Герман Постников - легенда Брянской драмы

Выпуск №9-239/2021, Театральная шкатулка

Герман Постников - легенда Брянской драмы

В 2019-м, объявленном Годом театра, коллектив Брянского театра драмы им. А.К. Толстого и Брянское отделение Союза театральных деятелей России обратились в администрацию города с инициативой установить мемориальную доску на доме № 24 по проспекту Ленина в Советском районе Брянска, где жил народный артист РСФСР Герман Дмитриевич Постников. Идею поддержали городские чиновники и депутаты, и уже весной 2021 года появился этот важный знак памяти.


Таганрог-Брянск

Имя Германа Дмитриевича Постникова появилось в списке труппы Брянского драматического театра в 1965 году. Ему было 52. Заслуженный артист РСФСР приехал из Таганрогского театра им. А.П. Чехова, где исполнял основные роли чеховского репертуара: Дорн Чайка»), ВойницкийДядя Ваня») ЛопахинВишневый сад»). Служил в театрах Симферополя, Нижнего Тагила, Орджоникидзе, в театре группы Советских войск в Польской Народной Республике.

В Брянский театр Постников пришел уже сформировавшимся артистом, со своей жизненной и творческой позицией, с богатым репертуарным листом (Каренин, Макар Нагульнов, профессор Окаёмов, Лаврецкий, Тихон в «Грозе»). И с первых же театральных работ сумел завоевать признание коллег и искреннюю любовь брянской публики.

Премьерный зритель в те времена был категорией особой... Театралы! В премьерном зале все знали друг друга, по крайней мере, в лицо. Это была особая каста брянских жителей. Они раскланивались при встречах на улице, обменивались впечатлениями о спектакле. При этом статус собеседников совершенно не имел никакого значения. А если в программке спектакля указаны были два состава исполнителей - они непременно смотрели каждого! Обсуждали, сравнивали. И вот эту публику покорил Герман Постников с первых шагов на брянской сцене.

Всего две роли: яркий, эпизодический, по существу, образ гитлеровского наместника на Украине гауляйтера Коха в спектакле «Сильные духом» и одна из главных ролей - Чадаев - в спектакле «Вдовец». Даже эти две первые работы в нашем театре позволяют судить о творческом диапазоне актера. С одной стороны - образ гитлеровского ставленника, получившийся нестандартным, не ходульным, а с характерными подробностями, с другой стороны - наш современник, простой шофер-«бараночник», красоту души которого сумела разгадать незаурядная женщина. Разгадать и поверить. Следующей большой работой актера стало создание образа В.И. Ленина в спектакле «Шестое июля» в постановке нового главного режиссера театра Анатолия Новикова. Так творческий портрет Г.Д. Постникова определился в первый же сезон.


Сын фабриканта в образе Ленина

Герман Постников родился в 1913 году в Нижнем Новгороде в семье мелкого служащего. Так указал с подачи самого Германа Дмитриевича в творческом портрете актера для газеты «Брянский рабочий» в 1966 году Александр Васильев, директор Брянского театра и театровед. Лукавство? Да, но понятное и объяснимое. Г.Д. Постников родился в семье крупного фабриканта из Сормово (ныне один из районов Нижнего Новгорода). И как вспоминает журналист Юрий Григорьев, сын Л.Г. Тарасовой - супруги Постникова: «...Когда в Брянск приехала мама Германа Дмитриевича, то в полу-шутку, а по сути всерьез, просила близких и родных называть ее «барыней», а сына «барином»...» Сразу вспоминается парадный портрет Германа Постникова с неизменной бабочкой!

А начинался его путь в профессию как у многих. В 1930-м окончил десятилетку и по настоянию отца поступил в плановый институт. Интерес к театру проявился рано: он принимал участие в школьных любительских спектаклях. Студентом, тайком от отца, поступил в актерскую школу-студию при Горьковском драматическом театре.

Экзаменом на творческую состоятельность стало исполнение роли Полежаева в спектакле «Профессор Полежаев» («Беспокойная старость» Л. Рахманова) - первое публичное выступление молодого актера. Молодому человеку сложно было перевоплотиться в 75-летнего интеллигента-ученого, перешедшего на сторону молодой Советской республики. Трудная творческая задача в 22 года! Пришлось перечитать множество книг о Тимирязеве, который являлся прообразом профессора Полежаева.

В 1939 году Постникову довелось работать над сценическим воплощением образа В.И. Ленина в спектакле «Вечное перо» Н. Шестакова. Необходимо напомнить, что в то время образ вождя был художественно воссоздан только выдающимся актером эпохи Б.В. Щукиным, а на сценах периферийных театров еще не нашел воплощения и - главное! - разрешения его воплощать. Это усложняло работу актера. Но «За удачное исполнение роли В.И. Ленина» Г.Д. Постников получил специальную премию и был награжден творческой командировкой в Москву.

В годы Великой Отечественной войны Постников участвовал во фронтовых бригадах на Волховском фронте, награжден правительственными наградами.


Пас. В футболе и на сцене

Он исключительно, порой до жестокости, был требователен к себе и мягко, но настойчиво, к товарищам по сцене. Эта требовательность шла не от человеческого характера, а от осознания актером эстетических и нравственных идеалов, от точного понимания силы воздействия театрального искусства, где не может быть места фальши. Недаром для него - заядлого футбольного болельщика (фанат, как бы теперь сказали, В. Лобановского и киевского «Динамо»), преферансиста, игрока и тонкого ценителя русского бильярда, - ключевым понятием, соединяющим хобби и профессию артиста, было слово «пас». Как важно дать «пас» вовремя, грамотно, элегантно. Именно пас определяет дальнейший процесс и приводит к победе. На сцене и на футбольном поле.

Почти двадцать лет счастливой актерской судьбы было у Германа Постникова в Брянском драматическом.

Раввин Де Сантес с молодым Леонидом Кулагиным в спектакле «Уриэль Акоста» К. Гуцкова. Спектакль, который до сих пор вспоминают брянские театралы! Царь Федор в «Царе Федоре Иоанновиче» А.К. Толстого в постановке А. Новикова. Генри Сент-Джон, виконт Болингброк - в замечательном дуэте с М. Гермацкой в «Стакане воды» Э. Скриба.

А образы русского купечества - мощные, колоритные, достоверные: Кнуров Бесприданница» А.Н. Островского), Егор Булычев в одноименной пьесе М. Горького, Хлынов из «Горячего сердца» А.Н. Островского.


Брянский Сальвадор Альенде

Яркими событиями семидесятых годов в истории театра и творческой карьере Г.Д. Постникова стали спектакли «Аристократы» Н. Погодина (чекист, начальник лагеря) и «Чилийская трагедия» (Сальвадор Альенде, президент Республики Чили) Ю. Чепурина в постановке нового главного режиссера театра В. Терентьева.

Спектаклем «Чилийская трагедия» Брянский театр одним из первых в стране откликнулся на события в Чили, всколыхнувшие весь мир в 1972 году. Спектакль удостоен памятного вымпела коммунистической партии Чили. О нем писала центральная пресса. Театр показывал спектакль в Москве на сцене Театра им. Вл. Маяковского и на гастролях в Народной Республике Болгарии.

На Всесоюзном фестивале спектаклей, посвященном 30-летию Победы, спектакль «Господин бургомистр» П. Лучина в постановке Владимира Голуба отмечен дипломами Министерства культуры СССР и Министерства культуры РСФСР, а исполнитель главной роли Герман Постников награжден Серебряной медалью памяти народного артиста СССР А.Д. Попова.

Но самыми важными и значимыми наградами для Г.Д. Постникова были аплодисменты зрительного зала. Ему и его коллегам по сцене (а коллеги!!! - Мария Гермацкая и Татьяна Силина, Константин Вологдин, Василий Богатырев, Николай Лисовский, Александр Бабаев, Борис Зайденберг, Леонид Кулагин, Павел Ефимов, Инга Хотяновская, Марина Гаврилова, Валерий Прохоров, Валерий Мацапура, Владимир Мусатов и ...) аплодировали на спектаклях «Энергичные люди» Василия Шукшина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Берег» Юрия Бондарева, «Зимняя сказка» У. Шекспира и «Чудаки» Максима Горького. Аплодировали в родном Брянске и в гастрольных поездках театра.

В 1976 году Г.Д. Постникову присвоили почетное звание «Народный артист РСФСР».


Его театр

Артисты редко уходят на пенсию. Герман Постников ушел. В 70 лет. Здоровье больше не позволяло выходить на сцену. Из окон его квартиры на проспекте Ленина хорошо видна Театральная площадь и кусочек здания театра. Его театра. Но этот порог он больше не переступал. Ни разу. Вот такой характер.

Ушел из жизни в 1996-м, на 83-м году жизни, а в истории Брянской драмы осталась почти двадцатилетняя страница творческих побед народного артиста РСФСР Германа Дмитриевича Постникова.

 

Фото из архива Брянского театра драмы им. А.К. Толстого

Фотогалерея