Кто кому "на равных" / Всероссийская лаборатория историко-биографической пьесы «На равных»

Выпуск №9-239/2021, Мастерская

Кто кому "на равных" / Всероссийская лаборатория историко-биографической пьесы «На равных»

В мае в Русском академическом театре имени М.Ю. Лермонтова (Абакан, Хакасия) прошла Всероссийская лаборатория историко-биографической пьесы «На равных» под руководством театроведа и театрального критика Александра Вислова. Эта лаборатория стала продолжением лаборатории 2019-го года и ее главной темы равенства. Тогда театр говорил о возрастном равенстве, пытаясь развивать тему борьбы с эйджизмом в обоих направлениях, а сегодня перешел к теме творческого равноправия между драматургом и режиссером.

В рамках лаборатории драматурги в парах с режиссерами работали над написанием пьес и созданием эскизов, основываясь на биографиях исторических личностей. Таким образом, режиссеры вникали в процесс сбора материала, создание драматургической основы, а драматурги участвовали в постановке эскиза спектакля. Пусть и не в чистом виде, но все же был сделан еще один шаг от индивидуальной работы в театре в сторону коллаборации, к которой призывает немецкий театровед Ханс-Тис Леман.

Кроме того, новая лаборатория приобрела историко-биографическую тематику, в поле которой также можно говорить о равенстве исторических личностей и вымышленных персонажей, в их борьбе за внимание режиссеров и шанс быть воплощенными в качестве героя на сцене театра.

Лаборатория историко-биографической пьесы «На равных» требовала более тщательной подготовки, самостоятельного и углубленного исследования биографических материалов. Так, например, специально для создания материала о Ф.М. Достоевском драматург Анастасия Букреева и режиссер Евгения Колесниченко отправились в Омск по местам каторжной ссылки Федора Михайловича. Их эскиз «Достоевский. Повесть о несостоявшемся счастье» был посвящен переломному моменту в жизни и творчестве Достоевского: аресту писателя и страшных минутах, проведенных им на эшафоте. Героями этого эскиза стали, как сам Достоевский (Роман Кремзуков), так и персонажи его знаменитого пятикнижия: Раскольников (Василий Власов), Рогожин (Валентин Бузанов), Мышкин (Владимир Гаврилов), Ставрогин (Александр Минин), Сонечка Мармеладова (Ирина Баженова), Настасья Филипповна (Сания Касимова) и другие. Персонажи из еще ненаписанных произведений окружали Достоевского, довлея и тяготея над его разумом, возникая как фантомы в затуманенной голове автора, словно предрекая великую литературную судьбу, уготованную ему.

В рамках лаборатории Русский академический театр имени М.Ю. Лермонтова сделал еще один очень важный шаг: обратился не только к столичным специалистам, но и к своим региональным авторам. Одним из числа местных авторов стала Дарья Верясова. Хотя Дарью нельзя назвать неизвестным драматургом - ее пьесы возглавляют шорт-листы престижных российских и международных конкурсов современной драматургии.

Пьеса Дарьи Верясовой «Я не умру» легла в основу одноименного эскиза режиссера Елены Павловой. Эскиз о юной разведчице Зое Космодемьянской оказался самым эффектным режиссерским и актерским высказыванием лаборатории. Артисты в центре зала у микрофона зачитывали документальные хроники, повествующие об аресте Зои Космодемьянской, присвоении ей звания Героя СССР, установке памятника, перечисляли стихотворения, книги и фильмы, написанные в разное время и посвященные памяти Зои. Все это время от начала эскиза поодаль от чтецов бежала актриса Кристина Злотникова. Она - не Зоя, а скорее, ее агония. И если сначала бег актрисы был более энергичным и легким, то к концу эскиза ее ноги заплетались, она задыхалась от нехватки кислорода, лицо актрисы было искажено от усталости и боли. Каждый шаг звучал в микрофон, создавая глухое эхо на полупустой сцене, имитируя загнанный ритм учащенного сердцебиения. Режиссер использовала эту метафору как способ показать физические мучения человека. Наблюдать со стороны за таким самоистязанием, связанным, в первую очередь, с идеей самоотверженности героини, практически, такая же пытка для зрителей и участников эскиза, как и для самой актрисы...

Любопытно, что героями созданных произведений наряду с широко известными, такими, как Зоя Космодемьянская и Федор Михайлович Достоевский, стали еще и местные знаменитости. Например, первая женщина-скульптор в Хакасии, художница Ирина Карачакова-Картина.

Драматург Наталья Кокарева и режиссер Алессандра Джуинтини создали эскиз об Ирине Карачаковой-Картиной, «последней хакасской принцессе», как ее называют в Хакасии. Последняя из представительниц одного из самых знатных родов хакасских баев и ее любовь к искусству не раз становились темами для телерепортажей и музейных выставок, но впервые ее биография обрела сценическое воплощение. Вспоминая о таких прославленных на своей родной земле людях, нельзя не сказать о том, как важно региональным театрам обращаться к подобного рода темам. Кому, как не театру, прославлять и популяризировать свою историю и культуру, актуализировать память поколений. Забегая вперед, можно надеяться на то, что подобные лаборатории и постановки смогут придать импульс процессу деколонизации регионов и их культуры, за который сейчас так активно борются художники из разных районов нашей страны.

 

Фото Марины ПЕДОРЕНКО

Фотогалерея