Театр Гранатова / Борис Гранатов (Вологда)

Выпуск №9-239/2021, Лица

Театр Гранатова / Борис Гранатов (Вологда)

В этом году в Вологодском театре для детей и молодежи (ранее - Вологодский театр юного зрителя) сразу два юбилея: 45 лет со дня создания театра и 75-летие его художественного руководителя Бориса Александровича Гранатова.

Для вологжан и всей театральной России имя этого Мастера неразрывно связано с Вологодским ТЮЗом. Более 30 лет руководит он театром, и за это время Борису Александровичу удалось создать удивительную труппу-лабораторию, где каждый актер, являясь уникальной творческой единицей, в то же время становится и частью целостного театрального организма, который всегда заявляет о себе ярко и талантливо.

А начинался этот тандем режиссера и труппы в 1985 году, когда молодой, но уже опытный режиссер приехал в Вологду, в театр, которому еще не исполнилось и десяти лет. Костяк труппы восьмидесятых составлял актерский курс, приехавший в 1976 году вместе со своим педагогом Кирой Павловной Осиповой из Новосибирска. Первым спектаклем главного режиссера Бориса Гранатова на вологодской сцене стала «Ящерица» по пьесе А. Володина (1985). Для театральной Вологды эта премьера была равносильна взрыву - так свежо, так актуально о нас самих еще никто с нами не говорил. Со сценической площадки, разумеется. Не умеющая танцевать труппа вдруг затанцевала, да так легко и грациозно, что не верилось глазам. Но главное, что запомнилось из этого спектакля - слаженный актерский ансамбль, позволяющий точно транслировать режиссерскую идею в зрительный зал, что для любого спектакля, а для тюзовского особенно, невероятно важно. По признанию самого Бориса Александровича, выбор пьесы был мотивирован еще и возможностью занять всю труппу, понять возможности и чаяния каждого артиста. Труппа, на тот момент раздираемая внутренними противоречиями, вдруг выступила как единый организм, способный говорить со зрителем на самые злободневные темы.

В 1990 году Борис Гранатов становится художественным руководителем театра, в этом качестве он возглавляет Вологодский театр для детей и молодежи и сейчас. Театр под руководством Гранатова сразу заявляет о своем неповторимом творческом почерке. Несмотря на «лихие» девяностые, режиссер и труппа много и плодотворно работают. В это непростое для всей страны время театр выпускает новые спектакли, которые до сих пор живут в памяти вологжан-театралов: «Забыть Герострата» (1986), «Трагедия Гамлета, принца датского» (1987), «Прошлым летом в Чулимске» (1991), «Чайка» (1994), «Король Лир» (1996), «Поминальная молитва» (1999). Борис Александрович вспоминает, что во время работы над спектаклем «Поминальная молитва», театр испытывал катастрофическую нехватку материальных средств. Декорации создавались буквально из ничего, как говорят в театре, «из подбора»: вышка позаимствована из «Ревизора», скамейка - из «Гамлета», задник - из спектакля «Прошлым летом в Чулимске». Получился зрелищный спектакль, незабываемая трогательная история с легким еврейским юмором и пронзительной скорбью.

Создание спектакля - процесс сложный, и начинается он задолго до выхода артистов на репетиции. Борис Александрович вспоминает, что, приступив к работе над спектаклем по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», он задумался над самим названием пьесы, которое звучит как чье-то воспоминание - прошлым летом... А от какого времени «прошлое лето»? Кто это вспоминает? И вот режиссер приглашает к разговору художника-сценографа Степана Зограбяна и художника по костюму Ольгу Резниченко, и втроем они сочиняют эту историю, где события, вещи и костюмы, как и наши воспоминания, обрывочны, эпизодичны. Родилась сценическая история, где оживают фрагменты вещей, и сочетается несочетаемое: на летних платьях героинь застыли осенние листья, всего одно велосипедное колесо живет единой жизнью со своим хозяином, телефонная трубка затерялась в чьей-то памяти, а вечная мерзлота постоянно напоминает о себе на фоне лета, осени... Работая с художником, Борис Гранатов никогда не говорит, что должно стоять на сцене, во что должны быть одеты персонажи, он задает вопрос: как? Вот и рождаются образы спектаклей.

Прочитав пьесу «Ревизор», художник Степан Зограбян воскликнул: «Да это просто цирк!» И образ спектакля был решен режиссером в виде цирковой арены.

Такие необычные режиссерские идеи требуют для своего воплощения и артиста не совсем обычного. Именно с этого периода Борис Гранатов начинает создавать свою труппу. В 1991 году при театре заработала собственная школа-студия, среди ее выпускников - известные артисты, составляющие сегодня костяк труппы театра Гранатова: Лариса Кочнева, Александр Лобанцев, Алла Петрик, Ольга Юганова и другие. В начале девяностых обязательным условием для каждого артиста труппы стало ежегодное создание самостоятельной актерской работы. Эти работы становились подчас целыми спектаклями и часто впоследствии включались в репертуар театра, но цель художественного руководителя была иная - он приучал артистов работать самостоятельно с драматургией, друг с другом, с художником... В те времена, вспоминает Борис Гранатов, примерно раз в десять дней собиралась вся труппа, чтобы познакомиться с цитатами из Станиславского, Эфроса, других корифеев театра о театральной этике; поговорить о том, что можно, а чего нельзя делать в театральном коллективе. На сегодня необходимость в этих сборах труппы отпала, потому что коллектив живет как единый организм, и даже новые актеры, пришедшие уже в середине двухтысячных (а это сегодня уже более восьмидесяти процентов труппы!), вливаются в единый театральный процесс и живут по законам, которые сформировались в те далекие девяностые...

Многие зрители отмечают высокий профессионализм актеров Театра для детей и молодежи как вокалистов и танцоров. Это достигается ежедневными занятиями с педагогами по вокалу и сценическому движению. В начале двухтысячных годов ежегодные актерские вокальные концерты с успехом проходили как на собственной сцене театра, так и на летней сцене Вологодского Дома актера. Со временем труппа приступила к созданию больших музыкальных спектаклей. Событием в театральной жизни Вологды 2012 года стала музыкальная феерия по мотивам произведений Александра Грина «Алые паруса». Этот спектакль, завоевавший большое количество призов и премий, и сейчас пользуется у вологжан неизменным огромным успехом. На спектакль-концерт «Старые песни о нас...» (режиссер Ирина Зубжицкая), со времени премьеры которого прошло уже четыре года, до сих пор билетов не достать. А к юбилею театра и его художественного руководителя в апреле 2021 года театр выпустил продолжение «Старых песен...», спектакль-концерт «Ностальгия по настоящему» (режиссер Наталья Петрова-Рудая). Именно благодаря труппе Гранатова сегодня в Вологде невероятно популярным стал этот театральный жанр. Драматические артисты настолько свободно исполняют сложнейшие вокальные и танцевальные партии, что даже само пространство сцены, кажется, расширяется под влиянием той энергии, которая заполняет зрительный зал, увеличивая и его пространство. В течение первых десяти минут зрители, оставившие за стенами театра свои проблемы, заботы, планы, становятся единой общностью, живущей под впечатлением от происходящего на сцене.

На XV Международном театральном фестивале «Голоса истории», который традиционно пройдет в первых числах июля этого года в Вологде, Театр для детей и молодежи представит спектакль по пьесе Вадима Коростылева «Варшавский набат» в постановке лауреата Государственных премий Вологодской области, лауреата Премии Правительства РФ им. Федора Волкова, народного артиста России Бориса Гранатова. История о польском враче, педагоге и писателе Януше Корчаке, погибшем в газовой камере концентрационного лагеря вместе со своими воспитанниками, по мнению Бориса Александровича, невероятно актуальна сегодня, в эпоху доминирования глобализма, размывания базовых моральных критериев. В поединке человека и власти, интеллигента и системы чаще всего все-таки побеждает система, но не отстаивать свои принципы честный и думающий человек не может, и его голос обязательно будет услышан потомками.

Спектакли театра неоднократно завоевывали звания лауреатов на многочисленных театральных фестивалях. Так, в 1999 году спектакль «Кармен» стал номинантом Национальной театральной премии «Золотая Маска». А в 2001 году по итогам конкурса «Окно в Россию», проводимого газетой «Культура», Вологодский ТЮЗ был признан лучшим провинциальным театром России. В 2013 году театру присужден «Золотой знак» - специальная премия «Арлекин» Союза театральных деятелей РФ «За весомый вклад в развитие детского театра России». Спектакль «Утиная охота» А. Вампилова в постановке народного артиста РФ Бориса Гранатова вошел в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая Маска» - в число самых заметных спектаклей сезона 2016-2017.

В свои 45 лет Вологодский театр для детей и молодежи достиг многого. Радует, что уже сейчас он имеет свое неповторимое творческое лицо и прочно держит лидирующие позиции на театральном пространстве Вологодчины. История театра продолжается...

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея