Пусть будет дверь открыта! / Елена Долгина (Москва)

Выпуск №9-239/2021, Лица

Пусть будет дверь открыта! / Елена Долгина (Москва)

Когда кто-то произносит имя Елены Михайловны Долгиной, окружающие улыбаются: для каждого, кто встречался и общался с ней хоть несколько раз в жизни, навсегда остаются в памяти открытость и доброжелательность, готовность помочь в малом и большом, любовь к своим коллегам, пристальное внимание к ученикам, в каком бы театре они ни служили. Елена Долгина любит, кажется, весь мир - и он отвечает ей взаимностью. А в юбилейные майские дни - взаимность эта возрастает многократно.

А иначе и быть не может: так немного в нашей реальности, особенно последних десятилетий, позитивного, искреннего, светлого, что все мы тянемся к этим раритетным качествам. Тем более, что у Елены Михайловны есть такая редкая сегодня привычка: дверь ее кабинета никогда не бывает закрытой! Едва поднявшись в фойе Российского академического Молодежного театра по парадной лестнице, видишь слева настежь распахнутую дверь и хозяйку кабинета, сидящую в кресле напротив: здесь всех ждут. Всех и всегда...

Юбилей - это совсем не повод вспомнить поставленные ею спектакли и посокрушаться, что в последние годы Елена Долгина не работает как талантливый режиссер; ведь они помнятся, не забыты теми, кто не просто видел, а пережил яркую театральность тщательно выбранных названий, среди которых были «Модная лавка» И.А. Крылова и «Вечер русских водевилей», пленительные сказки «Елена Премудрая» и «Про Иванушку-дурачка», но и замечательные по тонкой иронии и комедийной точности прочитанные ею со студентами «Вас вызывает Таймыр» А. Галича, «День отдыха» В. Катаева, почти забытые (а молодым зрителям вообще неизвестные) классические пьесы советского прошлого. Смех и ирония сочетались в этих спектаклях с памятью о прошедших временах, в которой было отнюдь не одно лишь горькое и отталкивающее. Была еще молодость, восприятие жизни во всем цвете, нежность и любовь к людям. И еще - попытка понять, почему они существуют так, а не иначе, что заставляет их быть такими разными... Да и много других спектаклей, поставленных Еленой Михайловной, бережно хранятся в глубине памяти - только прикоснись слегка к этим воспоминаниям, как возникнет яркая и жизнерадостная атмосфера, словно подключающая тебя к неким особым токам.

Думается, в этом сокрыт один из очень важных заветов и театральных секретов Мастера, у которого Елене Долгиной посчастливилось учиться. Имя Марии Осиповны Кнебель она произносит по-особому: и сегодня, десятилетия спустя, одна из любимых учениц Кнебель свято хранит память о ней - педагоге, человеке, так по-матерински относившейся к своим ученикам, следившей за их развитием и после того, как они становились самостоятельными режиссерами, помогавшей, чем только могла. И они отвечали ей тем же. Во всяком случае, большинство из них... А какими разными, какими глубокими и интересными были студенческие спектакли Елены Михайловны «Мораль пани Дульской» Г. Запольской (кстати, спектакль по пьесе Запольской был очень интересно, глубоко поставлен Долгиной в Казани, в Большом драматическом театре им. В.И. Качалова), «Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун» Д. Пристли... Перечисление всех студенческих спектаклей Елены Долгиной заняло бы столько места, что его не осталось бы для добрых слов о ней самой, которые так хочется произнести в честь этого замечательного режиссера, педагога, человека.

Елена Михайловна Долгина, как представляется, стала педагогом от Бога в период преподавания в ГИТИСе на курсе Алексея Владимировича Бородина. Они рядом почти полвека, с той поры, когда Долгина после окончания ГИТИСа, в 1971 году была направлена в Кировский ТЮЗ, куда два года спустя приехал и Алексей Бородин. В Кирове Елена Долгина поставила более 20 спектаклей, а когда в 1979 году Алексей Владимирович возглавил Центральный Детский театр, Елена Долгина стала помощником главного режиссера ЦДТ по литературной части, последние годы ее обязанности расширились - сегодня она помощник художественного руководителя по творческим вопросам.

В Кировском ТЮЗе сложилось не просто «трио», а настоящее братство, существующее до сей поры. В своей книге главный художник РАМТа, известный сценограф Станислав Бенедиктов писал: «Мы с Еленой Долгиной знаем друг друга почти сорок лет. Еще с моего первого приезда в Кировский ТЮЗ. От нее веяло такой веселостью, таким жизнелюбием, что это сразу передавалось тебе. Актеры ее обожают. Так же, как ее студенты в ГИТИСе (РАТИ), где она многие годы замечательно преподает на актерском факультете. Назовите ее имя любому: от Чулпан Хаматовой или Михаила Полицеймако до Александра Доронина или Романа Степенского, - и лица ее питомцев расплывутся в счастливой улыбке. Режиссер Елена Долгина, ученица Марии Осиповны Кнебель, ее любимица, унаследовала от учителя особую педагогическую методу. К этому добавился счастливый характер Лены, ее природная веселость, доброжелательность. Вместе с тем ее режиссерская воля всем очевидна, на занятиях и репетициях ей подчиняются беспрекословно... Ее «Сказка о царе Салтане» в Кировском ТЮЗе в свое время побила все рекорды долголетия. Ее режиссура - легкая, искристая, полная юмора. Потом, уже в ЦДТ, ставшем впоследствии РАМТом, для нашего трио «Бородин - Долгина - Бенедиктов» началась новая жизнь. Своей женской интуицией, своим оптимизмом она неизменно гасит любое напряжение в театре. Лена - настоящий творческий соратник, сугубо профессиональный и бесконечно преданный делу».

Да, ее должность можно назвать куда менее официально и ближе, точнее по сути - ангел-хранитель духа театра, в котором ее волнует абсолютно все. Их с Алексеем Бородиным студенты в подавляющем большинстве вошли в состав труппы, нередко курс входил целиком с дипломным спектаклем, который с большим успехом шел несколько сезонов на сцене Российского Молодежного. Вчерашние студенты, не только профессионально обученные опытными мастерами, но усвоившие их этические и эстетические принципы, естественно врастали в разновозрастную труппу, воспринимая старших коллег учителями, наставниками, пристально наблюдавшими за ними. И постепенно сами становились мастерами...

Но и этим не исчерпывались энергия и неутолимое жизнелюбие Елены Долгиной. Она много ставила в других театрах и городах: мне посчастливилось видеть и запомнить до сегодняшнего дня ее спектакли «Па-де-труа» и «Баловни судьбы» на сцене Московского драматического Театра им. А.С. Пушкина. Особенно - первый, поставленный по пьесе Нины Берберовой «Маленькая девочка», о которой тогда совсем немного знали и тем более не ставили. Пронзительный, удивительный по атмосфере спектакль, в котором блистали Нина Попова и Андрей Майоров, ярко заявила о себе молодая Екатерина Симбирцева, отчетливо помнится в сценографии Татьяны Сельвинской, в точной, с чувством «воздуха» далеких десятилетий истории, прожитой тремя людьми болезненно, горько.

Ставила Елена Долгина с успехом и в других городах нашей страны - в Вологде и Казани, во Владивостоке и Сургуте, в Серпухове и Омске, в Ростове-на-Дону, четыре спектакля выпустила в театре Содружество Молодых Актеров в Токио, несколько спектаклей в Государственном Русском Драматическом театре Эстонии Vene Teater.

Елена Долгина - это неукротимый источник энергии добра и, как принято сейчас говорить, позитива. Поэтому студенты не просто любят - обожают ее, независимо от того, сколько лет назад перешли из статуса учеников в статус артистов одного из ведущих театров страны. Они тянутся к ней как к верному старшему другу, который никогда не откажет в помощи и совете - и маленького театрального кабинета им недостаточно, они часто приходят к Елене Михайловне по одному или небольшими группами домой, чтобы подарить радость общения ей и себе. Общения профессионального и личного. Человек от природы веселый, любопытный, наделенный чувством юмора, Елена Долгина всегда, в каждом своем спектакле находила черты и оттенки брызжущей через край жизненной энергии, радости бытия. Пусть только на миг являются эти черты, но они непременно есть во всем, что выходит из-под ее режиссерского рисунка, всегда очень определенного, точного. Это же отличает ее и в общении, взаимообмене с бывшими учениками. Впрочем, бывают ли бывшие?..

Верная ученица М.О. Кнебель, Елена Долгина остается приверженицей русского психологического театра, прекрасно зная (в отличие от многих других, более молодых режиссеров) его безграничные возможности. И старается передать их не только артистам, но и всему кругу своего общения. Потому что разделенность во всем - это одна из невероятно привлекающих к Елене Михайловне черт. Она может с таким юмором, с такой тонкой иронией и болью рассказывать о телевизионных сюжетах, об слышанных от кого-то спектаклях, что забываешь о своих заботах и проблемах. Забываешь, чтобы проникнуться до самой глубины ее искренней, неподдельной болью за судьбы современного театра. Потому что он и есть - высший смысл ее жизни, выраженный широко распахнутой дверью. В искренность и радость бытия. В доверительное общение. В заветы великого своего педагога, которые не могут, не должны раствориться в глубинах времени...

 

Фото с официального сайта РАМТа

Фотогалерея