ОРЕЛ. Закон Человека — шанс миру

Выпуск №9-239/2021, В России

ОРЕЛ. Закон Человека — шанс миру

В орловском театре «Свободное пространство» поставили экшн-мюзикл «Маугли 2092» по мотивам рассказов сборника «Книга джунглей» Р. Киплинга. Это футуристическое фэнтези на основе произведений классика английской и мировой литературы, постапокалиптическая, многоуровневая по смыслу притча для взрослых и сказка для детей с антропоморфными зверями, главным героем, в котором каждый, наверняка, узнает себя, с «хуманизацией» любимых мультипликационных персонажей.

Автор инсценировки, режиссер и художник спектакля - Сергей Пузырев. Действие всем знакомой истории про мальчика Маугли, воспитанного волками в джунглях Индии, он переносит в 2092 год, где на руинах некогда могущественной, воинственной цивилизации, разрушенной атомным взрывом или глобальной техногенной катастрофой, в заброшенных городах-призраках, в неоновом сумраке ночи тишайшей змеей притаилась смертельная опасность. Хищник немигающим взором, прожигающим тьму, выслеживает наивную жертву. Здесь вначале было не слово, но автоматная очередь - сошлись два враждебных друг другу мира: мир людей и животных.

Остатки человечества готовы вести жестокую борьбу за истощившиеся природные ресурсы, за территорию. Покалеченная природа, смелые, отчаянные звери, ставшие на тропу войны, оказываются под угрозой уничтожения. Их цели благородны, мотивы естественны, но итог их протеста предрешен... Или нет?

Есть ли надежда? Могут ли люди и звери найти общий язык? Способны ли люди вести мирные переговоры? Готово ли человечество признать вину в экологической катастрофе? Эти острые вопросы ставятся режиссером в собственной версии истории о Маугли, современной по форме, а в смысловом отношении представляющей собой сложное исследование взаимоотношений человека и природы, а также трудностей взросления и самоопределения.

Спектакль решен в жанре мюзикла. Композитор - артист Андрей Григорьев. Он же играет роль Акелы, вожака стаи волков. С помощью пластики балетмейстер Светлана Щекотихина передает динамику действия, молодую энергетику, страстную безоглядность героев. Сильное впечатление производит работа художника по гриму - Анастасии Мурашовой. Вместе с Сергеем Пузыревым они создали фантасмагорический ландшафт грядущего, мира антиутопии, где пороки обретают лицо, говорят и действуют.

Визуально постурбанистика и обитатели экзо-вселенной будущего напоминают мир планеты Пандора из научно-фантастического фильма «Аватар». Там тоже центральный персонаж как бы объединяет в себе два мира: людей и гуманоидов, и через поиск взаимопонимания спасает инопланетных жителей и уникальную флору и фауну Пандоры от агрессии землян.

Стиль, яркая образность, тематика спектакля в чем-то перекликаются и с анимационными шедеврами Хаяо Миядзаки. Например, с экологической антиутопией, иллюстрирующей катастрофический результат эксплуатации природных ресурсов человечеством - «Навсикая из долины ветров», «Принцесса Мононокэ» - фильмом о таинственной девушке Сан, выращенной волками, знающей и, как никто, понимающей мир лесных духов. Древние, проникнутые глубоким символизмом образы сверхъестественных существ японской мифологии, населяющих леса в «Принцессе Мононокэ», тоже, на мой взгляд, вдохновляли создателей спектакля.

Изменения, внесенные в знакомый по рассказам Киплинга сюжет, кажутся кардинальными, но, на самом деле, они соответствуют духу произведения. Ведь рассказы Редьярда Киплинга - первого англичанина, получившего Нобелевскую премию по литературе, самого молодого нобелевского лауреата по литературе за всю историю премии, полюбили, прежде всего, за экзотику и апологию экспансии, решительности и отваги, которую писатель противопоставил рутине повседневности и пресыщенной праздности.

Киплинг, родившийся в Индии, тогда британской колонии, и позднее, уже взрослым, проведший там почти семь лет, обладал особой ментальностью. Он первым дал голос жителям колоний. Его произведения таинственным образом позволили почувствовать, что экзотика места и необычные обстоятельства нечто в нас пробуждают, воздействуют на личность. А ведь создатели спектакля как раз и трудились над тем, чтобы зритель ХХI века столкнулся с нестандартной ситуацией, оказался в необычных экзотических обстоятельствах. Главный герой спектакля, пускай и выглядит современно, однако внутренне он - тот самый Маугли из произведений Киплинга.

Рассказы «Книга джунглей» впервые были опубликованы в журналах в 1893-1894 годах. Во второй половине ХIХ века зафиксировано 14 случаев, когда ребенок оказывался вскормлен животными. Очевидно, истоки образа можно найти и в римской мифологии, в истории Ромула и Рема.

Писатель создал образ, понятный ребенку; в то же время, он сложен, многогранен, а потому интересен взрослому. Условная двойственность подчеркивается и тем, что роль Маугли исполняют двое артистов: шестилетняя Ярослава Симонова и молодой актер «Свободного пространства» Евгений Винник.

Тигр Шер-Хан, которого играет Игорь Нарышкин, убивает мать Маугли. В роли матери Маугли - Ольга Чибисова. Круглого сироту усыновляет волчица Ракша (Ольга Виррийская). И родная мать, и приемная - женщина и волчица - одинаково сильно любят Маугли, обе жертвуют собой, спасая его. Таким образом, он оказывается на пересечении двух миров, мира людей и зверей, и лишь благодаря им обоим, остается в живых.

Маугли олицетворяет добро с кулаками. Бесстрашный, веселый он быстро решает сложную задачу. Он вполне ницшеанский герой - сверхчеловек в диапазоне от бога до бандерлога, понимает язык животных, а звери не могут вынести его взгляда. В нем уживаются две природы: человека и животного. Вспоминается стихотворение Евгения Винокурова:

«Двадцатый век... Бродивших по дорогам

Среди пожаров к мысли привело:

Легко быть зверем и легко быть богом,

Быть человеком - это тяжело».

В джунглях царит не хаос, а закон. Закону джунглей подчиняются зверь и человек. Тот, кто нарушает закон, обязательно будет наказан. Убивать можно только ради охоты, не ради развлечения. Тигр Шер-Хан преступил закон джунглей и поэтому жестоко наказан. Хитрый лицемер Табаки Валерия Жилина тоже проиграл.

На соблюдении закона основывается личная честь. Этому юного Маугли учат Балу (Альберт Мальцев), Багира (Елена Симонова) и питон Каа (Дмитрий Литвинцев).

Но есть закон выше закона джунглей: закон Человека, призывающий действовать силой ума, а не кулаков и оружия во имя мира и общего благополучия и допускающий самопожертвование во имя спасения соплеменников. И когда в финале Маугли, один, безоружный, выходит против вооруженного до зубов отряда солдат и, собирая на груди прицелы всех винтовок, обращается к ним, как к равным, которые с ним одной крови и единого закона, он осознает собственную силу и правоту. То же чувствуют друзья-звери, выстраиваясь рядом с ним плечом к плечу.

Дадут ли люди с винтовками миру шанс? Неизвестно.

Фотогалерея