У причала / III Международный фестиваль «Театральная гавань»

Выпуск №1-241/2021, Фестивали

У причала / III Международный фестиваль «Театральная гавань»

В городе-герое Новороссийске в июне в третий раз прошла «Театральная гавань» - 14 российских театров показали 18 спектаклей. Статус международного фестиваля поддерживал член экспертного совета Каро Балян из Армении - режиссер, директор Ереванского Шекспировского международного театрального фестиваля. В состав экспертного совета фестиваля вошли также видные теоретики и практики театра из Москвы, Перми, Краснодара и Ростова-на-Дону.

После каждого спектакля «Театральной гавани» проводились обсуждения - сначала со зрителями, а потом с членами экспертного совета. После подведения итогов каждый театр получил дипломы в разных номинациях, а также памятный приз - модель новороссийского маяка с афишами всех показанных спектаклей.

Много сил и душевного тепла отдали проведению «Театральной гавани» директор фестиваля Олег Геннадьевич Бередин (директор Городского театра) и арт-директор фестиваля, заслуженный работник культуры Кубани Евгений Леонидович Кушпель (художественный руководитель Новороссийского муниципального драматического театра имени В.П. Амербекяна). Фестиваль проводился при поддержке Министерства культуры Краснодарского края, Администрации города Новороссийска, а также партнеров - Союза театральных деятелей РФ (ВТО) и государственной программы «Большие гастроли».

Открылась «Театральная гавань» спектаклями Орского государственного драматического театра имени А.С. Пушкина, который приехал в Новороссийск на обменные гастроли. Утром шел «Гадкий утенок» по Андерсену, а вечером - «Мера за меру» Шекспира.

«Мера за меру» - одна из сложнейших и загадочных пьес великого драматурга. Он начинал писать ее как комедию, дошел до драматических, даже трагедийных высот, но закончил хэппи-эндом. Как уложить пятиактного Шекспира в полтора часа без антракта? Режиссеру-постановщику Каро Баляну это удалось, сюжет читается отчетливо, он внятно донесен до зрителей. На сцене слева под углом размещаются зеркала, как отражение жизни. Если их повернуть, зеркала становятся дверями. Справа небольшое возвышение, на нем и под ним тоже происходит действие. Зрелище максимально приближено к современному восприятию, события динамично сменяют друг друга. Костюмы преимущественно современные, их цветовая гамма, как и сценографии, - черно-белая. Но есть и вкрапления вызывающе красного. Это головные уборы стражи и тюремщиков, а также красные трусы у шута. Персонажи поют под гитару, цитируют другие произведения Шекспира. Получилось ироничное зрелище, порой веселое, порой грустное. И главное, заставляющее зрительный зал задуматься, а не о нас ли это? Театр из Орска награжден дипломом фестиваля в номинации «За актуальную интерпретацию классики».

Краснодарский молодежный театр привез спектакль «Звериные истории» по пьесе американского драматурга Дона Нигро и получил самую высокую награду - диплом «За лучший спектакль фестиваля».

Пьеса включает 11 историй о животных и птицах, под которыми подразумеваются люди. По мнению драматурга, эти диалоги, монологи, тройные сценки режиссер может компоновать в любой очередности. Подсказкой воспользовался режиссер спектакля Даниил Безносов. Изменив последовательность историй, постановщик к финалу нагнетает ощущение приближающейся смерти персонажей, а затем и гибели всей цивилизации. Действие происходит то ли в подземном переходе, то ли в каком-то бункере. Изредка переносясь то в комнату, то в фитнес-клуб. Режиссеру удалось показать, какой именно психотип человека спрятан за образами животных. Так Утконос, с его жалобами на жизнь, появляется в инвалидном кресле. А Летучий мышь, висящий вниз головой, оказывается на допросе у следователя. В финале два Лемминга идут неизвестно куда, а на самом деле спешат к пропасти, где их ждет смерть. К ним постепенно присоединяются все участники спектакля. И уже не идут, а бегут. Быстрее, быстрее и быстрее...

Пермский театр «У Моста» представил «На дне» Максима Горького. На спектакле невозможно расслабиться ни на секунду, действие захватывает и погружает зрителя в самые глубины горьковского подземелья. Актеры уже за день до спектакля прошлись по улицам Новороссийска в своих сценических костюмах, приглашая туристов посетить этот необычный спектакль.

Для режиссера Сергея Федотова одним из важнейших факторов работы с материалом является создание абсолютно точной атмосферы, в данном случае, беспроглядной нищеты и человеческого отчаяния. Зритель наблюдает живые картинки из жизни настоящей ночлежки с едким запахом лука, кислых щей и дешевой водки. Здесь живут, дерутся и умирают отверженные, «лишние» люди с ворохом неотвеченных обид за спиной. Никто из них не хочет ни прощать, ни изменяться. Каждый из актеров настолько точен в воплощении своей роли, что весь коллектив предстает идеально слаженным часовым механизмом.

Появление странника Луки в блистательном исполнении Сергея Мельникова вносит светлый луч в жизнь обитателей ночлежки. Тихо и ненавязчиво он всех прощает, понимает и принимает, для каждого у него находятся правильные слова, и, как странствующий философ, в конце пьесы уходит в поисках «новой веры». Лука исчезает как сладкий волшебный сон, испаряется как рассветная дымка за тусклым окном.

Лишь Актер, единственный из всех, ненадолго перестает пить и зарабатывает свои первые честные копейки, ведь он верит Луке, что есть волшебное место, где лечат «организмы, отравленные алкоголем», но кончает жизнь самоубийством. Последнюю фразу: «Испортил песню, дурак!» - Сатин бросает с сожалением и сочувствием к ушедшему другу. Зачем же убивать себя, если ты ценен сам по себе? Ведь «Человек - это звучит гордо!»

В финале звучит песня волжских босяков:

«Как хотите, стерегите,

Я и так не убегу.

Мне и хочется на волю -

Цепь порвать я не могу».

Эта песня, записанная Горьким для пьесы «На дне», звучит как страшное предупреждение всем нам. Но при этом режиссеру удается каким-то непостижимым образом оставить шанс на светлое будущее и веру в Человека! Пермский театр «У Моста» награжден дипломом в номинации «За театр как явление».

Новошахтинский драматический театр сыграл «Фауста» (режиссер-постановщик и автор литературной композиции - Михаил Сопов), поставленного по первой и второй частям бессмертной трагедии Гете. Также в спектакль включены тексты Марло, Данте, Пушкина, Клингера, Томаса Манна, Кизера, народные предания и легенды, связанные с Доктором Фаустом. Получилось мощное феерическое зрелище, стремительная смена эпизодов которого не дает опомниться зрителю. Мефистофель предстает в спектакле в женском облике. Кто же еще может столь умело соблазнить мужчину, как ни женщина? Спектакль новошахтинцев награжден дипломом в номинации «За безудержность творческого поиска».

Частный театр «Человек в кубе» (Ростов-на-Дону) показал два спектакля, оба в жанре поэтического театра (режиссер-постановщик Катерина Рындина). Первый - «Повесть о Сонечке» по прозе Марины Цветаевой - построен как диалоги и монологи героинь, Софьи Голлидэй и Марины Цветаевой. В центре сцены несколько стульев, два чемодана, а по краям два обрамленных проема (дверь, окно?), подвешенные на веревках и слегка покачивающиеся. Напоминает вход в два мира, которые никогда не соединятся. Цветовая гамма сценографии черно-серая. Это фон для яркой, темпераментной игры Валерии Василенко (Сонечка). И совсем другая, сдержанная актерская манера у Анны Кривонос (Марина). Персонажи в спектакле контактируют между собой только через зрительный зал, не пересекаясь даже взглядами. А когда сидят на стульях, то спиной друг к другу.

Второй спектакль этого театра - «Крысолов» по поэме Марины Цветаевой.

Перед зрителями предстает наполненное музыкой пластически-поэтическое действо. Мы видим пять актрис в черном трико с дырками, словно прогрызенными крысами. Актрисы движутся в ритме стихотворных строк, читают стихи, рэп, исполняют акробатические этюды. Режиссер в пластике выразил страстные цветаевские строки, донося до зрителя сюжет легенды, лежащий в основе поэмы. Театр попытался связать этот старинный сюжет с внешними реалиями нашей жизни. Например, отказ Крысолову в невесте проходит как телевизионное ток-шоу. Театр «Человек в кубе» награжден дипломом фестиваля в номинации «За верность выбранному творческому пути».

К поэтическому театру прикоснулись и хозяева фестиваля - Новороссийский муниципальный драматический театр имени В.П. Амербекяна. Они показали спектакль «Простить себя» по стихам и биографии Анны Ахматовой (режиссер-постановщик Оксана Половинкина). На сцене деревянный помост, на нем стол и три табуретки. И женщины в темных рубищах (народная артистка Республики Северная Осетия-Алания Виктория Десятова, Елена Вербицкая и Диана Сковрунская). Свечи, звон колоколов, гадания над чашей с водой... И великие стихи, и письма, и записки Анны Ахматовой. Получился щемящий, трогающий зрителя до глубины души спектакль. Особенно остро реагируют в зале на финальные сцены, в которых говорится о тюремной судьбе сына поэтессы Льва Гумилева.

Показали новороссийцы и спектакль «Охота жить» по рассказам Василия Шукшина (режиссер-постановщик Георгий Цнобиладзе). Театр остановился на семи рассказах: «Светлые души», «Владимир Семеныч из мягкой секции», «Сапожки», «Степка», «Космос, нервная система и шмат сала», «Танцующий Шива» и «Охота жить». Во всю ширину сцены, даже занимая место перед порталами, сушится белье. И артисты зачастую попадают на сцену, продираясь через простыни и пододеяльники. Белье как изнанка жизни? И эту изнанку, словно подсмотренную сквозь замочную скважину, нам и покажут. Покажут с юмором, добрым отношением к персонажам. Актеры не пытаются воссоздать алтайский говор, мелодику речи своих героев. И делают это осознанно, перенося действие на условную российскую почву. Каждый играет по нескольку ролей, переходя из рассказа в рассказ, так что зритель ощущает это единой, непрерывающейся линией жизни. Актеры не играют, а кажется, живут на сцене, до того они искренни и правдивы. Особенно заметен заслуженный работник культуры Кубани Евгений Кушпель. Занятый в четырех рассказах, он задает тон всему спектаклю. Новороссийский театр награжден дипломом в номинации «За творческую самоотверженность, профессиональное самосовершенствование и подвижничество».

Таганрогский камерный театр (ТаКТ) тоже представил два спектакля (режиссер-постановщик Нонна Малыгина). «Загнанная лошадь» по пьесе Франсуазы Саган привлекла блистательным актерским ансамблем, детальной разработкой ролей, созданием удивительной атмосферы происходящего. Вторая работа - комедия с элементами театра абсурда «Баба Шанель» по пьесе Николая Коляды. В самодеятельный женский фольклорный коллектив (его участницам от 70 до 90 лет) приходит новая, только что вышедшая на пенсию участница. И руководитель хора «Наитие» берется за продвижение ее на первый план. В спектакле есть и шутки, и юмор, и комедийные положения, на которые зал отзывается смехом. Но это смех сквозь слезы. В ТаКТе нет актрис пенсионного возраста, это молодой театр. Поэтому роли пожилых персонажей исполняют молодые актрисы и актеры. Когда смотришь искрометную, полную юмора игру Александра Коваля (Нина) и Константина Илюхина (Капитолина Петровна). Не отстают от них и Людмила Илюхина (Тамара), и Екатерина Власова (Сара Абрамовна). В спектакле при всей его яркой форме присутствует психологическая глубина и достоверность. И совершенно неожиданный для такого зрелища финал - тонкий, добрый. Старушки приходят к взаимопониманию, проникаются симпатией не только друг к другу, но и к «пришлой и чужой» Розе Николаевне (Светлана Липова), прощают своего руководителя Сергея Сергеевича (Владимир Волжин). ТаКТ награжден дипломом в номинации «За яркость решения и глубокий психологизм».

Московский драматический театр на Перовской показал «Метель» по А.С. Пушкину (режиссер Гульнара Галавинская), обозначив жанр спектакля как «фантазии и сны». Действие происходит между иллюзией и реальностью. Благодаря сценическому решению снежных барханов, постоянно меняющихся пространственных декораций-трансформеров и песочной анимации у зрителей не проходило ощущение реальной метели. В этой неповторимой атмосфере сценического вихря все лаконично и продумано. Связь драматического и комичного вписывается в классический пушкинский сюжет. Вместе с героями зритель пытается ответить на главный человеческий вопрос - являемся ли мы создателями своей судьбы или нас ведет невидимая рука Творца? Снег воспринимается в спектакле как смысловая метафора непостоянства и хрупкости жизни. Рассказчик в исполнении Михаила Малинина ведет персонажей по лишь ему одному ведомому пути, нарезая снежинки судьбы и не забывая при этом обращаться к зрителям - то даря одной из зрительниц букет цветов, то забирая цветы обратно, чтобы вернуть своим героям. Органичны в сценическом рисунке декорации, которые участвуют в действии наравне с актерами. Беседка превращается то в храм, то в движущуюся карету. Обычная стремянка становится часовней и местом встречи влюбленных, а чемодан Рассказчика символизирует ящик Пандоры, в котором скрываются дороги, церкви и настриженная рукопись пушкинской повести. Утонченное кружево музыкальных номеров в исполнении скрипки и флейты, предстающих в образе античных муз, дополняет атмосферу спектакля. Здесь все подчинено символам, где персонажи пытаются созидать свою судьбу, но в результате играет ими сама жизнь. Решающим моментом становится эпизод, когда Марья Гавриловна и Бурмин перестают подчиняться Рассказчику, и он ничего не может с ними сделать, продолжая лишь радоваться, что они находят свой собственный путь. В финале Рассказчик (Пушкин?), достав из чемодана заветный пистолет, осматривает его и произносит:

«Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

И уходит в мерцающий потусторонний портал. Становится понятно, что эта история о Пушкине, который поставил столь глобальные вопросы, что сам не смог найти на них ответы... Спектакль Московского драматического театра на Перовской награжден дипломом в номинации «За стремление выстроить диалог эпох».

Волгоградский музыкально-драматический казачий театр показал комедию о любви «Эти свободные бабочки» Леонарда Герша. Пьеса, когда-то широко шедшая на Бродвее, а потом захватившая и российскую сцену, с первого взгляда кажется самоигральной. Гершем великолепно прописаны все коллизии, выявлены комедийные ситуации. Кажется, бери да играй. Но театру еще надо наполнить жизнью этот драматургический материал. Что и сделали волгоградцы с любовью и уважением к первоисточнику. Режиссер-постановщик спектакля Алексей Серов выступил и как сценограф, визуально погрузив зрителей в Америку начала 70-х (пьеса написана в 1972 году). Достоверно все, спектакль наполнен музыкой тех лет. В основном действие держится на двух артистах - Александре Рыжманове (Дональд Беккер) и Марии Мирошиной (Джил Тэннэр). Слепой юноша, мечтающий о карьере певца и композитора, влюбился в случайную соседку по съемной квартире. Как сложатся их отношения?

Волгоградский музыкально-драматический казачий театр награжден дипломом в номинации «За стремление говорить со зрителем на одном языке».

Лирическая комедия «Сирена и Виктория» по пьесе Александра Галина, сыгранная Русским государственным драматическим театром имени А.С. Пушкина (Республика Адыгея, Майкоп) отмечена дипломом в номинации «За сохранение традиций русского театра в национальной республике».

Альметьевский татарский драматический театр представил на фестивале спектакль по пьесе бразильского драматурга Гильерме Фигейредо «Эзоп». Режиссер спектакля Денис Хуснияров перенес место действия на песчаный пляж, которым стали несколько тонн полимерных гранул, с гигантской спасательной вышкой под мерцающими древнегреческими буквами. Национальный колорит постановки, которая шла на татарском языке (с субтитрами), обогащал происходящее действие иносказанием и аллегориями. Эзоп находится в рабстве у Ксанфа, этакого мажора с Рублевки, все время щеголяющего в золотых одеждах и часами танцующего или играющего в теннис со своим партнером Агностосом. Его жена Клея проводит время в неге и развлечениях. Кажется, что мы находимся на клубной тусовке на Ибице, где царят свои законы и правила. Эзопу не нужны ни корона, ни дорогой костюм, ни блага элиты, он живет только страстью обретения свободы. Ксанф же делает с ним все, что захочет. Может надеть Эзопу на голову блюдо, высечь без причины, поменяться с ним одеждами ради смеха, продать его или даже проиграть на спор. Но Эзоп постепенно переворачивает устои этого дома, который погряз в мнимом благополучии. Мудрый человек, который, будучи рабом, не мог открыто выразить свои мысли, вынужден высказываться посредством басен. При этом ни разу не улыбнувшись под маской шута. Когда Ксанф ввязывается в пьяный спор и проигрывает все свое имущество, лишь Эзоп помогает ему вернуть и богатство, и жену. Но Ксанф не сдерживает своего обещания освободить рассудительного раба.

Жанр спектакля - «извечный спор». Спор как выбор между духовным и материальным, между рабством и свободой, между шутом и мудрецом, обществом и бомондом. Если и есть свобода, то где ее границы, каково определение свободы как духовного уклада человека? Спектакль метафоричен. В нем показывается как в кривом зеркале и современное расслоение общества, и слом его нравственных ориентиров. В финале Эзоп снимает свой клоунский нос и, как маленький ребенок, наслаждается игрой с песчинками. Он отвергает любовь Клеи, которая предлагает ему спасение посредством обмана, но оставив при этом рабом. Эзоп восклицает: «Я свободен! Прочь с дороги! Где ваша пропасть для свободных людей? Я пойду туда сам!» И могучий поток песка погребает его под своим дождем. Альметьевский татарский драматический театр награжден дипломом в номинации «За вклад в популяризацию современного театра на национальном языке».

Астраханский ТЮЗ показал «Мертвые души», заявив жанр спектакля как «фантазии на тему одноименной поэмы Н.В. Гоголя». Автор инсценировки и постановщик Андрей Радочинский уложился в один час сценического действия.

Дорога из мешковины начинается почти во всю ширину сценической площадки и уходит по заднику куда-то вдаль. Сверху свисают веревки, и создается ощущение, что с них только что сняли повешенных. Слева конторка, на ней свечечка, иконка. Слышится бормотание, как будто молитвы... Прислушавшись, понимаешь - да это же текст «Мертвых душ»! Появляется Чичиков - молодой элегантный господин, рассказывающий зрителям о своем предприятии по покупке мертвых душ, предлагая поучаствовать в торгах. И в зале находятся желающие! Это три помещика - Манилов, Плюшкин и Собакевич. Чичиков торгуется по-деловому жестко, а когда сделка уже состоялась, - щелчок пальцами, и помещики, повиснув на невидимых нитях как марионетки, становятся слугами Чичикова - селифанами. Становятся и мертвыми душами. Недаром на их костюмах висят бирки, как в морге. Ноздрева в этой компании нет, он-то мертвых душ не продавал! Долго пришлось уговаривать и Коробочку, а все-таки и ее душу Чичиков заполучил. И птица-тройка, управляемая Чичиковым, где лошади - это Манилов, Плюшкин и Собакевич, уже летит по России. Кажется, это сам Люцифер летит с тремя чертями. Спектакль Астраханского ТЮЗа награжден дипломом в номинации «За лаконичность формы и точность существования».

Необычен и трагический фарс «Вторая смерть Жанны дꞌАрк» по мотивам пьесы болгарского драматурга Стефана Цанева, показанный Орловским государственным театром для детей и молодежи «Свободное пространство» (режиссер Сергей Пузырев).

В тюрьме оказывается бродячая артистка, выдающая себя за Жанну. Сама-то Жанна давно погибла в бою... Сыграет ли свою последнюю роль новоявленная Жанна (Ольга Виррийская)? Сожгут ли ее на костре? К ней приходят то Бог (Альберт Мальцев), то Палач (Владимир Козловский). А тюрьма ли это? Она слишком напоминает сумасшедший дом... Театр «Свободное пространство» награжден дипломом «За лучший актерский ансамбль фестиваля».

Глубокое впечатление по эмоциональному воздействию произвел спектакль «Однажды в Венеции... никто не умер», который показал «КНЕБЕЛЬ ТЕАТР / МИШИНЛаБ» (Москва). Это вторая часть проекта «Письма Евы к прохожему». Первая часть, «Черная невеста», уже нашла своего преданного зрителя. А третья, «Пишу в пустоту, или Дом с привидением», еще готовится. Руководитель театра Константин Мишин называет себя консультантом проекта, как бы отступая на второй план и отдавая все лавры Ире Гонто - актрисе, драматургу и поэту.

На сценической площадке несколько ширм, обтянутых мешковиной. На одной из них загадочная картина со старинными домами, окруженными водой, как будто плывущими. Может быть, это Венеция? Картина, обладающая магией живописи, притягивает внимание зрителя. А далее, когда актриса выйдет на сцену, возникнет магия стиха, музыки, пластического жеста. Из реквизита - ткань цвета морской волны, легкий, невесомый велюр. Чем только она ни становится - и плащом, и озером, и слезами, вытекающими из глаз героини... Завораживают движения актрисы, ее стихи, голос аккордеона. Кирилл Семенцов не просто аккомпанирует, а импровизирует вместе с Ирой Гонто, становясь сотворцом спектакля. Чуткий зритель поймет, что спектакль о судьбе женщины, ее взаимоотношениях с мужчинами и всепоглощающей тяге к брутальным мерзавцам. Еще о побеге в Венецию, где она пытается забыться в тамошнем карнавале.

Ира Гонто в одном из своих интервью сказала: «Мир во всей его полноте и подвижности можно только станцевать! ˂...˃ Мертвое не чувственно. В неподвижности нет души». Спектакль награжден дипломом в номинации «За новые театральные горизонты».

Отшумел III Международный фестиваль «Театральная гавань», участники разъехались со своими наградами, но оставили здесь частицу своего сердца. Кто-то нашел новых друзей, кто-то восхитился работами коллег, а кто-то просто влюбился в Новороссийск.


Фото Эльхана АЛЕКПЕРОВА и из архива фестиваля

Фотогалерея