САРАТОВ. Земной учитель, небесный покровитель…
Выпуск №9-239/2021, В России
Кто бы мог назвать Олега Павловича Табакова неземным человеком? Он словно скроен был весь из крепкой материи - Актер, Человек, Мастер. После выпавшего из всех планов и афиш 2020 года в Саратове, на его родине, наконец, удалось провести традиционные гастроли ТШТ - Театральной школы Табакова (в ТЮЗе Ю.П. Киселева) и Второй фестиваль в рамках культурно-образовательного проекта «Уроки Табакова» (Саратовская академдрама и СаТИ - Саратовский театральный институт). Проекты рассчитаны на зрителей и в большой мере - на студентов и преподавателей института.
На пресс-конференции Школы Табакова в ТЮЗе ее худрук (и руководитель Театра Олега Табакова) Владимир Машков заговорил об их «небесном покровителе» - Олеге Павловиче. Машков ищет по всей России «самородков», как это делал Учитель. В Саратове за четыре дня он прослушал десятки ребят. А вечерами на сцену выходили ученики Школы. Класс-концерт «Концерт № 1», «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой. Тонкие психологические моменты уже по плечу ученикам ТШТ. Режиссер-педагог Школы Алена Лаптева предложила свою версию «Рассказов» В. Шукшина. Семь коротких рассказов: один незаметно переходит в другой, актеры те же, вместе они - деревенские жители, смешные и важные, нелепые и отчаянные... Сокращения в тексте имеют свои минусы. Но хорошо уже то, что ребята прикоснулись к великой прозе и сделали это так искренне.
Пандемия не позволила устроить более широкие показы, но были встречи с лучшими учениками Табакова, спектакли с их участием, мастер-классы, спектакли Школы-студии МХАТ и ТШТ, знакомство с новыми явлениями в драматургии.
Иные
Выпускной курс Евгения Писарева Школы-студии МХАТ привез спектакль по пьесе Марии Конторович «Пол - лава, а Маша шалава». У них получилось «Машалава». Толкуй, как хочешь. «Шалава», что и кричит ее мужчина, получив громкий отказ через форточку. «Лава» - как непредсказуемая стихия... Роль Машилавы лихо и горько сыграна студенткой - будущей актрисой. Пьеса ставит как будто простые вопросы - и все «под дых».
Театр doc. показал вербатим в наушниках «Будущее.doc». Режиссер Иван Угаров сохранил монологи подростков без адаптации. Их проговаривают неактеры, слушая текст через наушники. И вскрывают психологические травмы детей, о которых взрослые даже не догадываются.
Состоялись
лекции ведущих театроведов страны.
Павел
Руднев,
доцент Школы-студии МХАТ, уже презентовал
у нас книгу, где
дал первый серьезный анализ советской
и российской драматургии. Теперь он
говорил о последних тенденциях.
Руководитель магистерской программы
ГИТИСа Кристина
Матвиенко
показала путь «От
документального театра к театру
социальному».
Театр
с глухонемыми, слепыми, аутистами, с
заключенными, со стариками. Все это
ростки социального театра.
Два
спектакля стояли особняком. Первый -
моноспектакль руководителя творческой
лаборатории ШДИ
Игоря
Яцко
«Уроки
Пушкина».
Бывший тюзовец, Яцко всегда бывает на
фестивалях в Саратове. Актер прочитал
«Графа
Нулина» -
драгоценный «пустячок», написанный
одним росчерком пера. Совершенно
свободно, невероятно смешно, с бешеной
пушкинской энергетикой. Показал и
отрывки программ, которые читал на
Красной площади в дни рождения Пушкина.
«Мне
нравится фестиваль, потому что это
образовательный проект. Учиться надо
всю жизнь!»
- заметил актер, чей театр называется
именно Школой.
Спектакль в жанре
Storytelling
- «Преступление
и наказание» в
исполнении
Алексея
Розина и
Ильи
Барабанова
(ученики
Романа
Козака),
как
ироничный
и нескучный пересказ Достоевского.
Здесь ключевое слово нескучный.
Но главное есть: комнатка-гроб, вызревшая
в ее тесноте ницшеанская идея,
диалоги-поединки с Порфирием Петровичем.
От смешного до трагического ровно один
шаг.
Олег Павлович часто повторял:
«Хотя
бы то, что я вырастил таких учеников,
как Вовка, Сережка, Женька, мне... там
зачтется».
И мы понимали, что речь идет об актерах
золотой табаковской пробы Машкове,
Безрукове, Миронове
- народных артистах России, руководителях
столичных театров. Все они побывали у
нас весной.
Лучшие
Можно
по-разному относиться к Сергею
Безрукову,
«перемелькавшему» в фильмах и рекламе.
Но то, что Сергей - настоящий лицедей,
отрицать сложно. На встрече со студентами
Безруков рассказал о своей режиссерской
работе в театре. И сделал оригинальный
разбор «Вишневого
сада».
Последнюю чеховскую пьесу он поставил
в саду, героиня на самом деле едет на
лошадях со станции. В финале деревья с
обнаженными корнями безжалостно
опускаются на импровизированную
сцену.
Он говорил, что Мастер был для
него как отец. Мог шутить, подкалывать,
но внимательно наблюдал за игрой. Дольше
всего они играли вместе Моцарта
и Сальери:
«Актерство -
это
«веселенькое дело», -
говорил
Учитель.
-
Ты
должен быть легким, азартным, настоящим...
Он обладал редчайшим даром - общаясь
с чиновниками, с властью, сохранять
чувство собственного достоинства.
Стараюсь учиться у него и этому».
Безруков показал моноспектакль «И жизнь, и театр, и кино». О четырех великих поэтах. Ярче всех выглядит его Сирано, с отточенным остроумием и хорошо спрятанной горечью. Пушкин и Есенин, скорей, обозначены. А вот почувствовать себя «на концерте Высоцкого» мы смогли.
Театр на Таганке привезла ученица Олега Табакова Ирина Апексимова. В СаТИ актриса с юмором поведала о своем «пути в искусство». Как трудно давался первый студенческий год. Она делала этюды вместе с Машковым - тоже «кандидатом на вылет» из Школы-студии МХАТ. Наконец, отрывок из «Ричарда III» точно лег на темперамент будущих звезд сцены. Мастер взглянул и сказал только три слова: «Ну вот же...» У Олега Павловича был «глаз-алмаз». Табаков дал им в руки ремесло, научил держать уровень, ниже которого «не упадешь». 10 лет Ирина играла в Табакерке и в МХТ им. А.П. Чехова, выходила вместе с учителем в «Горе от ума». Теперь Апексимова «дважды» директор - Таганки и Содружества актеров Таганки. Она тоже вспоминала «школу» Табакова именно как руководителя.
Таганка явила смелую версию Шекспира питерского режиссера Андрея Гончарова. Внутренне я была уже готова к тому, что Яго женщина, проблема Мавра не в цвете кожи, Дездемона намного его старше, и душить он ее не собирается. Что-то другое должно было зацепить на крючок... «Я покурю?» - спрашивает в финале оклеветанная жена. - «Покури», - милостиво разрешает муж. Застрелится ли героиня за сценой? Не факт. Все здесь на полутонах, отрешенно. Отличный актерский состав. Интересный эксперимент. Опыт прочтения «Отелло», который и смотришь... как опыт.
Театр наций показал уже шумно известного «Горбачева» Алвиса Херманиса с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой. Но сначала в СаТИ, в чудесном диалоге, актеры рассказывали о тайнах профессии. Миронов мог бы написать книгу о значении точно найденного жеста. Хаматова отметила, как похож Евгений на своего Учителя. Его тоже все осаждают просьбами. Как-то даже защитники уток накинулись. Миронов уточнил, что у Табакова не только просили - он всем действительно помогал. Уже стоя в кулисах, голосом Матроскина успевал позвонить какому-то чину.
Хаматова рассказала, как познакомились с Горбачевым по делам Фонда помощи больным детям. Раиса Максимовна в самое тяжкое время (разваливалась страна!) сумела выучить детских онкологов за границей и построить им современный центр. Спектакль Херманиса вырастает из таких неполитических вещей. И мы понимаем, что главное испытание для Горбачева не болезнь и смерть жены, а жизнь без нее. Это трогательная история, тепло рассказанная большими актерами.
...Две недели жили мы с именем Олега Павловича Табакова. Встречи с учениками, осененные именем замечательного русского актера, напитали соками и зрителей, стосковавшихся по живому театру, и будущих артистов.