"Препятствие - наше спасение!" / Юбилей у Камы Гинкаса (Москва)

Выпуск №9-239/2021, Юбилей

"Препятствие - наше спасение!" / Юбилей у Камы Гинкаса (Москва)

7 мая исполнилось 80 лет Каме Мироновичу ГИНКАСУ, известному режиссеру, профессору Школы-студии МХАТ, народному артисту РФ, лауреату Государственной премии РФ, премии имени К.С. Станиславского, премий М. Туманишвили, «Триумф», «Золотая Маска», «Чайка», «Хрустальная Турандот»...

Строка для названия нашего поздравления - это слова самого юбиляра, процитированные его ученицей, режиссером РАМТа Рузанной Мовсесян. И в них ощущается одна из важнейших составляющих дара Мастера. Он начинал в жесткое время, когда «пророков в своем Отечестве» не существовало, а Гинкас и его жена и единомышленница Генриэтта Яновская думали и работали отнюдь не стандартно. Приходилось нелегко... Каждый из его (и ее) спектаклей с ранних до сегодняшних отличается особым почерком, который кому-то оказывается очень близким, едва ли не единственным, а кому-то - непонятным, даже загадочным. Только равнодушных никогда не бывает на театральных действах Камы Гинкаса, потому что даже и для тех, кто не особенно умеет и любит погружаться интеллектом и эмоциями в происходящее, остается та несомненная магия, без которой театра Гинкаса нет.

Закончив актерский факультет Вильнюсской консерватории, он поступил в ЛГИТМиК на курс Георгия Александровича Товстоногова, ставил в нескольких ленинградских театрах, а спустя несколько лет возглавил Красноярский ТЮЗ. Поистине, это был звездный час: спектакли - «451 градус по Фаренгейту» по Р. Брэдбери, «Кража» В. Астафьева, «Гамлет» У. Шекспира, «Судьба барабанщика» по А. Гайдару пользовались большим интересом и постепенно наполнили слухами о самобытном режиссере всю страну. А позже, когда Кама Миронович Гинкас оказался в Москве, первые же его спектакли, «Пять углов» С. Коковкина (Театр им.Моссовета), «Вагончик» Н. Павловой (МХАТ им. М. Горького), «Гедда Габлер» Г. Ибсена (Театр им. Моссовета), «Блондинка» А. Володина (Театр им. Вл. Маяковского), «Тамада» А. Галина снискали поистине оглушительный успех зрителей и критиков.

Работа в Московском ТЮЗе, руководимом Генриэттой Яновской, стала своего рода театром двух режиссеров и принесла Гинкасу заслуженную мировую славу - участие его спектаклей в крупнейших международных фестивалях, гастрольные поездки доказали, насколько понятен и интересен его театральный язык, его особый почерк в других странах. Продолжая упорно преодолевать препятствия в прочном союзе с артистами труппы и приглашенными, он поставил здесь выдающиеся спектакли по А.П. Чехову, Ф.М. Достоевскому, Н.В. Гоголю, Н.С. Лескову, Э. Олби, Т. Уильямсу, Э.-Э. Шмитту. Одинаково свободно чувствуя пространства большой сцены и камерных залов, Кама Миронович добивается поразительного эффекта зрительского включения в происходящее на расстоянии вытянутой руки и на подмостках, отделенных от привычного зала. И всякий раз заставляет своего зрителя напряженно думать и не менее напряженно чувствовать все тончайшие переливы психологических состояний героев, погружаясь вместе с ними в бездны сомнений, страстей, в таинства рождения, жизни и смерти.

Иными словами, ведя их вслед за собой в магию препятствий, преодолеть которые необходимо, чтобы быть человеком.

Вместе с многочисленными коллегами, учениками, верными поклонниками творчества Камы Мироновича Гинкаса мы от души поздравляем его с юбилеем, желаем здоровья и энергии и, конечно, очень ждем новых спектаклей!

Фотогалерея