В сердце России / Самарский академический театр оперы и балета

Выпуск №10-240/2021, Портрет театра

В сердце России / Самарский академический театр оперы и балета

Самара - один из крупнейших городов центральной Волги, а потому музыкальный театр, который был открыт здесь 1 июня 1931 года, получил название Средне-Волжский краевой театр оперы и балета. За 90 лет своей истории театр много раз менял имена - то вместе с городом (Куйбышев - Самара), то отдельно от него. Во время Великой Отечественной войны театр был Куйбышевским областным театром музыкальной комедии, а в настоящее время он - крупнейший в области, любимый горожанами и гостями нашего радушного края Самарский академический театр оперы и балета.

Смена наименования никогда не отражалась на его сущности, и всегда, даже в самые непростые годы, он оставался верным себе и своим принципам. Уверенно и стремительно развиваясь с самых первых лет существования, театр стал активным пропагандистом не только оперной и балетной классики, но и современной музыки. «Верный друг советских композиторов», - так определил его творческое кредо Т.Н. Хренников. Действительно, произведения отечественных композиторов ХХ века составили самостоятельное направление репертуара театра, а лучшие из спектаклей помогли ему занять свое место среди музыкальных театров российской провинции.

Что создает славу театру? Конечно, яркие художественные лидеры, творческие личности в руководстве и труппе. Первым музыкальным руководителем театра и дирижером был А.А. Эйхенвальд - многосторонне одаренный музыкант, композитор, этнограф, дирижер и антрепренер, ученик С.И. Танеева и Н.А. Римского-Корсакова. С ним в театр пришли высокие традиции русского классического оперного искусства. У истоков стояли выдающийся режиссер И.Н. Просторов, известные дирижеры Н.А. Шкаровский и И.А. Зак. Гордостью труппы тех далеких лет были обладатели выразительных голосов и ярких сценических данных легендарные Н. Шпиллер, О. Петрусенко, А. Атаманова, В. Прокошев. В историю самарского балета вписаны имена первых руководителей Е.В. Лопуховой и А.Р. Томского. Однако формирование, становление и развитие балетной труппы связано в первую очередь с многолетней деятельностью блистательной представительницы петербургской хореографической школы Н.В. Даниловой.

Грозные военные годы оказались тяжелыми и для театра. Эвакуация в запасную столицу Большого театра СССР повлияла и на работу местного коллектива. Нельзя переоценить значения этого культурного события для жизни тылового города. В Куйбышеве Д.Д. Шостакович завершил работу над Седьмой симфонией; 5 марта 1942 года в Театре оперы и балета состоялась мировая премьера этого без преувеличения величайшего сочинения ХХ века. Конечно, был задан небывало высокий художественный уровень. На спектаклях Большого театра куйбышевские артисты учились, усваивая уроки мастерства столичных коллег. Происходило и взаимное сотрудничество музыкантов: совместные концерты и ансамблевые выступления; участие куйбышевских солистов в московских спектаклях, кураторство столичными профессионалами новых постановок местного театра. Но стало очевидно и то, что периферийному коллективу сложно существовать рядом со столичным колоссом - сокращение труппы и жанровая переориентация вынудила театр специализироваться в постановке оперетт и музыкальных комедий. Оперный профиль был возвращен театру в 1947 году, но приоритетное положение спектаклей «легкого» жанра в его репертуаре сохранялось до конца десятилетия.

Возраст театра определяется не только годами, десятилетиями или веками. И не только знаменательные исторические события оставляют глубокие следы в его судьбе. Отдельные вехи жизни составляют периоды, окрашенные присутствием значительной фигуры, творчески одаренной индивидуальности. В Самарском театре так и говорят: это было «во времена Штейна», «в эпоху Даниловой», «в годы Оссовского», «при Рябикине», «при Чернышеве», «при Сибирцеве». Так спонтанно и возникает естественная периодизация театральной истории, лишь постепенно выстраивающаяся в единую картину.

Действительно, театру повезло с руководителями - крупными художниками, сильными личностями, способными на неординарные свершения. Так его успешная работа в 1960 годы определялась деятельностью целой команды профессионалов, сплоченных служением искусству: директор Н.П. Садковой, дирижеры С.С. Бергольц и И.Ю. Айзикович, балетмейстер Н.В. Данилова, режиссеры А.С. Пикар и С.А. Штейн. Поистине «звездный» период истории связан с фигурой Л.М. Оссовского - одновременно директора и главного дирижера. Он сделал жизнь театра «закрытого» города небывало интенсивной и насыщенной: долгосрочные гастроли в крупных городах (Сочи, Калининград, Киров, Ярославль, Томск, Омск, Владивосток, Мурманск, Архангельск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре), взаимообмены со Старозагорским болгарским оперным театром, сотрудничество с композиторами А. Эшпаем, А. Меликовым, Т. Хренниковым, С. Слонимским, позволившие создавать оригинальные оперные и балетные спектакли. В это время в театр пришли молодые солисты - и оперы, и балета, впоследствии составившие основу труппы: Г. Арковенко, В. Навротский, И. Николаева, А. Пономаренко, В. Семашко, В. Черноморцев, В. Бондарев, Т. Протопопова; В. Пономаренко, Н. и О. Гимадеевы, М. Козловский и Е. Брижинская. Художественное лицо театра тех лет определяли режиссер Б.А. Рябикин, дирижеры В.П. Беляков и В.Л. Невлер, хормейстер В.П. Навротская, балетмейстер И.А. Чернышев.

В 1981 году театр отмечал 50-летие со дня основания. В качестве творческого отчета коллектива состоялись гастроли в Москве, во время которых было представлено 11 спектаклей: «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Макбет» Дж. Верди, «Ивайло» М. Големинова, «Мария Стюарт» С. Слонимского, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина; «Щелкунчик» П. Чайковского, «Любовью за любовь» и «Гусарская баллада» Т. Хренникова, «Ангара» и «Помните!» А. Эшпая, «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза. Малоизвестные названия сделали афишу притягательной даже для взыскательной столичной публики. Московская пресса отметила оригинальный репертуар, тщательно подобранный ансамбль исполнителей, представляющих собой «сценически раскованных артистов-певцов»; высокую профессиональную культуру создателей спектаклей; «музыкальность» режиссуры и сценографии. Результатом этих гастролей стало награждение театра почетным званием «академический».

В историю театра вошли спектакли - мировые премьеры ХХ века. Среди музыкальных произведений, получивших в Самаре первое сценическое воплощение, оперы «Степь» и «Табачный капитан» А. Эйхенвальда, «Таня» Г. Крейтнера, «Укрощение строптивой» В. Шебалина, «Улица дель Корно» К. Молчанова, «Гроза» В. Пушкова, «Мария Стюарт» С. Слонимского; балеты «Утес» Э. Лазарева, «Легенда о любви» Г. Крейтнера, «Читра» на музыку Р. Тагора, «Помните!» А. Эшпая, «Поэма двух сердец» А. Меликова, «Казнь Степана Разина» на музыку Д. Шостаковича, «Мужество» на музыку В. Успенского... Кульминацией этой репертуарной линии стала постановка «Видений Иоанна Грозного» С. Слонимского в 1999 году. Музыкальный материал оперы был подготовлен к премьере труппой под руководством главного дирижера театра В.Ф. Коваленко и главного хормейстера В.П. Навротской. Над спектаклем работали постановщики европейского уровня: дирижер М. Ростропович, режиссер Р. Стуруа, художник Г. Алекси-Месхишвили, хормейстер Л. Ермакова. «Последнее знаменательное театральное явление уходящего века», «мощная культурная акция, способная серьезно повлиять на завтрашний день», «наиболее примечательное событие конца ХХ века в истории русской оперной сцены» - такие оценки давала опере пресса. О каждом из названных спектаклей можно было бы написать отдельную статью, а здесь мы имеем возможность только перечислить их.

Кризисное время, десятилетие 1990-х и рубеж веков театру помогли пережить директор А.С. Сибирцев и главный дирижер В.Ф. Коваленко; уровень балетной труппы поддерживал Н.А. Долгушин. Внимание публики удерживали солисты труппы, прекрасные певцы А. Антонов, М. Губский, В. Святкин, А. Сибирцев, В. Храмов, Н. Ильвес, Н. Усенбаева. Незабываемыми событиями в жизни театра стали открытие Фестиваля П.И. Чайковского в Москве «Щелкунчиком» И.А. Чернышева (дирижировал спектаклем В.П. Беляков), «Берлинские музыкальные недели» 1998 года, где с успехом были показаны «Карлик» А. фон Цемлинского и «Арлекино» Ф. Бузони (дирижер В.Ф. Коваленко), гастроли в Испании и Германии (1999), выступление под отрытым небом на фоне Рязанского Кремля со сценами из оперы «Князь Игорь» в рамках «Дней славянской письменности и культуры» (2000).

С той поры берет начало и история фестивалей Самарского театра. В 1998 году по инициативе Д.А. Сибирцева организован фестиваль «Басы XXI века». Поддержанный правительством области, форум быстро получил статус международного и расширил географию. В разные годы в нем принимали участие А. Ведерников, Т. Штонда, М. Казаков, А. Аскеров, М. Гужов, М. Пальм, Я. Янишевский, Б. Ятич и другие. С 2003 года традиционным стал фестиваль «Самарская весна», получивший известность далеко за пределами нашей области. Привлекая к участию в своих спектаклях российских звезд оперного искусства, театр пропагандировал классическое музыкальное наследие, знакомил самарскую публику с разнообразными оперными формами и жанрами. В рамках фестиваля в нашем городе выступали А. Агади, М. Урусов, Т. Гугушвили, Б. Стаценко, И. Архипова, Н. Грачева, А. Кулаева, А. Татаринцев, О. Трифонова.

Благодаря инициативе Валерия Гергиева в Самаре появился Музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу». За десять лет он успел обрести свой неповторимый облик и формат (три концерта, один из которых - принципиально благотворительный), стать признанным событием в музыкальном мире, ожидаемым горожанами - любителями и ценителями музыки. Программы фестиваля представляют произведения разных стилей и жанров - от западноевропейской и русской классики до новейших опусов современных композиторов. Миссия этого форума - сделать сочинения мировой музыкальной сокровищницы доступными жителям региона, а также продемонстрировать высочайшие образцы исполнительской культуры, сохранить память о выдающемся отечественном музыканте ХХ века - блистательном виолончелисте, дирижере и просветителе. В концертах фестиваля участвовали коллективы Мариинского театра: симфонический оркестр и хор под управлением Валерия Гергиева, Страдивари и Брасс-ансамбли; альтист Ю. Башмет, скрипачи А.-С. Мутер и А. Баева, пианисты А. Торадзе и Д. Трифонов... В числе почетных гостей Самарский театр посещали Майя Плисецкая и Родион Щедрин, Наталья Солженицына, София Губайдулина.

Гордостью самарской сцены является фестиваль классического балета имени Аллы Шелест. Появление его было не просто неслучайным, а вполне закономерным: великая балерина на протяжении нескольких лет руководила самарским балетом. Фестиваль был основан по инициативе искусствоведа и театроведа, знатока самарской музыкально-театральной жизни, заслуженного работника культуры РФ С.П. Хумарьян и сейчас продолжает развиваться под ее неустанным и внимательным руководством. В 2003 году он был отмечен орденом Екатерины Великой «За сохранение традиций Петербургской школы классического балета и вклад в мировую хореографию», а в 2011 году - включен в Европейскую ассоциацию фестивалей.

Фестиваль имеет свою концепцию, отражающуюся в названии. Каждый год оно получает уточнение, раскрывающее разнообразные грани таланта выдающейся балерины или фокусирующее внимание на великой истории российского балета: «Грезы белых шедевров», «Душа танца», «Силуэты хореографических образов», «Профили современного танца», «Диалоги с легендой», «Гений Мариуса Петипа», «После Петипа»... Участниками фестиваля в разные годы были звезды балетной сцены: У. Лопаткина, Н. Цискаридзе, И. Ниорадзе, К. Мясников, В. Шкляров, М. Рыжкина, Д. Родькин, Е. Образцова, С. Чудин, В. Лантратов, М. Александрова... Молодые солисты и выдающиеся мастера российского балета с удовольствием соглашаются принимать участие в спектаклях этого фестиваля. Для них выступление на самарской сцене становится проявлением уважения к значимому вкладу Аллы Шелест в развитие мирового хореографического искусства и деятельным сохранением памяти о ней.

Очень важно иметь свой дом. Здание Самарского театра - Дворец культуры в стиле сталинского ампира, созданный по проекту архитекторов Н.А. Троцкого и Н.Д. Каценелебогена. Грандиозный памятник своего времени, он был поставлен на главной площади города на месте взорванного кафедрального храма в 1938 году. В центральной части здания размещался театр, в крыльях - отделение художественного музея и библиотека.

Длительная реконструкция здания (с 2006 по 2010 год) не остановила творческую жизнь театра. Руководителям театра директору М.А. Губскому, главному дирижеру В.Ф. Коваленко и главному хормейстеру В.П. Навротской удалось не только сохранить труппу, но и выпускать по шесть-восемь премьер в сезон. Ютились по малоприспособленным площадкам дворцов культуры, но продолжали представлять публике высококачественные спектакли как оперного, так и балетного репертуара.

После реконструкции театр стал занимать все здание. В процессе ремонта были расширены сцена и карманы, полностью компьютеризировано управление сценической механикой и световой аппаратурой, обновлены инженерно-технические коммуникации, появилась система фронтальной видеопроекции. Новые производственные и постановочные возможности открылись в связи с приобретением современного оборудования и музыкальных инструментов. Внешне изменились, став более торжественными, зрительный зал, фойе и гардероб, в их убранстве появились шикарные люстры, бархатные кресла, богатая отделка балконов и лож.

С этого момента началась новая современная эра жизни театра. Пост генерального директора заняла опытный управленец в сфере культуры Н.С. Глухова. Заботясь о сохранении культурных традиций, она пригласила к сотрудничеству главного дирижера и художественного руководителя А.М. Анисимова, который смог собрать вокруг себя единомышленников: молодых дирижеров Е.Д. Хохлова, В.А. Куликова, А.Е. Шамеева, художника Е.В. Соловьеву. Ответственность за профессиональный уровень балетной труппы взял на себя К.А. Шморгонер. С его приходом в самарский театр влилось немало талантливых выпускников пермской балетной школы.

Залог профессионального роста коллектива - постоянное расширение художественных границ, поиск новых форм, творческий эксперимент. Труппе необходим и постоянный художественный руководитель, и возможность работать с приглашенными постановщиками. Один из давних друзей самарского театра - режиссер Ю.И. Александров. Среди его работ, украшающих сегодня театральную афишу, оперы: «Князь Игорь», «Аида» и «Флория Тоска». «Мадам Баттерфлай» и «Травиата» идут в режиссерском прочтении зарубежных мастеров - Д.-М. Кеги (Швейцария) и К.-А. Лючия (Италия). Г.Г. Исаакян осуществил на самарских подмостках сценическое воплощение опер «Леди Макбет Мценского уезда» и «Кармен». Привлекательной для слушателей всех возрастов остается русская оперная классика: «Евгений Онегин» (режиссер В.С. Петров) «Борис Годунов» (режиссер Н.В. Чусова), «Сказка о царе Салтане» (режиссер И.В. Фадеев), «Пиковая дама» и «Снегурочка» (режиссер М.А. Панджавидзе).

Такая же тенденция сохраняется и в балете. Обогатили репертуар авторские спектакли К.А. Шморгонера: «Ромео и Джульетта», «Танго, танго, танго...», «Серенада» П.И. Чайковского и «Дама Пик» на музыку А.В. Чайковского. Шедевры классического балета, «Спящую красавицу» и «Баядерку», на самарской сцене возобновила петербургская балерина и педагог Г.Т. Комлева. «Анюту» на музыку В.А. Гаврилина воплотил на самарской сцене легендарный танцовщик и хореограф В.ВВасильев.

Благодаря инициативе художественных руководителей театра прошлых лет, озабоченных решением проблемы кадрового дефицита в условиях «закрытого», не имеющего консерватории города, стремящихся к сохранению и развитию исполнительских традиций, при театре были созданы хореографическая и хоровая школы. Эти учебные заведения призваны обеспечить качественное сценическое воплощение оперного и балетного репертуара, подготовить профессиональную смену. Ученики школ участвуют в спектаклях «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Кармен» и других.

В 2013 году открылась новая - камерная сцена театра, предоставившая возможность реализации спектаклей малых форм и проведения творческих вечеров солистов, концертов. Афишу камерного зала составляют преимущественно комические оперы: «Служанка-госпожа», «Волшебная флейта», «Медведь», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Исполняется и кантата К. Орфа «Кармина Бурана», проводятся театральные

.Являясь единственным музыкальным театром области, Самарский академический продолжает предлагать публике полюбившиеся ей оперетты и детские спектакли. Каждый год в период новогодних праздников театр готовит премьеру, ориентированную на маленьких зрителей. Яркими и запоминающимися музыкальными спектаклями были балеты «Доктор Айболит», «Маленький принц», «Малыш и Карлсон», «Чиполлино»; детские оперы «Старик Хоттабыч», «Сказка о попе и его работнике Балде»; мюзикл «Волшебник Изумрудного города» и музыкальная сказка «Бременские музыканты».

90-летний юбилей театр встречает с новыми молодыми руководителями: главный дирижер Е.Д. Хохлов и главный хормейстер М.В. Пожидаев работают в содружестве с опытными мастерами главным художником Е.В. Соловьевой и приглашенным главным балетмейстером Ю.П. Бурлака. Ими взят новый курс на привлечение в театр молодежи. За последние два года значительно обновлены оперная и балетная труппы, коллективы хора и оркестра. При сотрудничестве с В.А. Заренковым и Ю.А. Смекаловым на музыку М. Крылова осуществлены постановки балетов «Три маски короля» и «Back to life». Эти балеты вызывают дискуссии в кругу театралов и привлекают своей эпатажностью молодежную аудиторию. Интерес у новой публики вызывают и экскурсии по театру «Призрак оперы». Мастера сцены делятся своим опытом с юными вокалистами - только недавно в театре стартовала молодежная оперная программа, а в настоящее время становятся ощутимыми ее плоды.

В Самаре любят театр и гордятся им. Мало какой другой музыкальный театр провинции может похвастаться таким количеством литературных изданий о себе: к его 50-летиию была опубликована книга «Куйбышевский оперный», затем - «Одна любовь на всю жизнь»; позже вышли два тома «Истории в портретах», более 146 очерков, посвященных деятельности выдающихся музыкантов и артистов; существуют монографии о хореографах Н.В. Даниловой и И.А. Чернышеве, дирижере В.П. Белякове...

Сегодня в заглавных партиях оперных спектаклей выступают любимые публикой солисты Т. Гайворонская, Т. Ларина, И. Янцева, А. Лапа, А. Костенко, А. Невдах, Г. Цветков. В числе ведущих солисток балета: К. Овчинникова, М. Накадзима, В. Землякова; среди премьеров - С. Гаген, Д. Пономарев, К. Софронов. Талант молодых исполнителей позволяет театру праздновать свой юбилей, уверенно глядя вперед в преддверии новых достижений.

К юбилею Самарского академического театра оперы и балета в Самарском отделении СТД организован цикл концертов, посвященных творческим коллективам театра. В марте состоялся вечер «Оркестр Solo и Tutti», в апреле - «Балет Самара-Куйбышев-Самара», в мае - «ХОРоший концерт», а в знаменательный день 1 июня состоялся концерт солистов оперы «Эскизы к премьерам». В следующем сезоне планируется продолжить этот проект циклом вечеров памяти, посвященных выдающимся деятелям театра-юбиляра.

Фотогалерея