"Я слышу их голоса..." / 100 лет со дня рождения Людмилы Макаровой

Выпуск №2-242/2021, Дата

"Я слышу их голоса..." / 100 лет со дня рождения Людмилы Макаровой

20 октября 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения народной артистки СССР Людмилы МАКАРОВОЙ, чья творческая жизнь была связана с одним театром - Ленинградским, Санкт-Петербургским Большим драматическим театром, ныне носящим имя Г.А. Товстоногова.

Знаменитая актерская труппа Г.А. Товстоногова славилась мужским составом. Но был у него и «женский батальон», куда входили Зинаида Шарко, Эмма Попова, Нина Ольхина и свое достойное место занимала Людмила Макарова. У нее не было соперниц, роли, которые она играла в товстоноговских спектаклях, были предназначены только для нее. Но главная роль, как она сама считала, - жена Ефима Захаровича Копеляна. Сошлись лед и пламень: он - философ, мудрец, она - сама женственность, всегда веселая, легкая, очаровательная. Они поженились в мае 1941 года. Люся, так ее всегда все называли в театре, только закончила Студию при БДТ, Ефим Копелян уже 10 лет был актером этого театра, играл небольшие роли. Вместо свадебного путешествия он отправился в Народное ополчение, она во фронтовой Театр Балтийского флота. Всю блокаду они были в Ленинграде.

В 1945 году Людмила Макарова вернулась в БДТ. Играла лирических героинь: Клариче в «Слуге двух господ», Абигайль в «Стакане воды», Ксению в «Разломе», Снегурочку... А мечтала всегда о ярких характерных ролях. Ефим Копелян продолжал играть небольшие роли, но его уже было невозможно не заметить. Кто знает, как бы сложилась их судьба, если бы в 1956 году в БДТ не пришел Георгий Александрович Товстоногов.

В его первом спектакле «Шестой этаж» А. Жери, абсолютно в новом качестве предстали и Ефим Копелян, и Людмила Макарова. Действие этой французской трагикомедии происходит на шестом этаже парижской гостиницы, где живут на грани нищеты неудачники-художники, писатели, работяги, студенты, их жены, подруги и любовницы. Никто не унывает, верят в удачу. Копелян блестяще сыграл свою первую главную роль - Художника, а его очаровательную, кокетливую жену Жермен - Люся Макарова. Это была настоящая француженка, как мы себе представляли по фильмам: с челкой, в черном обтягивающем джемпере, и короткой светлой юбке - она была неотразима. Сбылась мечта актрисы, она получила характерную роль и сыграла ее так, что об этой Жермен до сих пор вспоминают те, кому посчастливилось видеть спектакль, с которого началась новая жизнь БДТ.

Прошло много лет, но я очень хорошо помню спектакль «Когда цветет акация». Из не бог весть какой пьесы Г. Винникова Товстоногов сделал очаровательный музыкальный спектакль о любви. Он шел с ошеломляющим успехом! В этом была значительная заслуга двух ведущих в строгих черных костюмах - Людмилы Макаровой и Ефима Копеляна. Они сидели с двух сторон на авансцене и реагировали абсолютно естественно на все, что происходило: общались друг с другом, иронизировали, хохотали, шутили. Режиссер им дал право свободно импровизировать, и они блестяще им воспользовались. В театре прекрасно знали, что буквально с первых дней у Г.А.Товстоногова было особое отношение к этой паре...

Людмила Макарова участвовала почти во всех программных спектаклях Г.А. Товстоногова. В спектакле по пьесе А. Володина «Пять вечеров» был фантастический ансамбль: Зинаида Шарко, Ефим Копелян, Кирилл Лавров и Людмила Макарова, замечательно игравшая Катю, девушку с телеграфа, подругу племянника героини Славы, которого играл молодой Кирилл Лавров. Мы никогда не задумывались, сколько лет актрисе, играющей девчонку, настолько она была органична. Сейчас, когда мы отмечаем ее столетие, невольно начинаешь об этом думать. Но в зрительном зале никаких мыслей по этому поводу не было. Она всегда была молодой, необыкновенно энергичной, при этом женственной, обаятельной, очаровательной, какие бы роли не играла: баловницу Лизу в «Горе от ума», Анну Андреевну в «Ревизоре», Елену в «Мещанах» или Наташу в «Трех сестрах». Этой роли Людмилы Макаровой крупнейший историк нашего театра Константин Рудницкий в своей большой статье «Возвращение Чехова» о «Трех сестрах» Г.А Товстоногова уделил особое внимание: он был убежден, что именно Наташа виновата в том, что случилось с Андреем. «Товстоногов следит за ней злобно и пристально, ведь никогда доныне, ни в одном спектакле никогда Наташа не занимала столько сценического времени, места, внимания, никогда не обличалась так пристрастно, так последовательно, - писал он. - Весь прозаизм жизни, четко и жестоко противопоставленный поэтическому душевному строю трех сестер и окружающих их людей, вся наступательная сила времени, вся его унижающая и унизительная энергия - сконденсированы в Наташе, какой ее сыграла Л. Макарова».

Одной из коронных ролей Л. Макаровой стала Ханума. Г.А. Товстоногов поставил искрометную классическую комедию А. Цагарели сразу после «Ревизора», как бы давая роздых и актерам, и зрителям после очень серьезной работы. В 1973 году, после Анны Андреевны, которую Л. Макарова играла в дуэте с Марией Антоновной - Натальей Теняковой, вдруг - «Ханума». Все, что копилось актрисой годами: энергия, жизнелюбие, радость настоящей театральной игры, комедийный дар, музыкальность - все нашло воплощение в ее Хануме, главной свахе старого тифлисского квартала Авлабар, представшей, по словам К. Рудницкого, «пленительной и предприимчивой, воркующей ведьмой». Наконец, можно было сделать настоящий грим: густые, черные брови и усики, соорудить роскошный бюст. Правдами и неправдами, женской хитростью Ханума Макаровой добилась своего: переженила тех, кого хотела, сделала всех счастливыми, и сама вышла замуж. Эта грузинская сказка для взрослых, где царила и побеждала Ханума Л. Макаровой, вселяла в зрителей веру, что любовь и добро побеждают, что так может быть и в жизни. Когда в 1975 году умер Е.З. Копелян, именно роль Ханумы заставила ее вернуться к жизни...

Людмила Макарова на сцене своего любимого театра сыграла десятки самых разных ролей. После ухода из жизни Г.А. Товстоногова, как и другим его актрисам, ей пришлось пережить трудные годы, когда почти не было настоящей работы. К ее 80-летию поставили спектакль «Дорогая Памела» по пьесе Д. Патрика. И Людмила Макарова снова блеснула своим неувядающим мастерством.

Последний раз Людмила Иосифовна вышла на сцену 8 мая 2011 года, но не на родные подмостки БДТ, где шел ремонт, а на сцену Театра им. В.Ф. Комиссаржевской, где состоялся бенефис Зинаиды Шарко к ее 80-летию. Ей удалось уговорить Макарову вспомнить их старый спектакль «Кошки-мышки» по пьесе венгерского драматурга И. Эркеня. И в этом было что-то символическое. В 1974 году на недавно открытой малой сцене БДТ Юрий Аксенов поставил эту пьесу, и произошло очень яркое событие в театральной жизни Ленинграда. Две прекрасные актрисы играли историю долгой жизни двух сестер. Старшая, Гиза (Л. Макарова), прожила благополучно, эмигрировав в Германию с семьей сына, но всегда беспокоилась за младшую сестру (З. Шарко), прожившую почти в нищете, но как хотела: отдаваясь своим чувствам, она любила, страдала, пережила предательство, бывала в отчаянии, снова влюблялась, не желая знать про возраст... И вот Гиза, прикованная к инвалидному креслу, нарядная, ухоженная, благополучная дама, возвращается домой. Она всегда осуждала сестру за легкомыслие, а теперь начинает понимать, что завидует, в ее жизни никаких страстей не было. Они встречаются, понимая, как любят друг друга, смеются, плачут, дурачатся... Через 35 лет две товстоноговские, осиротевшие без него много лет назад актрисы снова встретились на сцене. Теперь им не надо было гримироваться, чтобы состарить свои лица. Они стали ровесницами своих героинь. Как же они играли!..

Это был двойной бенефис.

Людмила Иосифовна Макарова умерла 30 мая 2014 года. До последнего дня никто никогда не слышал от нее жалоб, никогда никому не создавала она проблем, справлялась сама. В свои 90 она оставалась той же Люсей Макаровой, веселой, улыбчивой, любящей жизнь, сердечным, теплым человеком. Последний раз она пришла в родной театр после ремонта на презентацию книги Эдуарда Кочергина. Вошла в зал, посмотрела на потолок и сказала: «Я слышу их голоса». Было понятно, кого она имела в виду. Те, кто знал и любил актрису Людмилу Макарову, приходя в БДТ, будут слышать ее неповторимый голос вместе с голосами ее любимых людей и ее великих партнеров из товстоноговской гвардии.

 

Фото из архива БДТ им. Г. А. Товстоногова

Фотогалерея