Голос в общем хоре / Марина Фадеева (Томск)

Выпуск №1-241/2021, Лица

Голос в общем хоре / Марина Фадеева (Томск)

... Откуда она взялась, эта тетка с сумкой? Вынырнула из темноты зала - и по главному проходу бегом к сцене. Несется и ругается, что это все - вовсе не Гоголь, и тот бы в ужас пришел, если бы увидел таким свой «Портрет». А потом остановилась и стала объяснять залу, что это не она сама придумала, что это он, режиссер, ее заставил говорить и бежать... Скандальная тетка с сумкой, напоминавшая извергающийся вулкан, вдруг затихла, когда ей подарили цветы и пригласили подняться на сцену. В лучах прожектора стояла актриса Томского ТЮЗа Марина Фадеева.

Роль возмущенной зрительницы специально для нее придумал режиссер-постановщик Дмитрий Гомзяков.

- Марина прекрасная актриса, готовая идти на разные поиски, эксперименты и провокации, - так объясняет свой выбор режиссер и коллега по сцене. Она согласилась сразу, потому что давно хотела поработать в команде с молодыми. В «Портрете» по Н.В. Гоголю, который ставил начинающий режиссер, ей нравилось все: и замысел - не следовать сюжету повести, а развивать тему, подаренную классиком в обстоятельствах сегодняшнего времени, и метод работы - этюдный, импровизационный, на доверии к актеру.

Особенно импонировало то, что режиссер позволил существовать одновременно в двух ипостасях - реальной актрисы, проработавшей всю жизнь в одном театре, и персонажа. Такая установка давала возможность балансировать между реальностью и художественным вымыслом. Фадеева сама сочинила себе текст, но каждый раз речь ее «тетки» похожа на спонтанный выброс энергии, где к основному смыслу добавляются новые обертоны темы.

Вопрос, который режиссер задавал зрителям, что есть успех, она могла бы адресовать себе? Он ли главный показатель самореализации? С одной стороны, сыграно около 90 ролей, а с другой, по большей части случались роли второго плана, а то и эпизоды. Конечно, в спектаклях Феликса Григорьяна или Олега Афанасьева - и второй план как первый. И все же, все же... чем измеряется актерское счастье? Ролями? Ответ на сомнения - в строчке Пастернака: «Цель творчества - самоотдача».


Про нее, маму и стихи

Со стихов все и началось. Память у Марины была отменная - не выучивала, а «фотографировала» текст, потом с выражением читала. В «красках» не усердствовала, но стихи в ее исполнении получались живыми, прочувствованными.

«Фадеева - сказка, прямо сказка...», - шептали за ее спиной учителя немецкого языка. «Слушайте, как надо стихи читать», - ставила Марину в пример учительница литературы. «Классный руководитель сказала, что из тебя выйдет хорошая драматическая актриса. Ее поразил твой голос», - объявила мама, вернувшись с родительского собрания.

Сама же Марина ни в какие артистки идти не собиралась. И не пошла. После окончания школы подала документы на юридический факультет, поступила и с радостью начала учиться, в мечтах уже видела себя в адвокатской конторе. Но ближе к окончанию первого курса заскучала, как Онегин в театральной ложе.

О стихах, «красивом голосе», своем опыте ведения комсомольских собраний и школьных вечеров вспомнила, когда Кемеровский театр драмы объявил набор артистов. Такое происходило нечасто - раз в 8 или 12 лет. А тут сам главный режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР Борис Соловьев, набирает курс. Решила попробовать. Хотя в школе даже в драматическом кружке не занималась, в активе был только танцевальный. Но опыт выступления на сцене имелся. Нарабатывала его в роли постоянной ведущей городских праздников. Еще не зная, что ее ждет в будущем, училась владеть залом, чувствовать его дыхание, кожей ощущать перемену настроения зрителей.

«Будь кем хочешь - только из города не уезжай», - отреагировала мама на авантюру дочери.

Басня, проза, песня, танец, стихотворение, этюд - все, что положено знать артисту, Марина подготовила, показала и была принята. «А история? Русский»? - удивилась абитуриентка. И с радостью узнала, что пятерки из ее аттестата перекочевали в экзаменационные листы членов приемной комиссии. Рубикон был пройден. Началась новая жизнь.

Всех рослых студентов забрал к себе в группу главный режиссер, Марина со своим маленьким ростом и детским лицом занималась у очередного. Особенностью учебы было то, что театральный курс учился в музыкальном училище. Единственное, о чем жалеет, что не воспользовалась возможностями училища - не научилась петь. Стеснялась. Опытный концертмейстер только сокрушалась: пропадает такой красивый голос!

В 1983 году с дипломом, в котором была указана специализация «актриса театра и кино», Марина Фадеева приехала в Томск по приглашению тогдашнего главрежа ТЮЗа, который приметил ее на дипломном спектакле. И застала ту пору, когда театр еще работал в здании Дворца пионеров. Начинала с вводов, а потом получила главную роль в детском спектакле «Анчутка». И стало ясно, что в труппе появилась характерная актриса, пластичная, с хорошим куражом. Дети воспринимали «страшно красивую» Анчутку, злого лесного духа, как трудного подростка: ершистого, неуступчивого, «педагогически запущенного», но способного откликаться на любовь и ласку.

На той же «пионерской» сцене Марина Фадеева сыграла Нину в «Старшем сыне». На фоне Аленького цветочка, Звездного мальчика это была настоящая судьба, которую надо было прожить так, чтобы остаться в памяти зрителей. Для молодой актрисы это была первая встреча с драматургией Александра Вампилова.

История Нины Сарафановой была ей по-человечески близка. Ведь неслучайно мама просила Марину не уезжать из родного Кемерово - на свете их было только двое родных людей. Играла и не думала, не гадала, что спустя двадцать лет имя Вампилова встретится вновь на ее пути - она станет участником Вампиловского фестиваля. Более того, приедет в Иркутск в день своего рождения - 29 сентября! Осенью 2005 года Томский ТЮЗ повез в Иркутск спектакль «Школьные сочинения», поставленный москвичом Димитрием Васильевым по пьесе Елены Исаевой «Про мою маму и про меня». Фадеева играла там несколько ролей, в том числе и строгой учительницы литературы.

Если бы ее саму, Марину Фадееву, тогда заставили писать сочинение «Когда во мне проснулась актриса», то она наверняка написала бы, как однажды зимой, на уроке литературы у нее лопнула резинка на рейтузах, а ее вызвали к доске читать монолог Городничего, и как она шла, придерживая предательские рейтузы. Класс привычно замер в ожидании: «Что-то сейчас будет?!», потому что Марина всегда ощущала легкий кураж, когда выходила к доске отвечать. И вот она читает, как всегда с выражением, но не перестает думать о штанах. И когда закончила, решила проверить, на каком они месте, а ребята подумали, что она кланяется, и захлопали ей. Это были первые заслуженные аплодисменты.

Внутренним стержнем пьесы Исаевой и спектакля Васильева была мысль о поиске себя, своего пути. Этой мысли были созвучны стихи Пастернака «Быть знаменитым некрасиво», они упоминались как материнская резолюция на мечты дочери об успехе. Марина примеряла эти строки на себя. В спектакле образ Учительницы, которая вела литературный кружок и учила правильно писать сочинения, оказался сквозным, он стягивал все истории в единое целое, связывал всех персонажей. Ведь именно героиня Фадеевой давала темы для сочинений, которые писала Лена - Ольга Райх. Это по сюжету. А по игре - с появлением Фадеевой сцена оживала, действие приобретало упругость сжатой пружины и начинало двигаться к новым поворотам и дальше к кульминации.

Актерскую энергетику Фадеевой заметила Лариса Лелянова, когда пришла в Томский ТЮЗ главным режиссером и начала знакомиться с труппой: «Когда она выходит - сцена «поднимается». Задумав ставить «Самоубийцу» Николая Эрдмана, уже точно знала, что роль Марии Лукьяновны отдаст Марине Фадеевой. Своим режиссерским чутьем она угадала в исполнительнице ролей второго плана нереализованный дар комической актрисы. К сожалению, тот спектакль имел короткую сценическую судьбу.

Номер ТЮЗа «Трипопец» оказался убойным! После театрального капустника только и разговоров было, что о Райх, Никитиной и Фадеевой. О том, как они песенку группы «Чайф» о любви хулигана превратили в яркое комедийное шоу. По очереди каждая примеривала на себя роль возлюбленной. В этом номере, который, кстати сказать, был отмечен дипломом на театральном фестивале в Тюмени, комический дар Марины Фадеевой раскрылся настолько ярко и мощно, что искушенная публика дружно выдохнула: «Вот это артистка»!

И совершенно непонятно было, почему в репертуарном листе у нее преимущественно роли второго плана - свахи, добрые тетушки, матушки, бабушки или третья жена султана. Куда же смотрят режиссеры? Ведь вот ходит такая роскошная актриса, игровой диапазон которой от фарса до трагедии.

Именно так однажды отреагировал один театральный критик, увидев Марину Фадееву в роли Княгини в поучительной комедии Алексея Толстого «Любовь - книга золотая». Только игралась она не на сцене, а в буфете. За столами сидела состоятельная публика, а превосходная актерская команда их развлекала. Это было время «малиновых пиджаков» и абсолютного безденежья в театре.

- Я все время обслуживаю кого-то - и в жизни, и на сцене - героя, героиню, спектакль, - с едва уловимой ноткой самоиронии признается актриса. - Досады нет, и обиды нет. Есть ощущение, что участвую в общем процессе. В молодости думала: «Почему я все время на втором плане?» С возрастом пришло понимание своего пути и приятие ситуации: если меня не будет, что-то уйдет из спектакля.

Это «что-то» очень хорошо чувствуют режиссеры, которым нужен крепкий второй план. «Что-то» может называться добротой, женской манкостью, либо душевным надрывом, недолюбленностью, преданностью. Феликс Григорьян доверил ей роль Вари в «Вишневом саде». «Та роль была мне близка, по-моему, мы с нею совпали», - вспоминает сегодня актриса. А Олег Афанасьев дал возможность сыграть Эльзевиру Скрипкину в феерическом, буффонадном спектакле «Я к вам приду» по Владимиру Маяковскому, потом была и главная роль в «Мурлин Мурло» по пьесе Николая Коляды. Но особо она благодарна Олегу Алексеевичу за Прасковью-царевну в «Ване, Ванюше, Иван Петровиче» - долгие годы Прасковья была любимой ролью артистки в детском репертуаре. Пожалуй, даже больше, чем Наф-Наф в «Трех поросятах», которого играла 15 лет.

- Из нее жизнь брызжет. Она всегда заряжена энергией действия. Ее женская природа проявляется в любой роли. На таких, как Марина, любой спектакль держится, -- считает профессор ТГПУ, театральный критик Валентина Головчинер.

Про свою актерскую природу травести и характерной актрисы Марина Фадеева, кажется, знала еще со студенчества. И понимала, что театр, прежде всего, будет использовать ее фактуру. И он использовал, особенно в сказках. Была она и Мальвиной, и Коломбиной, и Лягушкой в «Буратино», Жуком в «Дюймовочке», и Серым карликом в «Ронье, дочери разбойника», сейчас выходит то бандерлогом, то одной из волчьей стаи в «Маугли». А ее Наф-Нафу дети даже дарили морковку...

Но фактура фактурой, а профессия требовала от актрисы в любой роли искать ту грань своего персонажа (быть может, даже неявную), которую можно сделать запоминающейся чертой. Чуть полноватая, с приятными округлостями ее Кормилица в «Ромео и Джульетте», казалось, обладала и таким же «округлым» мягким голосом, который идеально подходил как для заботливых наставлений, так и для ироничных ворчаний. Зайчиха Акулина в спектакле Дамира Салимзянова «Эх, судьба, судьба косая...» выстроена совершенно на другом фундаменте. Не забота и любовь движут Акулиной, а инстинкт самосохранения. Немного суетливая, практичная, без сантиментов, весьма «приземленная» Акулина Полиповна уверенно и громогласно навязывает дочери Фросе, которую зовет Синькой (Полина Курбатова, Мария Суворова), свой жизненный опыт выживания в лесу с волками. Но вместе с тем Акулина Фадеевой не лишена женского обаяния и даже кокетства.

Роли второго плана воспитывали в актрисе чувство ансамбля, и это чувство Фадеева довела до совершенства. В постановке Екатерины Гороховской по гоголевской «Женитьбе» ее экстравагантная сваха Фекла Ивановна в темно-синем брючном костюме - абсолютно свой человек в этом уютном мире девичьих батистовых сорочек и белых сарафанов. Как была «родной» в другой постановке этой же пьесы (режиссер Александр Власов), когда играла Арину Пантелеймоновну.

Но и вне сцены ее чувство ансамбля диктует стиль поведения. Когда на труппе обсуждалось предложение принять молодых актеров из Барнаульского театра, которые в силу сложившихся обстоятельств остались без работы и без театра-дома, именно голос Марины Фадеевой, бурно, эмоционально высказавшейся «за», сыграл решающую роль. Она обрела новых партнеров, но и новых конкурентов.

- Пусть не я буду на Олимпе, но я дам дорогу другому, и кого-то успокою, кого-то настрою, - объясняет актриса свое место в театре-команде. - Я рада, что мой голос слышен в общем хоре.

... Ее яркое красное платье так и било в глаза. То ли намек на неукротимую сексуальность, то ли на агрессивную вульгарность. И еще сумочка. То, как она ее держала, сразу рисовало тип дамочки не слишком тонкого вкуса. Надо же, думалось по ходу спектакля, один штрих, а какой сочный типаж вырисовывается! Ее непутевая Бернадетта в спектакле «Две дамочки в сторону севера» вполне оправдала ожидание, которое актриса создала уже на первых минутах игры.

В репертуаре театра эти дамочки появились после читки пьесы Пьера Нотта. Когда Илья Ротенберг приступил к постановке, то шел от актерского «я» Ольги Никитиной (Анетта) и Марины Фадеевой (Бернадетта). Этот актерский дуэт сложился давно, поэтому и взаимопонимание возникло сразу. И если по пьесе две сестры, которые едут хоронить маму (ее прах) на родовое кладбище, - два характера-антипода, то у исполнительниц, пожалуй, больше общего, чем разного, обе работают как острохарактерные актрисы, используя все приемы комического, от легкой иронии до гротеска.

В Бернадетте Марины Фадеевой, которая с первого взгляда может показаться вульгарной и даже немного глуповатой из-за своего кокетства, живет добрая и наивная девочка. Эта девочка просыпается внутри немолодого тела совершенно неожиданно - в театре во время серьезного спектакля или на кладбище, в момент, когда сестры готовятся опустить урну с прахом матери, вдруг она услышит какой-то стук внутри урны и по этому стуку догадывается, что это мамина брошь. Тут же вынимает ее, и вот уже Бернадетта пританцовывает и кокетничает, прицепив яркую вещицу на грудь. Но зритель, улыбнувшись этой детской радости, еще сильнее укрепляется в своей догадке - Бернадетта, как и Анетта, ужасно одинока и несчастлива. И только этот путь на север, путь в сторону смерти, дает ей ощущение жизни, связи с семьей, родным человеком. И тот же зритель готов сочувствовать обеим сестрам, и их вопрос, куда пропала та, настоящая жизнь, задать себе.

Умению ждать не учат в театральных училищах. Оно приходит с опытом. Тем более, когда в труппе каждая вторая артистка - Нина Заречная или Джульетта. И даже когда режиссер подходит с предложением: «Я хочу, чтобы вы сыграли Офелию», это совсем не значит, что ты ее сыграешь, ибо возникнут непредвиденные обстоятельства, и режиссер покинет театр, а у другого режиссера - другие планы.

Свою бенефисную роль Марина Фадеева ждала долго, ждала терпеливо, играя не только роли второго плана, но и роли эпизодические. Их было много этих персонажей, у которых нет даже имени, а только обозначение пола, социального статуса или порядкового номера - член крестьянской коммуны в спектакле «Крестьяне о писателях», торговка на восточном базаре и одна из жен султана в «Повести о Ходже Насреддине», женщина в «Победителях», третья Абсурдистка в «Страстях по Беккету», первый Ананас в «Легенде о Чиполлино», горожанка в «Карлике Носе», представительница профсоюза в «Заговоре чувств»... Едва ли не треть репертуарного списка. Но каждый свой выход на сцену она продумывала и придумывала, поэтому в ее «массовых» героинях угадывается и судьба, и характер.

К счастью Фадеевой, в год ее личного юбилея в планах Александра Загораева оказалась постановка пьесы «Ночь святого Валентина» Александра Марданя именно на нее.

В программке она поименована просто - Женщина, хотя у нее есть имя и даже отчество - Александра Романовна, ведь она - учительница, а учительницам без отчеств нельзя. Александра - конечно, не шекспировская Офелия, но и у нее свой разлад с жизнью, своя попытка обрести любовь, свое сражение за любимого, свое сумасшествие и своя смерть...

Учительница русского языка в жене удачливого бизнесмена никуда не исчезла, скорее, наоборот, именно она и заставляет хозяйку богатого дома тосковать по невосполнимой утрате ... себя, школьной учительницы, которую дети называли Александр Македонский. Как и в трагедии Шекспира, ключ к шифру судьбы следует искать в цветах. Символом обманутых ожиданий окажутся лилии, преподнесенные мужем, а предвестником смерти - подснежники, которые ей подарит нежданный Гость то ли из ее прошлого, то ли из будущего. Марина Фадеева расставляет эти метки судьбы своей героини не жирными мазками, а нежными акварельными пятнами, но довольно отчетливо, подводя зрителя к трагическому финалу через череду лирических признаний, смешных и забавных эпизодов. И когда обычная мелодрама, написанная по мотивам жизни 90-х годов, подходит к финалу, в зале накапливается такой заряд нерастраченной любви, что еще немного - и наступят климатические перемены, подснежники расцветут в феврале...

Десять лет играла Марина Фадеева эту роль, и всякий раз надеялась, что ее героиня останется живой. В нынешнем сезоне она попрощалась с бенефисной ролью, а зрители с любимым спектаклем. И вовсе не потому, что ушел из жизни Александр Виниченко, ее постоянный партнер в этой постановке (с Алексеем Мишагиным у нее тоже сложился хороший тандем). Но пришло время отпустить эту героиню.

... Тот монолог об известности, успехе и почете, который она прервала своим внезапным выкриком из зала, читал заслуженный артист России Александр Виниченко. Теперь, после его смерти, монолога в «Портрете» нет, а стихи Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» читает она сама, Марина Фадеева.

Томский ТЮЗ, в котором она служит уже 38 лет, после пожара переживает нелегкие времена. Марина, как верный оруженосец Санчо, готова иди за своим Дон Кихотом вперед. Вместе с театром она побывала в этом сезоне на гастролях в Хабаровске и Новосибирске. И ее путь лежит точно не в сторону севера.

- Много ролей вспоминается, много было хорошего... Но, надеюсь, не только было, - улыбается актриса, - а еще и будет. И жду новых работ!

 

Фото предоставлены театром


Фотогалерея