По направлению к Вахтангову / Презентация новых изданий Вахтанговского театра

Выпуск №9-239/2021, Событие

По направлению к Вахтангову / Презентация новых изданий Вахтанговского театра

19 мая в пространстве Арт-кафе Театра имени Евгения Вахтангова состоялась презентация трех новых книг, изданных Театром совместно с издательством «Театралис» в 2020 и 2021 годах.

Профессор Елена Александровна Дунаева - заведующая кафедрой искусствоведения Театрального института имени Бориса Щукина, представила книги и их авторов. Для вахтанговцев эта презентация стала знаменательным событием, так как прошла в преддверии празднования столетия Театра: «Двухтомник Владислава Иванова и Анны Бруссер «Вахтанговцы после Вахтангова», лауреат премии «Театральный роман» 2020 года, оценен профессиональным сообществом как уникальное явление в театральной литературе. Жизнь театра протекает не только на сцене в спектаклях, но и за ее пределами, в театральном музее, в среде исследователей. Книга посвящена непростому периоду 1920-1930-х годов, когда Студия, после ухода из жизни Е.Б. Вахтангова, медленно превращалась в Театр и укрепляла свои позиции, а студийцы пытались разгадать и реализовать идею «Вахтанговского». Книга основана на ценнейших документальных материалах». Е.А. Дунаева продолжила: «Одним из ярких людей советского театра был Алексей Дмитриевич Попов, которого можно назвать создателем Театра имени Вахтангова. Он, конечно, находится несколько в тени Евгения Богратионовича. Участник 1-й Студии МХТ, после смерти Л.А. Сулержицкого он уезжает в Кострому, там создает театр. Студийцы, оставшись без Вахтангова, ни один год пребывают в растерянности, а потом приглашают обратно в Москву Алексея Дмитриевича. Это было очень трудное время для Студии, когда начал приходить новый зритель, красноармейцы, которые могли щелкать семечки в зрительном зале. Театр формируется вместе со своим зрителем. Насколько мне известно, документ о создании Государственного Театра имени Вахтангова был подписан уже при Попове, фигуре глубоко трагической в истории отечественного театра. И жизнь, которая в 20-х годах происходила вокруг него, чрезвычайно интересно представлена в этой книге. В 30-е годы утверждала себя новая эпоха, формировалась труппа, выявлялись самые преданные, лучшие ученики Вахтангова, кто точнее понимал его наследие. Этот процесс не прошел незамеченным и для нашего Института имени Бориса Щукина. Борис Евгеньевич Захава - человек, занимающий особое место в театральной педагогике, режиссуре, в отечественном театре, стал ректором Института. Рубен Николаевич Симонов оставался главным режиссером Театра, и в таком творческом тандеме продолжалась жизнь вплоть до конца 60-х годов. Книга В. Иванова и А. Бруссер посвящена рождению Театра Вахтангова. Он рождался очень болезненно, не директивно, не законами сверху, а созданием группы единомышленников, способных сосуществовать как творческий коллектив, не только видеть недостатки друг друга, но и приходить к согласию, к взаимным уступкам, что самое сложное. Другого пути нет. Мы это видим и в 2021 году».

Профессор Анна Марковна Бруссер, заведующая кафедрой сценической речи в Театральном институте им. Бориса Щукина - потомственная вахтанговка, внучка актеров и педагогов Веры Константиновны Львовой и Леонида Моисеевича Шихматова. Хранительница вещественной театральной памяти, А.М. Бруссер обратилась к Владиславу Васильевичу Иванову -заведующему Сектором театра Государственного института искусствознания с фантастической по своему размаху идеей: вместе с наследниками учеников Вахтангова разобрать дошедшие до наших дней артефакты.

Вл.В. Иванов: «Мы хотели подготовить книгу об удивительных людях, рассказать читателям, как трепетно они относились друг к другу, поддерживали дружеские отношения и за пределами сцены. Нам открылись домашние архивы. Например, выступление Б.В. Щукина середины 30-х годов, в котором он продолжает задаваться вопросом - в чем же состоит наследие Вахтангова? После войны завлитом театра был очень интересный человек, профессор Павел Иванович Новицкий, автор книги, посвященной жизни и творчеству Щукина. Там была опубликована, наверное, десятая часть записей Бориса Васильевича. Но источники не были указаны. И тогда стало понятно, что искать ответы нужно в Музее Вахтанговского театра. Да, некоторые записи были методично переписаны Новицким из протоколов заседаний худсоветов, объявлений и т.д., но большей части записей Щукина в Музее не обнаружилось. Таким образом, у нашего двухтомника появилась еще одна функция - мы публикуем документы, которых никто не видел, и только тщательная работа Новицкого позволяет рассчитывать на их адекватность.

Или другой утраченный сюжет - в архиве И.М. Толчанова есть запись о занятиях в Мамоновской студии. Их вели Б.Е. Захава и Ю.А. Завадский. По каждому занятию делались отчеты, а на полях были комментарии Вахтангова. Этот документ никогда ранее не публиковался, хотя эта машинопись, подготовленная Толчановым к публикации. Нужно сказать, что мы с Анной Марковной достигли консенсуса. Я работал над первым томом, который про войну. А она - над вторым, о мире. В результате у нас получилась «война и мир» Вахтанговского театра.

Впервые публикуемые письма Н.П. Акимова раскрывают, как непросто все складывалось. А когда случился «Гамлет» со всеми вытекающими из этого скандалами, выступая на художественном совете, Щукин сказал, что очень правильным был замысел Акимова, и «во всем виноваты мы, потому что не помогли ему провести свой замысел через актеров». Фигура Щукина предстает в каком-то неожиданном масштабе. На самом деле, судьба театра все время висела на волоске. В середине 20-х годов разыгралась великая битва «Давида и Голиафа», в которой в роли Голиафа выступили ни много ни мало А.В. Луначарский и Вл.И. Немирович-Данченко, у которых была своя правда и свои права. А Давидом стали актеры во главе с Б.Е. Захавой. И Давид победил. Вахтанговцы потрясающе отстояли свой суверенитет.

В 30-е годы там, наверху, никак не могли решить, кто он, Вахтангов. И вместе с судьбой Вахтангова колебалась и судьба Театра. Приходилось идти на уступки, показывать, что это образчик советского театра. И по письму Захавы Новицкому, бывшему в то время большим начальником в Главном управлении театрами Наркомпроса, откуда его потом «вычистили» за «неправильную» политику, понятно, что Театр был готов уступать, чтобы доказать свою лояльность. Это были вынужденные маневры. Интересный документ сохранился после гастролей Театра в Париже 1928 года. Борис Евгеньевич переписывал его несколько раз, но было понятно, что в таком виде его публиковать нельзя, и бросил затею в связи с безнадежностью этого предприятия. Он фиксировал не только события непосредственно гастрольной жизни, но и свое отношение к Парижу, буржуазной культуре, и оно было «некорректно» по отношению к советскому читателю».

А.М. Бруссер: «Из детей и внуков всего поколения первых вахтанговцев я чуть ли не одна занимаюсь педагогикой и могу полученное богатство передать студентам. Я чувствовала, что должна что-то сделать. Но что? 12 лет назад мы с В.М. Толчановой-Куликовой готовили фильм к 90-летию Театра, собрались во дворе, куда все спустились со своими семейными фотографиями. Была замечательная традиция - вахтанговцы дарили друг другу свои фотокарточки с надписями и датой. Меня тогда пронзила мысль, если все это собрать воедино, дать возможность их голосам вновь зазвучать. И вдруг лет пять назад, уже накануне 100-летия Театра, я поняла, что нужно торопиться с реализацией этой задумки. Совершенно случайно набрался материал на целый двухтомник. Это были годы счастья. В итоге в первый том вошли воспоминания, письма, книга почетных гостей Театра имени Вахтангова, все, что связано с текстом.

Что касается второго тома, то мы из 16 архивов собрали промежуток с 1914 по 1939 г., и в хронологическом порядке поместили именные фотографии, которые до этого были реликвией семьи, а собранные все вместе превратились в срез целой эпохи. Какие чудесные слова они друг другу писали! Сюда же мы поместили рисунки, они все друг друга рисовали. У одного Щукина более 500 рисунков, а у Завадского - более 2000. Выяснились потрясающие вещи. Как рассказывали вахтанговцы, Николай Павлович Акимов приходил в дом и за пять минут за чаем делал наброски, которые потом дарил. Получилось так, что его зарисовки рассредоточены по домам. Они не были до этого момента изданы. Более того, люди даже не догадывались, что они сделаны Акимовым.

В день основания Театра 13 ноября 1921 года, после премьеры «Чуда святого Антония», они все подходили к Вахтангову, и он каждому на программке оставлял какие-то «почеркушки». Мы собрали шесть таких сокровищ.

В архиве семьи Симоновых хранятся фотокарточки, подписанные Всеволодом Мейерхольдом и Михаилом Чеховым.

Кабинет Щукина был практически запломбирован с 1939 года. К счастью, это уникальное пространство сохранилось и переехало в Театр. Какие трогательные, полные нежности письма он писал своей супруге Татьяне Митрофановне Шухминой!

Или вот, из урока Бориса Евгеньевича Захавы: «Искусство актера заключается в том, что оно к фонарю относится как к солнцу, то есть ложь претворяет в правду».

В Бахрушинском музее мы нашли уникальный рисунок Владимирского, который написал портрет Василия Васильевича Кузы. Он трагически погиб в самом начале войны, в 1941, был прекрасным артистом, но также и администратором. Благодаря ему у Театра сложились такие теплые отношения с М.А. Булгаковым. И рисунок стал памятником этому замечательному человеку, потому что после взрыва, который буквально разрушил Театр в ту ужасную июльскую ночь, сохранились только фрагменты его одежды, и захоронения его нет.

Меня постоянно преследовала мысль во время подготовки издания, что они, наши герои, нам помогают, и если мы что-то упустили, то они тут же нам под руку говорят - а вот еще. Они не только работали вместе, жили в одном доме, вместе отдыхали, но и практически все похоронены рядом на Новодевичьем кладбище на двух параллельных аллеях. Они не расставались. Ради чего? Чтобы сохранить учение своего великого Учителя.

И еще одна удивительная история, связанная с именем Николая Алексеевича Круглова, архитектора нашего дома в Левшинском, а также Щукинского училища. Это человек трагической судьбы, потому что в 30-е годы его репрессировали и расстреляли. И до сих пор в путеводителях по Арбату упоминается имя инженера, спроектировавшего дом, а не Круглова. Нашей задачей было восстановить его честное имя. Я поднимаюсь на этаж выше и захожу к его внучке Леночке Кругловой: «У Вас есть фотографии Николая Алексеевича?» - «Есть». «А Ваша бабушка, художница, может быть, его рисовала?» - «Да». «Сохранился ли рисунок 1928 года, когда они въезжали в дом?» - «Да». «Может, она его рисовала в 30-е годы перед арестом?» - «Да». Ничего не издано, все лежит дома! А еще у Лены была мечта - бабушка рисовала Цецилию Мансурову, и как было бы хорошо отыскать портрет. Это попало мне в сердце. Я позвонила внучатой племяннице Цецилии Львовны и выяснилось, что у нее в комнате висит тот самый портрет. Хочется плакать от счастья. Ради этого мы и подготовили эти книги».

Дмитрий Викторович Родионов, генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, отметил, что члены экспертного жюри премии «Театральный роман» во главе с К.А. Райкиным единодушно решили присвоить звание лауреата двухтомнику «Вахтанговцы после Вахтангова».

Д.В. Родионов: «Книги приходят к нам, когда они нам особенно нужны. Сегодня время концептуального выбора для российского театра. И появление таких книг необходимо не только Театру имени Вахтангова, но и всей нашей культуре. В последние годы наращивает темпы издательская работа, появляются энциклопедии отдельных театров, вышел первый том «Российский театр. XXI век». Для меня это совершенно понятная реакция деятелей театра на происходящее вокруг. Без ощущения единства с теми людьми, которые были до нас, которые создали фундамент российского театра, невозможно идти вперед. Время - понятие относительное. Ощущение того, что эти люди рядом, они живые, и мы только что с ними поздоровались, поговорили, эта книга дает настолько сильно и талантливо, что сказать простые слова благодарности - это слишком мало. В свое время Соломон Михайлович Михоэлс, выступая перед актерами Театра Образцова, воскликнул: «Я вам рассказал о своем опыте, но вы можете выбрать свой». Как важна свобода выбора! Ученики Евгения Богратионовича выбрали свой путь. И это путь Театра имени Вахтангова. Подобный выбор требовал и мужества, и сил, и интуиции. И благодаря ему Театр существует, успешно развивается, радует спектаклями, дает пример другим театрам, как нужно бережно относиться к своей истории. Это и реставрация Музея-квартиры Вахтангова, и создание филиала во Владикавказе, и кабинет Щукина. Конечно же, колоссальная книгоиздательская деятельность.

Среди лауреатов «Театрального романа» также есть замечательная книга Елены Дунаевой, чрезвычайно нужная нам именно сейчас, книга об ее отце «Меловой круг Александра Дунаева»».

На презентации была представлена книга «Наш Этуш. Народный артист СССР в воспоминаниях друзей, коллег, учеников, родных и близких», составленная вдовой артиста Еленой Этуш совместно с журналистом Ольгой Белан. Авторами собраны эссе людей разных поколений о выдающемся актере кино и Театра имени Вахтангова, фронтовике, герое Великой Отечественной войны, многолетнем ректоре Театрального института имени Бориса Щукина Владимире Абрамовиче Этуше.

Е.Е. Этуш: «Важно, чтобы такие книги делали не только профессиональные, но близкие, любящие люди. Тогда они получаются живыми и трогательными. Мы постарались отразить масштаб личности Владимира Абрамовича. Не только творческой, но и человеческой. В одной книге это было сделать крайне сложно. Он получился не забронзовевшим, а очень настоящим, таким, каким его еще все помнят. И важно, что издал книгу родной для Владимира Абрамовича Театр имени Вахтангова, которому он отдал всю жизнь».

Мероприятие продолжилось презентацией поэтической книги заслуженной артистки России Елены Сотниковой «Если б я не была актрисой...». Талантливый человек ищет пути проявления своей одаренности в самых разных ипостасях. Елена Сотникова - яркая актриса Театра имени Вахтангова. Кроме того, в пространстве Арт-кафе регулярно проходят ее поэтические вечера. Стихотворения о любви, приношения любимым коллегам-вахтанговцам, лирические высказывания вошли в книгу. Елена Викторовна представила несколько стихотворений и песен собственного сочинения, в которых ее артистическая душа отрывается от земли навстречу мечте, преодолевая законы физики.

Е.В. Сотникова: «Это книга - подарок мне в честь юбилея от моего любимого театра, где я служу уже почти сорок лет. Я хотела издать не просто сборник стихов, а книгу, которая бы сопровождалась фотографиями из моих ролей, чтобы эта параллельная жизнь, театр и поэзия, соединилась на ее страницах. Она состоит из трех разделов: первый - стихи о Театре. Второй - посвящение вахтанговцам, артистам и режиссерам, с которыми мне посчастливилось работать в течение многих десятилетий. Уже многих с нами нет, поэтому это мой личный вклад в столетие Театра. И третий - любовная лирика. Мы записали большой диск благодаря Театру и лично Кириллу Игоревичу Кроку».

Е.А. Дунаева, завершая встречу, добавила: «Как известно, главное лицо в книге - это тот, кто ее открывает. Теперь дело за читателями и нашими зрителями».

Фотогалерея