Ушел из жизни Владимир Кулагин (Нижний Новгород)

Выпуск №9-239/2021, Скорбная весть

Ушел из жизни Владимир Кулагин (Нижний Новгород)

10 мая скончался режиссер Владимир Анатольевич КУЛАГИН. Он был по призванию и по складу характера подлинным свободным художником - в своей работе в разных театрах страны, в привязанности к любимым артистам, в литературных и драматургических пристрастиях.

Закончив Колледж культуры (актерский факультет) в Архангельске, Владимир Кулагин всерьез заинтересовался режиссурой и поступил в Театральный институт им. Б.В. Щукина. Это было естественно при его совершенно особом складе души и дарования - на протяжении всей своей жизни Владимир Анатольевич ставил спектакли исключительно по тем произведениям, которые вызывали в нем самом и могли вызвать в зрителе чувства высокие, прекрасные, заставляя задуматься над скоротечностью жизни, таинством смерти, загадками любви и верности.

Кулагин принадлежал к тем «негромким», но удивительно чутким и тонко ощущающим литературный материал режиссерам, для которых важно было одно: глубокое внутреннее состояние человека-артиста, способное возвысить мысль и душу человека-зрителя. Недаром несколько десятилетий назад увиденный на одном из фестивалей поставленный им моноспектакль Натальи Кузнецовой «Запев Мадонны с Пинеги» по Федору Абрамову запомнился навсегда, покорив простотой и чистотой женской души. А позже, на многих других фестивалях, этот спектакль неизменно потрясал зрителей разных городов.

Никогда не стремясь к эффектам, к многонаселенности своих спектаклей, Владимир Кулагин добивался полной сосредоточенности на глубокой разработке психологии того или иного персонажа, мастерски инсценируя прозу. Не случайно таким успехом пользовался его спектакль, поставленный в Красноярске, ««Небесные беглецы», по рассказам И.А. Бунина «Холодная осень» и «В Париже». В разных городах ставил режиссер такие произведения, как «Триптих о войне», «Васса. Третий вариант», «Негромкие слова любви», «Небесные беглецы» и другие. Моноспектакль «Soul», авторскую импровизацию на тему произведений Т. Уильямса и Э. Олби.

«История обретает особый смысл и становится исповедью удивительного человека, ищущего выход и ответы на вопросы в мире, полном одиночества. Владимир Анатольевич предпочитает старомодную интеллигентность собеседования со зрителем, приходящим в театр с желанием что-то понять о человеке и человечности, о сути жизни, о цене ее обретений и потерь. И обязательно находит в спектаклях Кулагина возможность таких размышлений в широком культурном контексте», - было справедливо написано в одной из не столь многочисленных статей об этом режиссере.

Камерность его спектаклей была не данью форме, а той необходимостью, при которой максимально возможно «подключить» зрителя к сложному миру человеческих взаимоотношений, к самым глубинным чувствам и мыслям. Может быть, именно поэтому никогда не числился Владимир Анатольевич Кулагин в ряду «модных» режиссеров? Он был истинным интеллигентом в почти забытом значении этого понятия, прекрасно-старомодным и - необходимым зрителям особенно в эпоху всеобщей развлекательности и эпатажа.

Человек поистине удивительной скромности и душевной щедрости, он был другом нашей редакции. Как это всегда бывает, мы не успели сказать Владимиру Анатольевичу слова признания, благодарности, глубокого уважения и любви.

Его не стало накануне Дня поминовения, Радоницы - и нам осталось помнить. Уже навсегда.

Фотогалерея