От Чёрвен до Шёблум / Светлана Лаврентьева (Саратов)

Выпуск №10-240/2021, Лица

От Чёрвен до Шёблум / Светлана Лаврентьева (Саратов)

Саратов отметил 80-летие легенды ТЮЗа Киселева, народной артистки России, лауреата премии им. К.С. Станиславского Светланы Лаврентьевой. Эта цифра совершенно не вяжется с нашей всегда юной, не утратившей шаловливости и живости актрисой. «Питомцы гнезда» великого Юрия Петровича Киселева, Лаврентьева и Юрий Ошеров встретились в студии при Саратовском ТЮЗе, чтобы никогда уже не расставаться - на сцене и в жизни. Видеть их вместе в спектакле - отдельное счастье.

Со Светланой они играли первую, смешную любовь в спектакле «Эй, ты, здравствуй!» Г. Мамлина. С женой, выдающейся травести саратовской сцены, Ошеров был занят и в замечательном спектакле «Весенние перевертыши» по повести В. Тендрякова. Дюшка - мальчишка с богатым внутренним миром и слабыми кулаками. Он таскал в портфеле кирпич, защищая себя и своего друга Миньку (друга замечательно играла Лаврентьева). А в пьесе Мамлина герой другой - парень из курортного городка, начитанный и остроумный, но в душе одинокий. Близким ему человеком неожиданно становится смешная, надоедливая «деревенская» Маша, которую он не раз поднимал на смех. У Маши Лаврентьевой открытая, добрая душа, в острых, забавных диалогах между ними пробегала искра. Нечастый случай, когда муж с женой играли любовь на сцене...

Они оба принадлежат к тем редким травести, которые смогли со временем «выпрыгнуть» из границ амплуа. И прекрасно исполняли возрастные роли - характерные, драматические, трагикомические. Зрители очень полюбили спектакль «Дорогая Памела» Дж. Патрика. Жуликоватый, обаятельный герой Ошерова и удивительная не растерявшая к старости ни чистоты, ни доброты и юмора Памела Кронки Лаврентьевой...

Сценическая фантазия по повести Н.В. Гоголя называлась у нас «Старосветская любовь». Наивных, хлебосольных, живущих лишь друг для друга малороссийских помещиков долгие годы играли Ошеров и Лаврентьева. Спектакль стал визитной карточкой чудной театральной пары. Сыграли его и на бенефисе Ошерова в честь 75-летия. Будто самих себя сыграли: свою долгую счастливую жизнь, ее теплый, дружеский мирок. Афанасий Иванович был немного задирист, подначивал робкую жену. Она забавно обижалась... В финале муж - потерянный, сломленный, лишившийся своей Пульхерии Ивановны.

В жизни получилось наоборот. 55 лет жили и играли вместе чудесные «неразлучники». Светлане Васильевне суждено было пережить мужа, друга, худрука, партнера. Его трагическая, по-настоящему театральная смерть глубоко ранила, однако не подкосила великую актрису. Она продолжает выходить на сцену и - получать награды. Роль Лаврентьевой (второго плана) в спектакле Ильи Ротенберга по МакДонахуКалека с острова Инишмаан») на последнем областном фестивале «Золотой Арлекин» отмечена высшей наградой. Это уже четвертая статуэтка героя итальянской комедии в коллекции актрисы. Три из них получены на областных театральных фестивалях. А в 2020 году ей вручена Национальная российская театральная премия «Арлекин» - за великое служение детскому театру.

Стоит сходить на спектакль, чтобы увидеть эти стычки престарелой леди, вечно подшофе, с сыном. Как жадно она прикладывается к бутылочке, с каким возмущением произносит: «Еще в придачу эта мерзкая свекольная паэлья, что ты варишь по вторникам!» Это одна из лучших сцен спектакля, где связанные одной веревочкой родичи доходят до крайностей взаимной «любви» и проклятий... И вдруг неожиданно - это беззащитное подрёмывание на плече сына. Это идет от глубин подтекста, верно считанного тонким режиссером и замечательной актрисой.

Театральный Саратов помнит и ее хулиганистую Пеппи Длинныйчулок, и наивную «нетипичную» Бабу-Ягу в инсценировке сказочной повести Пройслера. Ошеров играл мудрого и педантичного ворона Абрахаса - ее наставника. В очень сильном спектакле «Мальчики» В. Розова (главы из романа Достоевского) жила ее Лиза Хохлакова с изломанной болезнью душой. До сих пор в ушах стоят пронзительные интонации несчастной девочки.

И, конечно, незабываемая Чёрвен, звездная роль Светланы Лаврентьевой. Смешная и смелая малышка - негласная хозяйка скалистого маленького острова Сальткрока, затерянного в морском заливе. Спектакль Юрия Киселева «Колбаска, боцман и другие» по повести А. Линдгрен объехал всю страну, показывали его и в Европе. Львиная доля успеха постановки - за счет главной героини. Невозможно забыть, как кругленькая героиня Лаврентьевой появлялась на сцене в сопровождении огромного пса Боцмана и смотрела на всех ясными детскими глазами. Как переживала за своего Боцмана, которого чуть не пустили в расход, как отчаянно его защищала. «Она действительно существует в возрасте роли. Ни разу мы не обнаружили взрослого за этим ребенком... Увы, как редко встречаются актрисы такого масштаба!» - писала французская критика после гастролей театра Киселева.

К юбилею большой актрисы спектакль по повести Линдгрен снова поставлен в Саратовском ТЮЗе (режиссер Виктория Печерникова, Москва). Теперь Светлана Васильевна играет хозяйку Столяровой усадьбы фру Шёблум, веселую и своевольную, не растерявшую задора молодости. В очаровательной красной шляпке (в ней могла бы ходить и ее Чёрвен) она появляется на острове Сальткрока и мигом разруливает проблемы: ставит на место зарвавшегося покупателя, «счастливит» семейство Мелькерсонов, а потом празднует вместе с ними.

Роль Лаврентьевой здесь очень значительная, она же озвучивает с экрана авторские ремарки. И уже кажется самой фру Линдгрен, которая рассказывала все эти увлекательные истории больной дочери, пока не начала их записывать.

В финале не только участники спектакля, но и все актеры окружают хороводом крошечную Дюймовочку по имени Светлана. Ее поздравляют, награждают, осыпают цветами. А она благодарит и говорит, что Ошеров теперь в ней, она живет за двоих. Когда-то актриса сказала, что любовь для нее - это жизнь. И любит, и играет она теперь тоже за двоих. Светлана Лаврентьева, лучшая травести саратовской сцены всех времен.


Фото предоставлены театром

Фотогалерея