавшись, когда Светлана переделает все свои дела и решит все проблемы своих родственников, женился! Конечно, не на Светлане. Казалось бы, можно делать вывод: собственная жизнь не удалась, она принесена в жертву родным. Вот он - жизненный перекос. Но не тут-то было: Светлана своим оптимистичным рассказом не дает повода для жалости. Ею хочется восторгаться, радоваться вместе с ней рождению и успехам племянника, счастью сестры, даже тому, что сибирский «Брэд Питт» обрел семью...

Готовность, с которой Светлана бросается на помощь близким, вызывает восхищение, и жизнь, кому-то показавшаяся рутинной, начинает выглядеть как живой калейдоскоп! Светлана не так проста, как кажется - она умеет оценить сравнение бабочки с живым калейдоскопом, ее приводит в восторг чувство прекрасного у племянника, не чуждое ей самой.

Любовь Савину, как режиссера, зрители знают по театральным урокам - ярким, незабываемым, трепетным до мороза по коже. В данной работе Савина проявила и чувство юмора, и музыкальность, разбивая словесный поток моноспектакля визуальными вставками, давая зрителям возможность не запутаться в словах, а опираться на видеоряд. Очень оживили рассказ героини портретные иллюстрации многочисленных персонажей, которые не появляются в реальности, но о которых Светлана не перестает говорить. Возникая на экране, они становятся участниками истории, запоминаются, производят впечатление и становятся узнаваемыми, особенно Сеня, который все же появляется в конце истории уже разведенный, но по-прежнему с баяном и решительными намерениями в отношении Светланы. И будет им счастье!

Актриса Екатерина Горяева создает образ не измученной проблемами и обделенной судьбой женщины. Она человек, который радостно воспринимает все перипетии судьбы - знак того, что жизнь идет, и Светлана - в самом центре всех событий, и ничего, что круг обстоятельств не широк, зато скучать некогда... Да, не каждый так сможет.

Вечер был прекрасен, и кроме Екатерины Горяевой украсить его помогали артисты Екатерина Антропова и Алишер Искандеров - озорные, пластичные, совсем не похожие на банковских служащих, но тем и запомнившиеся. Небольшой, но сыгранный ансамбль достиг своих целей - зрители не только приятно провели время, но и подумали о том, что жизнь многогранна и смотреть на радости и проблемы можно по-разному и лучше - не унывая, а находя во всем плюсы, ведь не зря существует поговорка: нет худа без добра. Друзья, ищите во всем положительный момент, и жить станет легче!


Курганский театр кукол «Гулливер»

Теплый свет, напоминающий об оставленном где-то далеко доме вместе с мамой, излучающие уют окна, домики, наполненные любовью и ожиданием. А среди всего этого те, кто защищал эти домики, умирал за них, шел на свет их окон по темному коридору забытья в госпитале и не переставал любить: жизнь, свой двор и речку, садик под окнами и своих родных, любимых. Как пройти к ним сквозь тьму времени? Как найти их, когда судьба развела так жестоко и основательно. Вот и возвращаются к маме на пленке документального кино, снегом и дождем на наши головы, затерявшимися письмами с фотографиями из прошлого.

Режиссер и автор сценария Сергей Котельников (музыкальное оформление - Александр Галушко, художник по свету - Андрей Якушев) создали визуальный ряд спектакля-концерта зыбким, непрочным, почти нереальным - из тумана, световых лучей, теней и голосов, которые порой звучат ниоткуда. Все уютные домики и влекущие к себе фонари могут в один момент исчезнуть, не оставив следа, как воспоминания о мимолетной встрече, когда уже и самому не ясно - была эта встреча или все привиделось?..

Уже знакомые песни и стихи военных и послевоенных лет прозвучали в спектакле-концерте «Мы стали небом, стали облаками...» по-новому, они как-то сложились в сюжет, напоминая о том, что сегодняшнее мирное небо оплачено дорогой ценой - миллионами жизней, порой совсем юных, вчерашних школьников, которым срочно пришлось повзрослеть. Этим девчонкам и мальчишкам хотелось жить. Им вообще многого хотелось, но судьба так мало отмерила... из всех уготованных жизнью ощущений - боль потерь и боль вообще, - стали преобладающими.

И все же спектакль оставляет светлое чувство. Песни военных и послевоенных лет исполнены артистами-кукольниками профессионально с точки зрения вокала (браво, Александр Галушко!) искренне и проникновенно, с душевным трепетом, с пониманием и ощущением драматизма. Лирические истории наполнены несостоявшимися надеждами и неизведанными ощущениями - такой короткой оказалась жизнь.

Егор Неустроев в театре первый сезон и каждый выход на сцену и радостный и с волнением - он пока и сам не знает, - что он может. Оказывается, может петь и довольно профессионально. И при этом не забывать о мизансценах, эмоциях, общении с партнерами. Известная всем и популярная много лет «Смуглянка» прозвучала и робко, и трепетно. Здесь не было обычной разухабистости - ведь это первое чувство, его спугнуть можно, а потому нежное, лиричное исполнение песни проникало в душу.

Главное в спектакле - тема молодости, сочетание неизведанных ощущений с мужеством, которое понадобилось, чтобы, успевая любить, радуясь скоротечным минутам счастья, помнить о долге перед Родиной, о том, что в их жизни главным определяющим обстоятельством была война... И вот робкому юношескому баритону отвечает нежный девичий голос Александры Зацепилиной: «На позицию девушка провожала бойца...» И вот кажется: все сложилось, и снова расставание... Для Александры музыка - часть жизни. Она владеет несколькими музыкальными инструментами, поет. Она чутка и органична на сцене, трогательна по-девичьи, слегка наивна и чиста. Все эти качества помогают создать романтический образ девушки военных лет.

Каждая песня - это чья-то история, а все вместе - история нашей страны, нашего многострадального и великого народа. Анна Лазарева заставила вновь пережить потрясение от «Баллады о матери» на стихи А. Дементьева - так пронзительно и безупречно было ее исполнение, поддержанное мельканием кинопроекторов. Петая-перепетая много лет и много раз, песня зазвучала с новой силой, в которой отразилась и боль потерь, и мужество, давшее силы их пережить.

Мария Кузнецова тоже в театре первый год в качестве профессиональной актрисы, хотя до учебы в институте занималась в студии при «Гулливере». Красивая, искренняя, одухотворенная, музыкальная, она наполнила особым звучанием песню о далекой Родине из сериала «17 мгновений весны»... Ни героики в песне, ни патетики, лишь щемящая тоска по далеким грибным дождям и наклонившимся до земли вишням - тем самым мелочам, из которых складывается любовь к Родине и рождается способность жертвовать ради нее всем.

Весь спектакль зрители находились на эмоциональных качелях - вверх, вниз, и в том и в другом случае с замиранием сердца - ведь испытанное однажды, больше может не повториться: жизнь быстротечна и непредсказуема. Вот об этой сиюминутности жизни, безудержной и безоглядной, в которую только по молодости можно броситься с головой, и получился спектакль-концерт. Он также о том, что жить хочется всегда и при любых обстоятельствах, даже если не знаешь - в чем он, смысл жизни...

О мужестве, которое помогло выстоять в той страшной войне, написано много стихов и песен, но Сергей Котельников выбрал, кажется, самые лучшие, а они сложились в историю нашей страны, наших людей.

Фотогалерея