Не иссякнет золотая жила / Вспоминая Георгия Жемчужного

Выпуск №10-240/2021, Вспоминая

Не иссякнет золотая жила / Вспоминая Георгия Жемчужного

3 июня ушел из жизни Георгий Николаевич Жемчужный (Александрович), актер театра и кино, театральный режиссер, педагог, народный артист РФ. 60 лет назад он поступил в цыганскую студию при театре «Ромэн», единственном в мире театре-хранителе национальной культуры, и оставался верен ему на протяжении всей жизни. Путь Георгия Николаевича, можно сказать, был определен самой судьбой: его отец Николай Михайлович, которого по праву называют родоначальником талантливой династии, был не только известным композитором, но певцом, актером, поэтом. Ансамбль песни и пляски владимирских цыган при Владимирской областной филармонии, которым он руководил, всем запомнился по участию в таких фильмах, как «Табор уходит в небо» и «Мой ласковый и нежный зверь». Разносторонний талант отца унаследовал и Георгий Жемчужный, еще в годы обучения в студии принимавший участие во многих спектаклях театра «Ромэн», а затем постепенно, окончив режиссерский факультет ГИТИСА, не только начал заниматься режиссурой, но и стал полноправным литературным редактором, соавтором, автором либретто, драматургом. Ольга Сергеевна Александрович (Жемчужная), мать Георгия Николаевича, прославилась как темпераментная, яркая актриса и танцовщица...

Георгий Жемчужный за долгие годы работы в театре активно участвовал как артист в репертуаре, поставил много спектаклей, среди которых получили особенную популярность зрителей такие, как «Колдовская любовь», «Вива, Кармен», «Плясунья - дочь шатров», «Цыганка», «Безумие», «Олеся», «Тайна голубого камня», «Горячая кровь», «Исповедь цыганской скрипки», «Колокола любви».

С 1982 года Георгий Жемчужный начал преподавательскую деятельность в родном РАТИ-ГИТИСе (актерское мастерство), много и интересно снимался в кино (его дебют состоялся еще в 1968 году в фильме «Улыбнись соседу».

В одном из давних интервью Георгий Николаевич с неподдельной болью сетовал на то, что «нет современных драматических произведений для постановок. Многие десятилетия мы по крупицам выбирали цыганскую тему из классиков, «Ромэн» держался на творениях Пушкина, Льва Толстого, Гюго, Мериме и даже Чехова. Иссякла золотая жила». Это и заставляло Жемчужного кропотливо выискивать сюжеты, писать пьесы. И еще в одной проблеме видел он сложнейшую задачу: «Подбор национальных кадров. Раньше талантливых цыган для своего театра находили на гастролях: после очередного спектакля где-нибудь в Рязани выстраивались очереди желающих станцевать или спеть режиссеру...»

По мнению Георгия Николаевича, необходимо постоянно ощущать, что рядом есть пример бескорыстного служения искусству. Таким примером был и остался для него отец. До сих пор в репертуаре театра «Ромэн» значится: «Музыка из произведений народного артиста России Николая Жемчужного». И рядом на афише: «Постановка народного артиста России Георгия Жемчужного». А ведь существует мнение, что природа отдыхает на детях талантливых родителей.

«В нашей стране были созданы условия, в которых цыгане смогли раскрыть свой природный талант, - говорил Георгий Жемчужный. - С удивлением зарубежные гости узнают, что у нас есть свой театр, курс в РАТИ, что все мы имеем специальное образование. Поэтому фундаментальность была во всем. Готовясь к юбилею Александра Сергеевича Пушкина, мы изучили множество письменных источников и обнаружили, что русская и цыганская культуры переплетались столетиями. Например, чтобы понять Земфиру из «Цыган», нужно сначала понять Пушкина. Что для него цыгане? И почему в России XIX века композиторы и поэты стремились к проникновению в традиции нашего народа? Видимо, всегда привлекала глубокая связь с природой. Мы приходили в цивилизацию, как в гости: общались, радовали людей своим самобытным искусством, а потом возвращались к своим кострам. Цыган смотрит на небо, звезды, реку внутренним взором. Это наш мир. Он до сих пор помогает нам познавать истоки жизни и еще много того, о чем не расскажешь словами. Даже мы, жители Москвы, у которых маршрут дом - театр, театр - дом, ощущаем природу, как затонувшую Атлантиду. И огонь для нас - это не костер для приготовления шашлыков. Поэтому Пушкин плакал, слушая песни цыганки Тани. Не беречь себя, а сгорать сейчас, на глазах у публики - вот состояние нашей души».

В том давнем интервью Татьяне Улитиной Георгий Николаевич поведал любопытную историю: «Моя бабушка рассказывала, что наш предок занимал высокую должность где-то в Польше. Предание о знаменитом родственнике меня не убеждало. Понятно: письменных свидетельств у цыган никогда не было. Но в очередной приезд в недалекое зарубежье друзья подарили мне красочно оформленную книгу. Оказалось, это историческое исследование пребывания цыган в соседней стране. Открываю страницу - и вижу гравюру: упряжка медведей, на которой цыган приехал к королю. Это сцена передачи охранной грамоты Бартошу Александровичу (я ведь по маме Александрович). Бумага с гербовой печатью дает право ее владельцу вершить от имени государства все дела племени. Видимо, предок, получив три века назад охранную грамоту, постарался: всем последующим поколениям передал свое стремление ограждать людей от неприятностей, справедливо судить и любить ближних».

Именно в этом видел, ощущал всегда Георгий Жемчужный самую сокровенную суть цыганского искусства - веками манящего, завораживающего каждого, кто воспринимает душой мелодии, ритмы, темперамент и распахнутые сердца народа, разбросанного по всей земле. И, может быть, поэтому так остро ощущающего свое родство... Супруга Георгия Николаевича - подлинная звезда театра, кинематографа блистательная Екатерина Жемчужная. Ведущей актрисой театра «Ромэн» стала дочь Ляля, которую зрители запомнили в таких лентах, как «Цыганка Аза» и «Кармелита», внуки Андрей и Анастасия тоже успешно продолжают путь своих дальних и близких предков. Ни на ком из них природа не отдохнула - цыганская звезда из кочевой обратилась путеводной, надежной. Красивые, одаренные потомки будут уверенно продолжать свой путь, даря нам счастье сопереживания.

А Георгий Николаевич Жемчужный будет взирать с небес на их деяния, не давая нам ни на миг забыть его талант, обаяние, трудолюбие и верность традициям...

Фотогалерея