Душа, открытая миру и людям / XXII Международный театральный фестиваль «Радуга»

Выпуск №1-241/2021, Фестивали

Душа, открытая миру и людям / XXII Международный театральный фестиваль «Радуга»

В Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А. Брянцева состоялась традиционная «Радуга», за два десятилетия ставшая одним из самых значимых событий в культурной жизни северной столицы. Пандемия внесла свои коррективы в жизнь этого престижного форума. В 2020 году «Радуга» прошла в декабре, в 2021 году встреча состоялась в конце мая - начале июня. Привычные круглые столы и лекции дополнили два обсуждения спектаклей, которые провели А. Вислов, П. Руднев и Е. Авраменко.

А в остальном - много гостей и представителей российских театров, критиков, режиссеров. Завязываются новые отношения, радуются встречам давние друзья. Отменная организация, внимательные волонтеры, традиционная прогулка по Неве и экскурсия в Кронштадт.

Но, главное, это, конечно, программа фестиваля. 14 спектаклей, из них четыре зарубежных коллектива из Литвы, Абхазии, Греции. И феерическое выступление коллектива «THE NO SMOKING ORCHESTRA» во главе с Эмиром Кустурицей. Российские спектакли из семи городов (три работы московских театров), Екатеринбург, Воронеж, Буинск, Пермь, Барнаул, Новосибирск и спектакль устроителей - Санкт-Петербургского ТЮЗа имени А. Брянцева.

В основном были показаны работы российских режиссеров среднего поколения, которые активно ставят в Москве и городах России. Были продемонстрированы постановки тех, кто уже сегодня определяет лицо российского театра. Впечатления пестрые, что-то нравилось, что-то раздражало, что-то вызывало споры, но, несомненно, картина оказалась интересной. Имена Уланбека Баялиева, Юрия Муравицкого, Дмитрия Егорова, Романа Феодори, Андрея Прикотенко, Артема Устинова, Айдара Заббарова у многих на слуху. Их спектакли анализируют, награждают, приглашают на фестивали, самих режиссеров ждут во многих театрах на постановку.

Спектакли Уланбека Баялиева в третий раз показывают на «Радуге»: Вахтанговский спектакль «Гроза» из Москвы, «Зимняя сказка» в Брянцевском ТЮЗе. И новый «Железнова Васса мать» из Екатеринбурга. Спектакль суровый и нежный, обстоятельный и стремительный. Никакой мощной Вассы Железновой - на сцене моложавая интересная женщина, полная страстей и жизни, столкнувшаяся с жестокой действительностью, мечтающая о крепком доме, желающая оградить детей от мерзостей жизни.

Удивительно - в финале сойдутся три женщины, прижмутся друг к другу в поисках понимания и опоры: мать, дочь, невестка (Ирина Ермолова, Татьяна Малинникова, Ольга Мальчикова) - и возникнет перекличка со знаменитой мизансценой из «Трех сестер» Вл.И. Немировича-Данченко, пронзительной нотой в памяти зазвучат голоса сестер Прозоровых: «Если бы знать...» Эта мизансцена - отчаяния и поиска тепла и понимания отзовется темами и поисками русской литературы начала ХХ века, предчувствием скорой гибели мира, который так страшно, кроваво, жестоко обустраивают герои Горького во имя будущего - какого? Если бы знать...

Спектакль был уже показан на разных фестивалях, критики высоко оценили расчетливый режиссерский рисунок, холодную сдержанность, обыденность зла. Все то, что не может спасти от отчаяния.

Почти во всех представленных спектаклях обнаружилось стремление режиссеров максимально приблизить классические произведения к реалиям сегодняшней жизни. Отсюда желание переписать, дополнить, пересказать своими словами привычные тексты. На мой взгляд, такое осовременивание текстов, разрушая авторскую логику, вызывает недоумение, выглядит лишь «вставным номером», а газетно-плакатная актуальность не способствует созданию полноценного художественного произведения.

Так случилось в спектакле «Электра» Русского театра драмы им Ф.А. Искандера (Сухум, Абхазия), поставленном Артемом Устиновым. К трагедиям Софокла и Еврипида добавлены отрывки из философских трактатов Платона, которые смотрятся вставными номерами. А начало спектакля - рассказы современных бытовых историй участниками спектакля, никак с античным мифом не связанных, и вовсе вызывают недоумение. Хочу отдать должное Русскому театру из Абхазии, несколько очень разных и всегда ярких спектаклей которого мне довелось увидеть. История страдающей и одержимой жаждой мести Электры в мощном, эмоциональном исполнении Мадлены Барциц завораживает. Орест (Осман Ахтуба), Клитемнестра (Наталия Папаскири), Эгист (Саид Лазба), Кера (Лоида Тыркба) заставляют с неослабевающим вниманием следить за ними, вслушиваться в их аргументы, вместе с ними размышлять о справедливости, добре и зле, праве на решение вопросов о жизни и смерти.

Режиссер и художник-постановщик Юлиана Лайкова выстраивают мизансцены вокруг огромного круглого стола, который становится и лобным местом, и эшафотом, и мрачным каменистым пространством, враждебным человеку. В спектакле парадоксально соединяется высокая философия, неподдельная страсть, столкновение моральных принципов и мелочное, сиюминутное, приземляющее и умаляющее происходящее.

Думаю, ближе всего по общим устремлениям этот спектакль к работе Пермского коллектива «Театр-Театр», который обратился к «Антигоне», превратив миф в актуальную «оперу для драматических артистов» (композитор О. Шайдуллина). Художник-постановщик Даниил Ахмедов выстраивает две серые высокие стены, соединяющиеся углом. На эти стены будут проецироваться слова, которые поют актеры и массовка. К привычным коллизиям Креон-Антигона, Гемон, Исмена, добавляются выступления толпы, возмущенного народа, который требует, чтобы был решен вопрос с оплатой за электричество и за газ. Сразу вспомнился эпизод из жизни молодого «Современника», когда в пафосной сцене противостояния власти и борца с нею борец воскликнул: «Вы ответите за все ...» и вместо продолжения - «и за всех» оговорился: «и за свет». Молодой, остроумный партнер добавил - и за газ, и «расколовшиеся» актеры, не сумевшие сдержать смех, буквально «уползли» со сцены.

Вот и здесь неразрешимое столкновение государственной и личной ответственности, столкновение двух правд, каждая из которых гибельна, справедлива и порочна одновременно, приводят к сиюминутной актуализации, к современным аллюзиям, что от высокого и философского снижает к попытке угадать, против кого выступают создатели спектакля.

Спектакль поставлен одним из интереснейших режиссеров Романом Феодори, который демонстрирует великолепное владение формой, выстраивает интересные мизансцены, создает впечатляющий рисунок ролей и Креона, и Антигоны, заставляет следить за их схваткой с неослабевающим вниманием. (Увы, вопросы с программками остался открытым, поэтому во избежание ошибок не называю фамилий актеров. В хорошем общем буклете перечислены имена участников, а за программками предстояло «гоняться», не всегда их удавалось найти и успеть купить, а просто напечатать на листике действующих лиц и исполнителей и раздать прессе никому в голову не приходит).

Та же актуализация присутствовала и в спектакле Новосибирского театра «Старый дом» «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского в постановке Андрея Прикотенко. Текст, конечно, был переписан. «Инсценировка Андрея Прикотенко по мотивам романа Федора Достоевского «Идиот» указано в программке. Критики наперебой расхвалили спектакль, который был выдвинут в 11 номинациях на театральную премию «Золотая Маска». Получил ее исполнитель роли Ипполита Терентьева Тимофей Мамлин. Актерские работы, действительно, высокого класса. Анатолий Григорьев (князь Мышкин), Альбина Лозовая (Настасья Филипповна), Анастасия Пантелеева (Аглая Епанчина) буквально приковывают к себе. Действие происходит в узком замкнутом черном пространстве, которое один из критиков назвал «зеркальным тоннелем» (художник Ольга Шаишмелашвили). Томительно долгий, порой гипнотизирующий, порой раздражающий, соединяющий идеи и страсти героев Достоевского с современными реалиями, спектакль вконец изматывает зрителей. Странное, противоречивое, порой восхищающее, чаще вызывающее недоумение, чрезмерно затянутое зрелище оставляет много вопросов о путях воплощения на сцене классических произведений.

О «Старухе» Даниила Хармса в «Студии театрального искусства» (Москва) в постановке Сергея Женовача и в декорациях Александра Боровского, писали много. Восхищает сам прием, который идеально совпадает со структурой произведения Хармса. Убогие, скрюченные, лукаво-нахальные старушки, весело проваливающиеся в окна, снова и снова возникающие в дверях, ладные красивые парни - атлеты 1930-х. Милые барышни. Абсурдность и одновременно точность текста, прекрасно раскрывающая состояние героя повести. Спектакль идет без антракта полтора часа, но даже за это непродолжительное время прием успевает стать столь очевидным, что повторение уже грозит вызвать скуку. И начинаешь украдкой поглядывать на часы.

Спектакль «Человек из Подольска» по модной нынче и широко идущей по стране пьесе Дмитрия Данилова поставил Оскар Коршуновас в Вильнюсском городском театре Литвы, продемонстрировав и точность решения, и прекрасную игру актеров. Шарунас Зенкявичюс, Мариус Чижаускас, Гиедре Моккелюнайте, Мариус Репшис, Ритис Саладжюс виртуозно справляются со странным абсурдным текстом, заставляя снова и снова чувствовать глубину отчаяния героя, замученного обыденностью и безысходностью своего существования.

«Чернобыльская молитва» Никитинского театра из Воронежа по книге Светланы Алексиевич поставлена Дмитрием Егоровым скупо и строго. Исповеди героев, их рассказы о тех страшных событиях 1986 года перебиваются радостно-оптимистичными документальными кадрами о счастливой и перспективной жизни молодого города Атомграда. Хроника и воспоминания тех, кто прошел через чернобыльский ад, рождают подлинный трагизм. И только веселые «новогодние» разноцветные огоньки разгоняют мрак на сцене.

Спектакль «Лёха» по пьесе Юлии Поспеловой поставила Ирина Астафьева в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина. Поставила просто и бесхитростно, выгородив на сцене небольшое пространство, где стоят допотопный холодильник, старая плита, металлическая кровать, стол, покрытый клеенкой (сценография и костюмы Марии Рыковой). Скромная, устоявшаяся жизнь. История несостоявшегося счастья, рассказанная с юмором и горечью. Эта простота выразительных средств, тонко прочерченные характеры влюбленного деда (обаятельный Виктор Осипов, по-детски наивный и искренний) и своенравной соседки (Елена Адушева), тонкая материя любовных отношений притягивают неподдельным человеческим теплом.

Несмотря на карантинные ограничения, на фестиваль приехала актриса из Греции Рена Киприоти, которая страстно, глубоко проживая, предельно сдерживаясь, но и давая волю эмоциям, прочитала монолог, написанный Георгиосом Визиеносом «Грех моей матери». Театр «Дочери СОСО» показал спектакль «Считалка» режиссера Ж. Беркович по повести Тамты Мелашвили.

Театр «Человек» привез «Немого официанта» Г. Пинтера, однако странное решение режиссера Юрия Муравицкого, превратившего героев в неких роботов, их «механические» движения и бесстрастные голоса рождали недоумение.

ТЮЗ имени А. Брянцева представил спектакль «Дай найти слова» - инсценировку книги «Время сердца. Переписка Ингеборг Бахман и Пауля Целана», сделанную Екатериной Августеняк в режиссуре Андрея Слепухина. Этот спектакль предваряла лекция специалистов Гёте-института о творчестве крупнейших фигур немецкой послевоенной литературы Ингеборг Бахман и Пауля Целана.

Буинский государственный драматический театр показал спектакль «Покаяние» по пьесе Искандера Сиразиева в постановке Айдара Заббарова. Айдар Заббаров зарекомендовал себя одним из самых интересных и многообещающих постановщиков, но в данном случае слабая, вторичная драматургия не дала в полной мере раскрыться таланту режиссера. А работа ведущего актера и руководителя труппы, сильная, значительная, зажата рамками схематичного образа деревенского злодея, облаченного властью, принесшего много горя односельчанам в тяжелое военное время.

А завершить рассказ о фестивале хочу событием, которым фестиваль открылся. Это феерическое выступление коллектива «THE NO SMOKING ORCHESTRA» во главе с Эмиром Кустурицей. Немолодые седовласые музыканты и актеры, одетые в некое подобие военных френчей с эполетами и позументами, с такой страстью, с такой отдачей, с такой искренностью исполняли инструментальные композиции и песни, что «зажгли» большой зал Санкт-Петербургского ТЮЗа. Публика неистовствовала, кричала, плясала, как загипнотизированная ходила по пятам артистов, отправившихся между зрительских рядов. Наверное, это и есть смысл существования настоящего театра - теснейший эмоциональный контакт, душа, открытая людям и миру.

 

Фото предоставлены пресс-службами театров

Фотогалерея