Профессиональный дебют в Ярославле / XII Молодежный фестиваль «Будущее театральной России»

Выпуск №1-241/2021, Фестивали

Профессиональный дебют в Ярославле / XII Молодежный фестиваль «Будущее театральной России»

Весной столица Золотого кольца России Ярославль становится и молодежной театральной столицей. Традиционно в программе Молодежного фестиваля «Будущее театральной России», в двенадцатый раз отшумевшего на сценах Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова и Учебного театра Ярославского государственного театрального института, учебные спектакли нынешних выпускников ведущих российских вузов искусств Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Екатеринбурга, Саратова, Уфы, Хабаровска, Ярославля.

Фестивальная жизнь в период пандемии вынуждена брать паузу или уходить в онлайн. Ярославскому фестивалю повезло, его время оказалось между волнами пандемии. И глядя на радостные лица студентов, ощущая праздничное настроение зрительного зала, думалось, что ковидные времена позади, что вирус оставил нас навсегда. Спектакли фестиваля рождались в ситуации локдауна, что, казалось бы, не могло не сказаться на их качестве, на посыле, на идейной, эмоциональной, энергетической заряженности. Однако творческий иммунитет театральных школ оказался устойчивым. Фестиваль учебных спектаклей, как единство творческого и образовательного процесса, в очередной раз показал профессиональную состоятельность молодых актеров, послужил своеобразным индикатором формирования, воспитания творческой личности, уровня ее профессиональной оснащенности, обученности.

Особенностью этого фестиваля, важной его составляющей стала Всероссийская актерская биржа, дающая начинающему актеру уникальную возможность определиться с выбором дальнейшего пути в профессии, встретить своего режиссера, найти свой театр. Создание актерской биржи, старт ее работы - важнейшая задача для организаторов фестиваля Министерства культуры России, Правительства Ярославской области, Театра имени Федора Волкова и Ярославского государственного театрального института. Включив в свою работу Всероссийскую актерскую биржу, Молодежный фестиваль «Будущее театральной России» не только занял особое место в ряду многочисленных театральных фестивалей учебных спектаклей, но и стал инструментом решения наболевшей проблемы трудоустройства выпускников театральных вузов. Актерская биржа еще в начале своего пути, но уже и на этом этапе десять российских театров предложили работу выпускникам театральных вузов.

В день открытия фестиваля состоялся «Диалог о театральной школе», важный и острый разговор о сегодняшнем дне российской театральной школы, о ее успехах и проблемах. Два народных артиста России, два профессора, два ведущих мастера российской театральной школы ректор Театрального института имени Бориса Щукина Евгений Князев и профессор Ярославского государственного театрального института Александр Кузин вели разговор со студентами театральных вузов о традициях и современных смыслах театральной школы как системы координат, в которой формируются будущие актеры. Евгений Князев, активно разделяющий позицию Вс. Э. Мейерхольда в том, что школа должна быть консервативной, свое напутствие студентам сформулировал так: «Никакой талант, никакие новаторства и ухищрения не помогут вам, если вы не знаете элементарных для профессии вещей, которым нужно обучиться: внимание, физическое самочувствие, перемена отношения к месту действия и к предмету, оценка факта. Если вы этому научитесь в институте, будете потом пользоваться в течение всей своей жизни. Хотя, конечно, без способностей можно долго про это слушать, соединять все эти элементы системы, но все равно ничего не получится...» Для Александра Кузина главное - умение учиться, это остается с человеком на всю жизнь, и в школе не только нужно пройти обучение «от первой до последней буквы», но нужно научиться учиться: «Это, пожалуй, самое сложное. Надо научиться получать от учебы удовольствие. Поначалу кажется, что мы какими-то глупостями занимаемся: все время у нас какие-то упражнения, бегаем друг за другом, мячики бросаем. На самом деле все сложнее. Время не стоит на месте, и наша школа развивается вместе с нами. Казалось бы, все книжки уже написаны, все уже ясно. И каждый раз начало - самое трудное... Кто такой педагог? Педагог - это повзрослевший ученик. Мы продолжаем учиться сами».

А вечером фестиваль, который студенты, педагоги и зрители традиционно называют энергичной аббревиатурой БТР, ворвался под барабанный бой театрализованным перформансом сначала на площадь перед Театром имени Федора Волкова, а потом и на его сцену. Фестиваль открылся ярким, буквально фонтанирующим вахтанговской театральностью спектаклем Театрального института имени Бориса Щукина «Играем "Дурочку"» (режиссер Валерий Маркин, художественный руководитель курса Нина Дворжецкая), в основе которого известная пьеса Лопе де Веги. Корреспондент фестивальной газеты «Отсебятина» Лейла Салимова описывает эту увлекательную «игру в пьесу» как буйство эмоциональных красок и сочного испанского колорита, настойчивое, смелое преодоление в игровой стихии границ психологического театра во всей его натуралистичности и правде чувств: «Под узнаваемые испанские мелодии и ритмы (композитор Анастасия Тереля) разворачивается игровой стихийный мир, природа которого далека от психологического натурализма, но максимально приближена к импровизационной легкости, позволяющей свободно существовать внутри заданного рисунка роли».

В афише фестиваля представлены буквально все московские государственные театральные школы, что говорит и о масштабе фестиваля, и о его значимости для педагогического сообщества театральных школ. И если Российский институт театрального искусства - ГИТИС, Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина, Школа-студия (институт) им. Вл.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. Герасимова, Российская государственная специализированная академия искусств и уже упомянутый выше открывший фестиваль Театральный институт имени Бориса Щукина - традиционные участники ярославского фестиваля, то Московская театральная школа Олега Табакова - дебютант, в контексте выпускников российской театральной школы она впервые. Чтобы фестивальное сообщество могло увидеть, чему и как учат в самой молодой театральной школе Москвы, Школа Табакова привезла на фестиваль не учебный спектакль, а класс-концерт. Каскад концертных номеров впечатление произвел, однако учебного драматического спектакля для полноценного дебюта не хватало. Высшая школа сценических искусств (Театральная школа Константина Райкина) - единственный российский негосударственный театральный вуз, творческий авторитет которого бесспорен, обеспечен педагогическим, режиссерским, актерским талантом ее лидера. В спектакле «Свои люди - сочтемся» (режиссер Полина Райкина) герои А.Н. Островского помещены в современное пространство. Стало ли это ключом, открывающим сегодняшние смыслы классического текста? На этот вопрос однозначного ответа фестиваль не нашел. Очевидно лишь то, что Школа Райкина идет своим путем внутри системы российского театрального образования и делает это уверенно, ярко и убедительно с точки зрения педагогического инструментария. Спектакли, показанные московскими школами, доминировали в афише количественно (половина фестивальной афиши), демонстрировали верность традиции («Жестокие игры» А. Арбузова, Училище им. М. Щепкина), инициативность молодых актеров, умение работать самостоятельно («Метод» Ж. Гальсерана, ВГИК), стремились к новациям и пластической выразительности («Гамлет» У. Шекспира и «Город К» по мотивам пьесы А.Н. Островского «Гроза», ГИТИС), встречали зрителя традиционным для сегодняшнего дня сценическим прочтением У. Шекспира («Двенадцатая ночь» У. Шекспира, Школа-студия МХАТ). Особое место занимают арбузовские «Жестокие игры» (режиссер Анна Башенкова) в исполнении студентов Российской государственной специализированной академии искусств, уникального вуза, позволяющего людям с ограниченными возможностями здоровья получить полноценное высшее образование в сфере искусства. Каждый год спектакли этого вуза становились потрясением, одним из главных событий фестивалей. И в этот раз так. «Пьеса А. Арбузова "Жестокие игры" - это пьеса о тишине, о пустоте, о холоде, - пишет корреспондент фестивальной «Отсебятины» Ася Широкова. - Пьеса о людях, которые не слышат. Пьеса о людях, которые не слышат в первую очередь себя. Вот и на сцене ЯГТИ сегодня нет слов. Есть только взмахи рук. Есть только попытки зацепиться за других и вместе "всплыть на поверхность". Есть только попытки перестать тонуть...»

Российский государственный институт сценических искусств (Санкт-Петербург) привез на фестиваль два спектакля - «А зори здесь тихие...» по повести Б. Васильева и «Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева. История о последних днях, часах, минутах жизни молодых людей, приговоренных к смерти, в режиссуре Анджея Бубеня стала заметным событием фестиваля. Премьера спектакля состоялась в сентябре 2019 года, тогда студенты сделали первый шаг в актерскую профессию. На сцене Волковского театра фестивальный зритель увидел целостное режиссерское высказывание, уверенно существующих в профессии молодых актеров. «Мы рады, что смогли этот спектакль еще немного поиграть, - говорит А. Бубень, - Это для них важный опыт. Я считаю, что дипломный спектакль - это для студентов, а не для режиссера. Я там нужен как человек, который им должен дать максимальную школу, - школу на перепутье разных школ. Чтобы они понимали, что мир не зацикливается на одной фамилии и на одной системе. Мне кажется, они эту школу освоили очень неплохо».

Ярославский государственный театральный институт и один из организаторов фестиваля, и его участник. Пластический спектакль для взрослых «Странные сказки Эрнеста Теодора» в исполнении выпускного курса артистов театра кукол (режиссер Наталия Степаненко, хореограф Мария Качалкова, художественный руководитель курса Анастасия Борисова) - зрелище яркое, завораживающее, зритель видит «превращение» артиста в куклу. Спектакль, как и мир Гофмана-романтика, живет на границе фантастического и реального. Спектакль выпускного курса артистов драматического театра и кино «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова (режиссер и художественный руководитель курса Олег Нагорничных) - история о «плохом хорошем человеке», последнее режиссерское высказывание, последняя творческо-педагогическая работа безвременно ушедшего из жизни Олега Нагорничных, талантливого режиссера-педагога, одного из лидеров современной ярославской театральной школы.

Отметим, что пластические спектакли в афише стали отличительной особенностью этого фестиваля. Кроме ГИТИСа и ЯГТИ, пластическую оснащенность своих выпускников демонстрировал и Хабаровский государственный институт культуры (пластическая драма «Сотворение», режиссер Михаил Васюков, художественный руководитель курса заслуженный артист России Вадим Гогольков). Хабаровский и гитисовский спектакли вызвали во время обсуждений дискуссию о сомнительности пластических постановок в афише фестиваля, презентующего прежде всего профессиональную подготовку драматического актера.

В афише фестиваля три спектакля по текстам Шекспира. Интерес театральной школы к английскому классику закономерен. Шекспировскую тему открыл спектакль Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова «Аз» (режиссер Дарья Жигулева, художественный руководитель курса народная артистка России Тансулпан Бабичева). Режиссер с большой фантазией предлагает многосложный сценический текст, в основе которого фрагменты трагедий «Жизнь Тимона Афинского», «Трагическая история о Гамлете, принце датском», «Король Лир» и «Ричард III». Актеры живут в игровом пространстве азартно, пластично, не пряча свое «я» за персонажа, постигая азы природы шекспировского театра.

Спектакли Воронежского государственного института искусств («Горе от ума» А.С. Грибоедов), Екатеринбургского государственного театрального института («В добрый час» В. Розов) и Театрального института Саратовской государственной консерватории им. Л. Собинова («Дураки на периферии» А. Платонов) объединяет стремление не только использовать в творческо-педагогическом процессе театральной школы проверенный временем текст, но и в технике его сценического воплощения твердо придерживаться традиции.

Фестиваль театральных школ трудно представить без образовательной программы, в которой доминируют мастер-классы. Программу мастер-классов БТР-2021 открыла Полина Райкина, педагог по мастерству актера Высшей школы сценических искусств (Москва). Студенты из Воронежа, Уфы, Хабаровска и Ярославля постигали технику взаимодействия с партнером. Затем прошел двухдневный мастер-класс по сценическому фехтованию и сценическому бою «Взгляд из будущего». В спортивном зале ЯГТИ встретились учитель и ученик - Андрей Ураев (Высшая школа сценических искусств, Школа-студия МХАТ) и Виталий Новик (ЯГТИ), ведущие мастера сценического боя и фехтования российской театральной школы. Профессор, народный артист России Александр Кузин (ЯГТИ) и его курс провели тренинги, направленные на развитие внимания, работу с партнером и импровизационное самочувствие.

В рамках off-программы в формате вопрос-ответ прошли творческие встречи зрителей и участников фестиваля с режиссером и театральным педагогом Анджеем Бубенем и художественным руководителем Театра имени Федора Волкова, заслуженным артистом России Сергеем Пускепалисом. А. Бубень говорил о феномене театральной школы, о современных методиках воспитания актера: «Я считаю, что студенты должны иметь такой чемоданчик, в котором есть очень много инструментов, которыми они могут владеть. Мир меняется, искусство меняется, театр тоже меняется, а если он меняется, значит, меняется способ работы с актером. И так, как актеры работали десять-пятнадцать лет назад, они уже не работают, если мы считаем, что театр развивается».

Сергей Пускепалис, отвечая на вопрос зрителя о целях фестиваля «Будущее театральной России», назвал его самым главным звеном годовой работы студентов, подчеркнув, что показ дипломного спектакля на зрителя - важный и завершающий этап обучения в театральном институте, и БТР помогает студентам пройти этот этап с наибольшей пользой.

Фотогалерея