Театр начинается с любви / Гастроли Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова

Выпуск №1-241/2021, Гастроли

Театр начинается с любви / Гастроли Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова

В начале июня в Москве на сцене филиала Малого театра на Ордынке прошли гастроли Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, задуманные и организованные его художественным руководителем Рудольфом Фурмановым к 80-летию Андрея Миронова. Первоначальная дата приезда в Москву была перенесена по разным причинам. 9 апреля Рудольф Давыдович Фурманов ушел из жизни, и гастроли были посвящены уже не только Андрею Миронову, но и светлой памяти основателя театра.

Театр, созданный Фурмановым 32 года назад, объединил в себе модель традиционного репертуарного театра с принципом негосударственного самофинансируемого с контрактной труппой. Москвичи смогли увидеть премьеры, демонстрирующие жанровое и эстетическое разнообразие репертуара, от образцовой классики до режиссерского авангарда. За неделю гастролей театр представил четыре спектакля: «Таланты и поклонники» А.Н. Островского режиссера Александра Баргмана, «Венецианский купец» Шекспира и «Сорок первый» Б. Лавренева - режиссерские работы нынешнего художественного руководителя Влада Фурмана, «Баба Шанель» Н. Коляды с участием легендарных актрис петербургской сцены в постановке Ю. Цуркану. К сожалению, из-за болезни актеров из гастрольной афиши выпали еще два премьерных спектакля: «Игроки» Н.В.Гоголя в постановке Антона Яковлева и «Медея» Влада Фурмана.

Символично, что гастроли на сцене Малого театра начались с А.Н. Островского. Пьесу «Таланты и поклонники» очень хотел видеть в своем театре Рудольф Фурманов, который фанатично любил актеров, всю жизнь работал с мастерами отечественной сцены не только в качестве антрепренера (в этом амплуа ему не было равных), но и партнера в концертах, и в созданном театре сыграл немало ролей. Кроме того, Рудольф Фурманов учредил актерскую премию имени Андрея Миронова - «Фигаро», возродил на телеканале «Санкт-Петербург» некогда популярный, а ныне забытый жанр «Театральная гостиная». Около 100 выпусков передачи, почти семь лет ее существования, множество гостей - актеров, музыкантов, деятелей искусства собрала уникальная театральная передача, которая будет продолжена в немного измененном формате.

«Русский Шекспир» А.Н. Островский посвятил не одну свою пьесу актерской жизни и судьбе, «Таланты и поклонники» - одна из самых популярных. На сцене угол белых стен, похожих на экраны фотостудии, они отражают тени героев, проекции декораций и осветительных софитов. Именно в этот угол забьется покинутый Петя Мелузов, отчаянно и очень театрально исполняя романс. «Над кустом сиреневым» - песня известного питерского художника, поэта, романтика Гаврилы Лубнина стала лейтмотивом спектакля, определяющим его атмосферу (музыкальное оформление Владимира Бычковского). Справа гримировальный столик и традиционная вешалка с театральными костюмами (художник Владимир Фирер).

Преимущество модели театра, на которой основан Театр им. Андрея Миронова в том, что режиссер может собрать на свою постановку любых актеров, «команду одной группы крови». У Баргмана в роли Негиной его любимая актриса Олеся Казанцева, а в роли «поклонников» актеры Мастерской Григория Козлова, с которыми Баргман уже успешно работал: Сергей Агафонов в роли Великатова и Евгений Шумейко в роли Мелузова. В спектакле заняты и некоторые актеры, игравшие у А. Баргмана в его независимом «Таком театре»: Олег Сенченко (Бакин), Аркадий Волгин (Нароков), Михаил Николаев (Дулебов), Ирина Полянская (Домна Пантелеевна), Оксана Базилевич (Смельская). В гастрольном спектакле колоритного и громобоподного трагика Громилова сыграл сам Александр Баргман, а в роли антрепренера Мигаева, которую изначально трогательно исполнял Рудольф Фурманов, успешно дебютировал Влад Фурман, продемонстрировавший, кстати, и незаурядные актерские способности.

Театр, сцена требуют отречения от всего - от любви, семейных привязанностей, личной свободы. Талант сжигает его обладателя, но и изменяет, преображает его поклонников.

Кроме старика-суфлера Нарокова, бескорыстно преданного Негиной, покупающего ей цветы на последние деньги, ко всем персонажам режиссер относится с пониманием и сочувствием. Богатый помещик Великатов в этом спектакле не роковой соблазнитель, а умный, тактичный и неназойливый поклонник, готовый весь мир бросить к ногам Негиной. Даже нагловатый приказчик Бакин, действующий бесцеремонно и с напором, после отъезда Негиной истинно и глубоко страдает от неразделенного чувства. А сладострастный князь Дулебов, отверженный Негиной и в отместку готовый сорвать ее бенефис, - эгоист и почти водевильный герой, заигравшийся в собственном «театре для себя».

Спектакль Александра Баргмана очень петербургский. Стильный, строгий, немного холодноватый, хотя в нем есть «пять пудов любви», он не страстный, а лиричный и даже романтичный, как петербургские «белые ночи». Кажется иногда, что актеры и не «бытописателя» Островского играют, а Чехова с его подтекстами и вниманием к душевной жизни героев.

От «русского Шекспира» и вполне классического, традиционного спектакля - к самому Шекспиру. «Венецианский купец» спектакль экспериментальный и даже провокационный. Эту пьесу нечасто ставят на отечественной сцене, «спотыкаясь» на образе Шейлока, одновременно палача и жертвы, злодея, непримиримо жаждущего возмездия, и самого бесправного, униженного члена общества. В роли Шейлока - замечательный петербургский актер Петр Семак. Трагический монолог его героя, исполненный в лучших традициях психологического театра, становится исповедальным центром спектакля.

Первый акт выстроен режиссером в стиле театра «Глобус» по мизансценам, подаче текста, манере актерской игры. Конечно, это не реконструкция театра времен Шекспира, а игра, венецианский карнавал, с его пышными костюмами, масками, ярким гримом - образ перевернутого мира, в котором добро оборачивается злом, под маской любви прячется эгоизм или самообман. Второй акт - провокационный и даже агрессивный: экраны, видео, бегущая электронная строка, микрофоны, черные рубашки и брюки актеров и актрис, громкая, оглушающая музыка (художник-постановщик и художник по костюмам Гала Филатова). Внешняя атрибутика другая, но жизнь идет по кругу. Несмотря на меняющийся мир, человечество веками не может решить одни и те же проблемы. Влад Фурман готовит еще два шекспировских спектакля, и, по его словам, это первая часть трилогии. Общество, семья и человек, личность, стремление к гармонии жизни, которое приводит к хаосу - общие темы будущей трилогии.

На московских гастролях был представлен еще один спектакль этого режиссера, «Сорок первый» по повести Б. Лавренева. Режиссер обратился к вечной истории преображения силой любви и непростой теме столкновения культур, выбрав для своего сценического повествования не совсем обычный жанр «романтической клоунады», язык ярких театральных метафор.

Круг из стреляных гильз (гильзы и оружие в спектакле настоящие) напоминает круг арены (сценография Влада Фурмана). В натянутой на глаза шапке, в бесформенных штанах, похожая на мальчишку Марютка (Анастасия Квитко) и глумливо ерничающий Евсюков - комиссар в кожанке (Дмитрий Кушнерев). Выстрелов и боев красных с белыми тут не будет. «Бах!», - произнесет Марютка и вот уже на счету у нее сорок убитых офицеров. Число вполне библейское, да и имя ее Мария тоже весьма символическое. Правда, дальше в эти подробности Лавренев не углубляется, но в спектакле, ныряющем в глубины мрачного гротеска и воспаряющего к высотам духовного озарения, они читаются ясно. Спектакль, начавшийся как монтаж аттракционов, поднимется до высот подлинной трагедии, первым шагом к которой будет тот момент, когда Евсюков, привычно обыскивающий трупы, наткнется на недобитого белого офицера - «сорок первого», и Марютка отчаянно взвоет: «Промахнулась!» В инсценировке Влад Фурман выразил свой взгляд на мир - ироничный, умный, парадоксальный и максимально честный.

Мучительно в бреду будет пытаться вспомнить Говоруха-Отрок главную заповедь, которой его учили еще в детстве - «не убий!». Заповедь, которая в этом перевернутом мире давно «не работает». Марютка, «красная богиня», не такой простой образ, как на первый взгляд может показаться. Она самозабвенно взлетает на гору ящиков из патронов, декламируя что-то невразумительное, агитационно-пафосное, но невероятно искреннее. В этом орущем чумазом существе кроется женская страстная натура, способная к ярким чувствам, хотя не умеющая их выразить.

Говоруха-Отрок (Александр Васильев) аристократ, офицер, «белая косточка», деликатная тонкая душа, твердый характер. Интеллигента-поручика как дрессированного навьюченного верблюда «тащат» по «арене», по кругу из стреляных гильз - условная пустыня, условный путь к Аралу, и тут, на привале, ночью состоится первый диалог и первое столкновение. Марютка, эта железная дева, пишет стихи, и ее «классового врага» обезоруживает подлинность, искренность, и та женственность, которую этот «новый Пигмалион» «изваяет» из бездушного революционного мрамора. Две винтовки крест-накрест, словно распятие за спиной поручика, и натянутый парус - и вот уже импровизированная лодка несет по воображаемому морю с разыгравшейся стихией двух молодых людей, чтобы вернуть их в состояние нормальных людей - женщины и мужчины.

Судьба даст шанс двум культурам сотворить новый мир, столкнув их на необитаемом острове, как некогда столкнулись Робинзон, представитель высокой культуры, и ставший ему верным другом варвар Пятница. Трепетно и с мягким юмором сыграна сцена превращения неистовой Марютки в женщину. Вот она распускает свои длинные красивые волосы из-под уродливой шапки, меняет мешковатые брюки на непривычную юбку, приспосабливается к новому, короткому шагу, стыдится и непривычным движением одергивает юбку. И вот уже Марютка и поручик делают первые шаги не только навстречу друг другу, а вместе. Кружась и вальсируя в замкнутом круге из стреляных гильз.

Обретение душевной гармонии - это играют актеры, но сотворение нового мира оказывается невозможным. Сорвать маски и увидеть друг друга... Возможно ли в эпоху войн и революций, или всё это «трагическая клоунада», разорвать круг которой не представляется возможным? Трагический вопрос, который режиссер оставляет в спектакле открытым. Выстрел Марютки - и светлая душа отправляется в рай, и высоко-высоко под колосники сцены взлетает живой белый голубь.

В завершающий гастрольный день был показан спектакль «Баба Шанель» Николая Коляды в постановке Юрия Цуркану, в котором блистало созвездие лучших петербургских актрис - Татьяна Пилецкая, Вера Карпова, Ирина Соколова, Лариса Леонова, Татьяна Захарова, Ксения Каталымова. Что заставляет немолодых женщин от 70 до 90 лет приходить на репетиции самодеятельного ансамбля песни «Наитие» и неистово стремиться на сцену? Да так, что когда приходит конкурентка - новая участница ансамбля - после полного начального неприятия, в финале все будут готовы стоять на заднем плане, в темноте, но все-таки выходить на сцену.

У каждой из женщин - своя жизненная история, и прожить эти истории о таланте любви и востребованности этого таланта вместе с прекрасными петербургскими актрисами, актрисами «старой актерской школы» предоставляется зрителям.

Заключительный спектакль гастролей «срифмовался» со спектаклем открытия. И не случайно после спектакля поклонники, собравшиеся у служебного входа, осыпали своих любимых актрис лепестками роз. А настоящих «звезд» петербургской сцены уже ждал лимузин, увозивший их к Ленинградскому вокзалу...


Фото Евгения ЛЮЛЮКИНА

предоставлены пресс-службой Театра «Русская Антреприза» им. Андрея Миронова

Фотогалерея