Случай, внешние данные и талант / Олег Метелёв (Краснодар)

Выпуск №10-240/2021, В России

Случай, внешние данные и талант / Олег Метелёв (Краснодар)

Заслуженному артисту России, актеру Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького Олегу Александровичу Метелёву исполнилось 60 лет.

Высокий, статный, темпераментный, с аристократичными манерами и глубоким запоминающимся взглядом, в багаже Метелёва 80 киноролей и более 120 театральных работ. Он играл и играет героев, но не меньше публика любит его в комическом амплуа. Он один из тех артистов, на чьем таланте и преданности профессии держится слава главной драматической сцены Кубани. Сегодня Олег Александрович Метелёв - ведущий артист Краснодарского театра драмы, его образы - абсолютно разные, неизменно любимы публикой: циничный Фернандо в психологическом детективе «Метод Гронхольма» Ж. Гальсерана, беззащитный и обаятельный Князь в водевиле «Ханума» А. Цагарели, колоритный Гордей Ворон в комедии «Кубанские казаки» Н. Погодина, глуповатый Нил Федосеевич Мамаев в комедии-гротеске «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, философствующий Тетерев в драме «Мещане» М. Горького, консервативный Фамусов в трагикомедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова и, конечно, звездная роль последних сезонов - трагический в своей любви Арбенин в мистической драме «Маскарад» М.Ю. Лермонтова.


- Олег Александрович, когда вы поняли, что именно актерская профессия вас привлекает?

- Я родом из рабочей семьи, из обычного для того времени заводского района в городе Кирове. Никто не предполагал, что я стану артистом, но тяга к лицедейству привела меня в семь лет в драмкружок Дворца пионеров, где я с большой радостью играл разные роли, и до сих пор помню тот незабываемый запах грима, кулис, бутафорского реквизита. И тогда я влюбился в театр окончательно и бесповоротно.

- Чем для вас оказалась профессия артиста, когда начали ее постигать в училище?

- У меня был потрясающий мастер - педагог, режиссер, основатель этого училища народный артист СССР Фирс Ефимович Шишигин, ученик Всеволода Мейерхольда. Во время учебы я четко понимал, что профессия, которую я получаю, представляет из себя постоянный труд, это работа «на износ». Ярославское театральное славилось своими традициями, педагоги нас воспитывали и учили азам актерского ремесла со всем пылом носителей великой Системы Станиславского. Кроме стен училища мы проходили практику на сцене знаменитого Ярославского театра имени Федора Волкова, и это давало нам совершенно бесценный опыт, закаляло и утверждало в профессии.

- Что для вас самое главное в актерской профессии?

- Главное в профессии - три фактора: случай, внешние данные и талант. Актер - это свеча, зажженная с двух сторон.

- Расскажите, как вы оказались в Краснодарском театре?

- Это было непростое время, период 1990-х. В Краснодар меня пригласил художественный руководитель театра Рудольф Кушнарев. Рудольф Александрович был выдающийся театральный деятель, замечательный человек, по-настоящему любящий театр. В то трудное время многие театры закрывались, а наш был на подъеме: проводились фестивали, ставились потрясающие спектакли, мы много гастролировали, съездили на фестиваль в Грецию. В этот период театр был признан лучшим театром России и удостоен звания «академический».

Мой путь в этом театре начался с образа Голубкова в спектакле «Бег». Я просто заболел этой ролью. Голубков - приват-доцент, вынужденный бежать из Петербурга 1917-го. Пройдя через все перипетии Гражданской войны, он понял, что такое настоящая жизнь. Самое интересное для меня - катарсис - очищение через страдание.

- А какие роли того периода вам еще хотелось бы вспомнить?

- Ролей было очень много, приходилось играть по 4-5 за сезон. Близок мне Гаев в «Вишневом саде» Чехова, Хиггинс в «Пигмалионе» Шоу, Подколесин в «Женитьбе» Гоголя, и, конечно же, спектакль «Евангелие от Воланда» - театральная версия романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», где я изначально играл две роли - Мастера и Иешуа, а в последние годы - Воланда и Афрания. Спектакль идет уже 27 лет и все так же любим зрителями, значит, все было сделано правильно. Это был замечательный период...

- А есть ли любимая роль сейчас?

- Мне посчастливилось поработать со многими интересными режиссерами и сыграть много интересных ролей: с Александром Огарёвым, у которого я играл Полония в «Гамлете», и с Геннадием Шапошниковым, с которым мы сочиняли образ Тетерева в «Мещанах», с Кириллом Стрежневым в «Кубанских казаках», где я сыграл Гордея Ворона, с Робертом Манукяном, с ним мы кропотливо создавали образ Фамусова в «Горе от ума», но безусловно, знаковой и любимой ролью я считаю Арбенина в «Маскараде» Лермонтова. Это трагическая история любви. Арбенин в ней, как мне кажется, все-таки в первую очередь, жертва обстоятельств. Он, привыкший к безумной жизни высшего света и опустившийся практически на самое дно, вдруг видит свет и возможность спастись и очиститься через любовь к Нине, чистой, юной и невинной...

- Олег Александрович, вы играете в театре и снимаетесь в кино. Скажите, чем отличаются для вас эти два пространства?

- Кино и театр для любого актера - важная часть профессии. Театр - это, в первую очередь, живое искусство. Все происходит здесь и сейчас. Это процесс обмена энергетики, эмоций актера и зрителя, гармония чувств. В кино такое невозможно. Кино - это удачный или неудачный кадр, который никто, к сожалению, уже не сможет переснять...

- Что в профессии для вас до сих пор остается самым ценным?

- Отвечу на этот вопрос цитатой из монолога Фредерика Леметра из пьесы Эрика-Эммануэля Шмитта «Фредерик, или Бульвар преступлений»: «Публика - вот на свидание с кем мы спешим каждый вечер! К Публике! С которой мы жаждем жизнь прожить и смерть принять! Публика - вот кому мы дарим свои вечные чувства и свою вечную единственную любовь!»

- Чего вам сегодня не хватает в театре?

- Я довольно консервативный человек и наблюдаю, как театр меняется, на мой взгляд, не в лучшую сторону. Мне близки традиции русского театра. Наш зритель достоин добрых, ярких, красивых спектаклей, на сцене не должно быть пошлостей и безвкусицы. Театр - это всегда праздник!

- Олег Александрович, что бы вы пожелали молодому поколению артистов?

- Я пожелал бы им не дать погибнуть Великому Русскому театру.

- И в завершении хотелось бы узнать хоть один секрет вашего успеха: что или кто служит для вас главной опорой и в профессии, и в жизни?

- В первую очередь, моя семья. У меня прекрасная жена, замечательные дети и талантливый внук. Без их поддержки, понимания и любви мне было бы тяжело творить и создавать то, что у меня есть сегодня и то, что еще будет впереди...


А впереди именно то, чего коллектив Краснодарского театра драмы искренне и с большим теплом желает мастеру в день его юбилея: множество интересных ролей, талантливых режиссеров, покорения все новых творческих вершин, энергии и, конечно, непрерывного потока вдохновения!

Фотогалерея