Душевный разговор о странностях любви / III Фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» (Москва)

Выпуск №2-242/2021, Фестивали

Душевный разговор о странностях любви / III Фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» (Москва)

Фестиваль «Фабрика Станиславского», созданный в 2017 году по инициативе Сергея Безрукова, объединяет тех, кто ни секунды не сомневается: система Станиславского живее всех живых и сегодня русский психологический театр нужен зрителю как никогда прежде.

«Фабрика Станиславского» - в этом году он проводится уже в третий раз - фестиваль актерский. Придумавший его худрук Московского Губернского театра Сергей Безруков, убежден, что какой бы замысловатой и неординарной ни была форма спектакля, сочиненная режиссером, она не должна подменять собой содержание, которым наполняет ее актер. Потому Сергей Витальевич и взвалил на себя нелегкую задачу всеми способами противостоять модному нынче веянию, когда режиссер, категорически не желающий растворяться в актере, стремится превратить его в марионетку, послушный механизм, предназначенный исключительно для воплощения его замыслов. Или, что еще трагичнее - удовлетворения собственных амбиций. Фестиваль для Безрукова - возможность собрать и сплотить единомышленников.

Главная награда - премия «Верю!» - вручается за лучшую женскую и мужскую роль, а также самому органичному актерскому ансамблю. Никаких специальных ограничений у экспертного совета нет. Спектакль не обязательно должен быть, что называется, с пылу с жару: в театральных фестивалях недостатка вроде бы нет, но нередко достойные актерские работы годами остаются вне поля зрения профессионального сообщества. И напротив, сколько бы наград и номинаций не собрала постановка, это не означает, что на «Фабрике» ей не рады. Девиз фестиваля Безруков формулирует очень емко: «Для хорошего спектакля срока давности не существует».

Третий по счету фестиваль собрал девять замечательных коллективов. Тверской театр юного зрителя привез «Чайку», какой ее увидела английский режиссер Вероника Вигг. Театр-студия «Грань» из Новокуйбышевска - спектакль Дениса Бокурадзе «В сапоге у бабки играл фокстрот» по пьесе современного финского драматурга Сиркку Пелтола. Театр драмы Республики Карелия - «Матрёнин двор» А.И. Солженицына в постановке Александра Побережного-Береговского. Новосибирский «Глобус» представил «Русский роман» Марюса Ивашкявичуса, прочитанный Маратом Гацаловым. Московский театр «Сфера» показал розовского «Затейника» в постановке Александра Коршунова. Рязанский областной театр драмы - «Фауста» режиссера Дмитрия Акриша. Ивановский областной драматический театр - спектакль Дениса Хусниярова «Гроза».

Разные драматурги, разные эпохи и страны, тема одна - любовь, как самое серьезное испытание, выпадающее на долю человека. Сегодня доверительный разговор о подлинных человеческих чувствах, и в первую очередь, о любви особенно труден, а потому и особенно важен. Без этого человеку не устоять на ногах в мире, который очень старательно и целенаправленно переворачивают с ног на голову. Развенчанные ценности, вывернутые наизнанку нравственные критерии, опошленные идеалы - все, на чем тысячелетиями держалась человеческая цивилизация, попирается и предается осмеянию. И остается совсем немного мест, где по-прежнему черное называют черным, а белое - белым. Где не возводят в норму извращение, не оправдывают порок, не возвеличивают зло. Одно из таких мест - театр, хотя, что греха таить: модные веяния проникают и сюда. Тем важнее выставить на их пути как можно больше надежных заслонов. Этим, в сущности, и занимается «Фабрика Станиславского», отстаивая актуальность русского психологического театра, занимающегося «жизнью человеческого духа», а не потаканием прихотям тела.

Фестиваль - это, в первую очередь праздник. Праздник встречи со зрителем. И надо отдать должное фестивальной команде, которая каждый раз изыскивает возможности показать спектакли не только в МГТ, штаб-квартире «Фабрики». Фестиваль-то, как-никак, губернский - его по очереди принимают у себя города Московской области. Пилотную версию в 2017 году обкатывали в Любимовке - подмосковной усадьбе семейства Алексеевых, где прошли юные годы Константина Сергеевича. Первый фестиваль стартовал в Орехово-Зуеве, где располагались фабрики главного мецената Художественного театра - Саввы Морозова. Второй открывался в усадьбе Горки, некогда принадлежавшей его вдове Зинаиде Григорьевне, где она часто принимала актеров-мхатовцев. В 2021 году в честь 60-летия полета Юрия Гагарина «фестивальной столицей» стал Королёв, от которого до Любимовки рукой подать. «Бывают странные сближенья...»

Праздник - праздником, но, если мы скажем, что главное на «Фабрике Станиславского» не победа, а участие, мы погрешим против истины. Театр - искусство «сиюминутное», спектакль живет здесь и сейчас и по мере того, как в финале опускается занавес, становится невозвратным прошлым. А потому театральные награды непременно должны находить своих героев.

В этом году жюри пришлось учреждать специальный приз за лучший актерский дуэт, чтобы отметить работу Юлии Бокурадзе (Моника) и Сергея Позднякова (Вейни) в спектакле «В сапоге у бабки играл фокстрот» Театра-студии «Грань». Пьеса Сиркку Пелтола увлекла режиссера Дениса Бокурадзе возможностью поговорить о том, как и почему гаснет семейный очаг, переставая согревать самых близких, самых важных друг для друга людей. И почему эти люди вместо того, чтобы снова разжечь жизненно необходимое пламя, заслоняют живой очаг пластиковой бутафорией и как ни в чем не бывало продолжают изображать образцово-счастливую семью.

Лучший актерский ансамбль собрал Александр Коршунов в спектакле «Затейник». Пьесы Виктора Розова, написанные в середине прошлого века, вызывают искренний отклик у современного зрителя: да, антураж поменялся, но люди - не изменились, их терзают все те же страхи и страсти, и ответы они ищут на те же самые вопросы, что и их бабушки-дедушки. «Затейника» вовсе не обязательно переносить в сегодняшний день, ведь сущность столкновения «счастливцева» с «несчастливцевым» от этого не изменится - способность человека бороться за свое чувство определяется вовсе не тем, какое тысячелетие на дворе. Правда чувств в ярких обертках и модных упаковках не нуждается. Это и демонстрируют прекрасные - тонкие и чуткие - актеры театра «Сфера».

Премии за лучшую мужскую роль был удостоен Валерий Рыжков, сыгравший Фауста в спектакле Дмитрия Акриша. Смятенная душа, разрывающаяся между знанием и верой, между смирением, которого требует научный поиск, и гордыней, придающей небывалую остроту и яркость всем страстям и радостям этой жизни. Таким представал герой Гёте перед читателями и зрителями на протяжении последних двух столетий. Но сегодня мир живет в смещенной системе координат и то, что почиталось добродетелью, достойной всяческого уважения, ныне воспринимается, в лучшем случае, как нелепый и смешной изъян, недопустимый для человека, стремящегося к преуспеянию. Взаимоотношения Фауста-Рыжкова с Мефистофелем обретают совершенно иной размах, не даром же в спектакле Дмитрия Акриша он предстает сразу в двух ипостасях.

Награду за лучшую женскую роль получила Людмила Трошина за роль Софьи Толстой в спектакле Марата Гацалова «Русский роман». Сыграть реальное историческое лицо, да еще и жену гения - задача сама по себе архисложная. Но речь о Софье Андреевне Толстой и, значит, задача эта многократно усложняется главной темой многогранного образа: как разделить судьбу любимого, не потеряв при этом самоё себя? Актриса вместе со своей героиней ищет ответ на вопрос - возможно ли это: не в прекрасных теориях, на которые был так щедр Лев Николаевич, а на практике - изо дня в день, годами, десятилетиями, пока смерть не разлучит... И как жить потом, когда это все-таки случится.

Хозяин фестиваля, МГТ, в конкурсной программе не участвует, но показывает лучшие свои постановки вне конкурса. На этот раз гости фестиваля смогли увидеть премьеру минувшего сезона «Сердце матери» Анны Горушкиной по пьесе Карела Чапека и недавно возобновленную версию легендарного спектакля Олега Табакова «На всякого мудреца довольно простоты». Но гвоздем программы, и это тоже традиция, существующая с самого начала, становится эскиз спектакля, которым «губернцы» собираются открыть новый сезон. Его показывают на церемонии открытия, которая, по сути, становится для будущей постановки своего рода «испытательным стендом». На этот раз публике представили несколько сцен из мюзикла «Безымянная звезда» по мотивам одноименной пьесы Михала Себастиана, который ставит в МГТ режиссер Александр Созонов. Главные партии исполняют Никита Пресняков и Анна Снаткина. Насколько психологически достоверной и по-человечески убедительной окажется история любви бедного провинциального учителя и «падшей звезды» столичного небосклона, если рассказать ее языком мюзикла, покажет время.

Но вернемся на «Фабрику». Как любое предприятие, работающее на перспективу, фестиваль проводит насыщенную и разнообразную образовательную программу для студентов региональных театральных вузов. А этот раз «интенсив с погружением» включал в себя лекции по истории отечественного театра, семинары по драматургии пластики, историческому этикету, психологическому инструментарию, помогающему в работе над ролью, мастер-классы по сценическому бою и художественному слову и тренинг актерской импровизации. Ну, а вечером - просмотр фестивальных спектаклей. Разумеется, сверхоснащенным профессионалом за восемь дней даже самого глубокого интенсива стать невозможно. Задача у образовательной программы иная - разбудить в будущих актерах еще не задействованные способности, помочь им оценить границы своих нынешних познаний и навыков и определиться с тем, как их расширять и совершенствовать. Судя по тому азарту, с каким ребята погружаются в недра своей профессии, за будущее психологического театра можно не волноваться. Или, все-таки, это ощущение - не более, чем вполне объяснимая фестивальная эйфория, а на самом деле русский психологический театр балансирует на грани исчезновения и вскоре будет сброшен с корабля современности за ненадобностью вместе с любовью, искренностью и прочими неуклюжими «атавизмами», как уверяют гуру пост-пост-постмодерна?..

Фотогалерея