БРЯНСК. Ей имя — Марина

Выпуск №2-242/2021, В России

БРЯНСК. Ей имя — Марина

31 августа вспоминают Марину Цветаеву. А нынешний год отмечен еще и трагической датой - 80 лет назад она ушла из жизни. В этот день в Брянском театре драмы имени А.К. Толстого сыграли премьеру-посвящение «Роман с собственной душой».

Авторский спектакль актрисы театра Кристины Корзниковой, созданный на творческую стипендию СТД РФ, стал не только прикосновением к высокой поэзии крупнейшего поэта Серебряного века, но и попыткой разобраться в том времени, приблизить давние события, понять мотивацию поступков Марины Цветаевой и тех, кто ее окружал. Премьеру играли на большой сцене, превратив ее в импровизированный камерный зал, где зрители и артисты оказались в едином эмоциональном поле - напряженном, пульсирующим емким цветаевским словом.

Отправная точка спектакля - Елабуга. Небольшой городок на берегу Камы, последнее пристанище Цветаевой, последние одиннадцать дней ее земного пути. Нашим проводником стал Неизвестный, в его сдержанных монологах нет и тени трагических красок, но именно такой прием дал возможность почувствовать всю глубину отчаяния души человеческой, ее загнанность, обреченность. Алексей Дегтярев нашел ту особую интонацию, которая превращает театральное действо в подлинное документальное свидетельство. Из небольших штрихов - причаливший в Елабуге пароход эвакуированных из Москвы, дом Бродельщиковых, где для Цветаевой и ее сына Мура нашелся лишь угол за перегородкой, отданный за бесценок моток французской пряжи, так и не распакованный за все это время чемодан, - сложилась печальная хроника жизни человека, утратившего всякую надежду на завтрашний день.

Неизвестный читает воспоминания хозяйки дома Анастасии Бродельщиковой. Всего несколько скупых строк, и образ Цветаевой становится реальным: хорошая была, только печальная, совсем не похожая на свои фотографии, неважно одетая, в фартуке с большим карманом, где всегда лежала записная книжка...

Словно и не было той, что написала о себе два десятилетия назад: Кто создан из камня, кто создан из глины, - / А я серебрюсь и сверкаю! / Мне дело - измена, мне имя - Марина, / Я - бренная пена морская.

Во второй раз Неизвестный появится на сцене только к финалу, чтобы подвести черту, проводить поэта в последний путь. А между двумя этими точками разгорится пожар стихов и чувств. Мгновения вспыхнувшей любви, страсти, разочарований станут таинством рождения цветаевских образов, рифм, пророчеств. «Мои стихи - дневник, моя поэзия - поэзия собственных имен», - написала Цветаева в 1913 году в предисловии к своему сборнику «Из двух книг». Так происходило на протяжении всей ее жизни: в каждую строчку вложена и часть собственной души, и судьбы тех, кто давал возможность дышать, а значит - творить.

Роль Марины Цветаевой исполняет сама Кристина Корзникова. Поэтическое слово, абсолютно живое, звучит объемно и ясно, иногда соединяясь с музыкой, иногда требуя абсолютной тишины. Погружаясь в сложный биографический и литературный материал и по-настоящему проживая его, актриса выходит к зрителю с рассказом-исповедью о женщине не из этого мира, которая абсолютно открыта и до тех пор, пока рождаются стихи, - жива.

Инсценировка «Романа с собственной душой» создана на основе стихов Марины Цветаевой разных лет, фрагментов ее дневников, писем, прозы. В центре внимания - шесть мужчин, ставших определенными вехами, зарубками. Какими бы ни были эти отношения - реальными, выдуманными, эпистолярными - все в них обострено и предельно честно. Внезапная лавина чувств к старшему брату мужа Петру Эфрону: «Откуда эта нежность - не знаю, но знаю - куда: в вечность!» Короткий роман с Осипом Мандельштамом, когда она ему «дарила Москву», в ком сразу разглядела большого поэта и, быть может, почувствовала их общую трагическую судьбу: «Целую Вас через сотни / Разъединяющих верст». Преклонение перед Александром Блоком, с которым лично не была знакома, но, по воспоминаниям Ариадны Эфрон, единственного из собратьев по перу «чтила как божество от поэзии».

Увлечение Юрием Завадским, посвященный ему в 1918 году поэтический цикл «Комедьянт», а позднее нелицеприятные строки в «Повести о Сонечке». Вспыхнувшая любовь к редактору берлинского издательства «Геликон» Абраму Вишняку, закончившаяся разочарованием: «Может быть, ты скажешь - такой мне не нужно. Иду и на это. На одно не пойду: ложь». Глубочайшая нежность к Константину Родзевичу, ставшему главным героем «Поэмы Горы» и «Поэмы Конца», последняя по своему накалу страсть в жизни Цветаевой. Сквозь все эти вспышки-вехи проходит образ мужа Сергея Эфрона. С ним прожила 30 лет и «лучшего человека не встретила».

В спектакле звучит музыка Алексея Айги, который сделал и общее музыкальное оформление, включив произведения наших современников-композиторов - японцев Рюити Сакамото и Сугуру Мацутани, украинца Вадима Борисенко, россиян Святослава Курашова и Ольги Гайдамак. Световое решение спектакля, созданное Александром Шалабодой, построено на резком контрасте темноты и яркого света. Луч выхватывает хрупкую женскую фигурку, и временами кажется, что она парит в пустоте. Одно за другим высвечивает большие полотна, с которых смотрят спокойные красивые лица тех, в ком Цветаева искала свой идеал, пытаясь расслышать и отзвуки собственной души. На каждом портрете - стихотворные строки, написанные стремительным, почти летящим цветаевским почерком, и это похоже на тайнопись (автор дизайнерского оформления - Маргарита Мусатова).

В немногословном сценографическом рисунке спектакля круг из шести стульев с наброшенной на спинки мужской одеждой, и с каждым связано воспоминание. Когда повествование подойдет к концу, они окажутся сдвинутыми, перевернутыми, бесполезными. Так происходит, когда рушится жизнь. Останется лишь большой чемодан - вместилище души Марины Цветаевой. В нем она привезет в Елабугу все прожитое, пережитое, сокровенное. В последний день августа 1941-го примет роковое решение и оборвет связь с живыми. «Мой час с вами окончен, остается моя вечность с вами». Спектакль завершается словами Цветаевой, обращенными в 1923 году к писателю и литературоведу Александру Бахраху. Теперь, спустя почти столетие, и к нам.

 

Фото Ксении ФИЛОНОВОЙ

Фотогалерея