ЯРОСЛАВЛЬ. Основано на реальных событиях

Выпуск №10-240/2021, В России

ЯРОСЛАВЛЬ. Основано на реальных событиях

Житие гения из русской провинции... В год 60-летия первого полета человека в космос Борис Павлович придумал и поставил в Ярославле в Театре драмы имени Федора Волкова спектакль «Циолковский». Один день из жизни калужского чудака Константина Эдуардовича, учителя физики и математики в женском епархиальном училище рубежа XIX - XX веков, стремительно проносится перед зрителями, отражая судьбу русского ученого-мечтателя из маленького городка, верившего в Чудо и подарившего людям всей земли возможность познания Вселенной.

Медитативная, внеземная музыка композитора Романа Цепелева с самого начала становится смысловым звуковым стержнем всей постановки и постепенно погружает зрителей в сценическое повествование. Весеннее утро в Калуге: дороги не чистят, река разлилась - типичная картина русского провинциального городка. Учитель Константин Эдуардович выезжает на сцену на велосипеде, разговаривая сам с собой, направляется на службу в епархиальное училище. Светлый сюртук героя - знак «белой вороны», противопоставляющий восприятие мира гения монотонному черно-серому пространству грязных улиц, талой воды, грифельных досок и форменной одежды воспитанниц училища. В их огненные головы (все актрисы-ученицы в ярко-рыжих париках) этот странный учитель старается заронить искру мечты о возможности человека летать, зажечь юные умы своей одержимостью (сценография и костюмы - Александр Мохов и Мария Лукка).

В роли Циолковского - Илья Варанкин, физически легкий, хрупкий, гуттаперчевый, способный перенести и взлеты, и падения ради своей Мечты. По мысли режиссера, это застенчивый молодой учитель, плохо слышащий и абсолютно не приспособленный к быту, но при этом пылкий и страстно увлеченный идеей конструирования аэростата - летательного аппарата, который откроет человеку дорогу к освоению звездного пространства. Созданный актрисой Еленой Шевчук сценический образ беременной («тяжелой», как говорят в народе) супруги Варвары Евграфовны - надежное заземление для главного героя. Она его хранит, уравновешивает хрупкость, но одновременно становится тяжким грузом, сдерживающим полет мечтаний и устремлений, - извечная проблема жен великих людей.

Слуховые трубки - шаблонный визуальный атрибут Циолковского, главный герой спектакля использует как защитный фильтр, который с успехом ограждает от всей лишней, бытовой, раздражающей информации из «внешнего» мира. Самовлюбленный карьерист - директор училища (Сергей Скоков) и зацикленная на соблюдении дисциплины и внешних приличий комичная классная дама в исполнении Людмилы Пошехоновой этот фильтр проходят с трудом. В отличие от школьного сторожа-мыслителя Николая Федоровича (Евгений Мундум). В его страстных монологах о формах бессмертия и вечной жизни - явный намек на труды основоположника идей русского космизма Николая Федорова.

Кульминацией сценического дня Циолковского становится приезд в провинциальное училище столичных профессоров: Менделеева (Николай Лавров), который поддерживает идеи калужского учителя, и Жуковского (Семён Иванов), считающего Константина Эдуардовича мечтателем и отрицающего научную значимость его работ. Павлович предлагает зрителю пофантазировать, как могла бы выглядеть встреча этих великих ученых, с которыми Циолковский в реальной жизни лишь переписывался. Высокая комиссия желает познакомиться с чудаком, который грезит о создании летательного аппарата. Для развлечения именитых гостей разыгрывают школьный спектакль-мистерию, в котором поют и декламируют ученицы и преподаватели духовного училища. Художники Александр Мохов и Мария Лукка создают на сцене эстетически глубоко завораживающий символический мир театра в театре - гигантский рождественский вертеп. Словно в скафандры и шлемы, актеры облачаются в фантастические костюмы (в них как прямая параллель Заболоцкому, по поэме которого поставлена мистерия, - живописные образы Павла Филонова) и свободно парят в своем духовном космосе, озаренные светом главной звезды... В перерыве между сценками школьной оратории Циолковский получает от жены трагическое известие. Ошеломленный, он возвращается в иллюзорный мир вертепа и доигрывает представление, в котором реплики актеров и визуальные образы обретают новое, почти сакральное значение...

Взлеты и падения в одном дне из жизни гения. Великая мечта о путешествии в бесконечное космическое пространство неизбежно наталкивается на непонимание, встречается с земными горестями и тяжестью быта. Возможно ли их преодоление? Или это утопия? Может ли вера в Чудо стать двигателем научного познания?..

Изначально жанр своего спектакля Борис Павлович определял как ораторию, в итоговом варианте - «основано на реальных событиях». После премьеры очевидно, что «Циолковский» - это гимн мечтателям, которые способны преодолеть любые ограничения, заразить своей свободой огромное количество умов, воодушевить на грандиозные открытия, подарить радость от сопричастности к великим открытиям человечества.

 

Фото Татьяны КУЧАРИНОЙ

предоставлены пресс-службой театра

Фотогалерея