И комик, и трагический герой, и лирик... / Юрий Андрухович (Сызрань)

Выпуск №2-242/2021, Лица

И комик, и трагический герой, и лирик... / Юрий Андрухович (Сызрань)

На стенах его гримерки вместо традиционных афиш и фотографий из спектаклей - яркие детские рисунки, подарки от юных актеров из детского музыкального театра «Кошкин дом» при Сызранской школе искусств, где уже много лет он ставит спектакли, делится с мальчишками и девчонками своей любовью к миру театра.

В детстве, в родном Иркутске он впервые вышел на сцену в школьной инсценировке романа Александра Фадеева «Разгром» в небольшой роли командира. Внимание публики и аплодисменты, конечно, вскружили голову. Вскоре после премьеры вместе с другом отправился во Дворец пионеров, в театральную студию под руководством Алексея Худякова. Много лет спустя, когда Юрию Андруховичу будет присвоено почетное звание «Заслуженного артиста России», Худяков позвонит ему из Иркутска и поздравит с наградой. Что ни говори, а театр - это не только репетиции и спектакли, но и человеческие взаимоотношения, и дружба, и наставничество.

Всей театральной студией они прорывались на премьеры в драматический театр, смотрели на актеров как на небожителей, мечтая о поступлении в театральное училище... Отрывок из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», рассказ Шолохова «Родинка», несколько фраз из басни Крылова «Два мужика» - и председатель приемной комиссии прервал его, предложив сплясать русский народный танец. Юрий был принят в театральное училище! Этюды, отрывки, спектакли, самостоятельные работы и некоторые проблемы со слухом на занятиях по вокалу. Наконец, успешно сыгранный дипломный спектакль «Двенадцатая ночь», коробка грима в подарок, диплом, а с ним и направление в Барнаул, в Алтайский Театр юного зрителя, где ему сразу же доверили большие роли - от Принца в «Золушке» до Председателя совета отряда в истории из жизни подростков «Дождь лил как из ведра». Следом за Барнаулом будут театры Иркутска, Уральска, Тамбова и с 1994 года - Сызрани...

Перед спектаклями он гримируется с помощью заячьей лапки. Этот прием Юрий Петрович освоил еще в студенческие годы, когда выходил на сцену Иркутского драматического театра. Казалось бы, какая разница, чем наносить на лицо пудру или грим? Нет, заячья лапка мягче любой ваты, к тому же равномерно тонирует лицо, не оставляя волокон. В этом весь Юрий Андрухович, уделяющий в работе над сценическим образом любой подробности максимум внимания. «С таким лицом, как у меня, - с улыбкой произносит он, - Гамлета не сыграешь! Хотя жаловаться на судьбу не приходится - репетировал я с самыми разными, очень интересно мыслящими режиссерами, играл самых разнообразных персонажей. К тому же театр подарил мне встречу с будущей супругой, а значит, не только творческое, но и семейное счастье!»

В середине восьмидесятых годов, будучи на Украине, он так очаровался работами местных народных умельцев, резчиков по дереву, что это стало его страстью. С тех пор Юрий Петрович создает декоративные шкатулки, пепельницы, мундштуки, с удовольствием дарит их друзьям и знакомым...

Несколько лет назад, работая над книгой, посвященной 100-летию Сызранского драматического театра, я каждые две-три недели приезжал в Сызрань, и всегда судьба сводила меня то с Юрием Петровичем, то с его супругой, Ниной Васильевной Барковской. Об одной из этих встреч сохранилась запись в моем ежедневнике: «Я выхожу из автобуса неподалеку от театра и на служебном входе встречаю Юрия Петровича. Вместе мы удивляемся переменчивости погоды - то снег, то дождь, то солнце! Типичным положительным героем, то ли бравым военным, то ли вышедшим из романов девятнадцатого века дворянином характеризовали его в одной из театроведческих статей. Спорить здесь практически не с чем: Юрий Андрухович принадлежит к исчезающей на глазах русской интеллигенции, рефлексирующей от грубых реалий жизни...»

Награжденный нагрудным знаком «За достижения в культуре», знаком отличия Сызранской Думы «За заслуги перед городом» первой степени, почетными грамотами Думы и Главы городского округа Сызрань, лауреат городской премии «Признание» Юрий Петрович Андрухович предельно скромен в жизни. Когда критики писали о нем как о благородном герое, он снисходительно улыбался. Когда тот или иной рецензент пытался понять, в чем секрет отсутствия типажности в его сценических героях, он лишь задумывался о чем-то своем. Когда зрители после спектаклей дарят ему цветы, он каждый раз смущается, не скрывая волнения.

По большому счету, на таких актерах как Андрухович держится русский репертуарный театр. Предельно строгий к себе, он требователен и к коллегам. В репетиционном процессе может быть и жестким, но не жестоким и не самовлюбленным. А какой тонкий он партнер!..

В театр Юрий Петрович приходит за пару часов до спектакля, к выходу на сцену традиционно готовится не спеша. Не любит что-либо делать впопыхах. Ему нужно сосредоточиться, стать другим человеком - с характером и особенностями героя, отбросить на время шлейф проблем и впечатлений собственной жизни. И ярчайший комик, и трагический герой, и лирик - в каждом образе актер существует на сцене без пережима, без наигрыша, без форсирования голосовых регистров мгновенно берет внимание и камерной аудитории, и большого театрального зала.

Из репетиционного зала выходят актеры. Режиссер Олег Шахов закончил вносить последние коррективы в «Дульсинею Тобосскую». Вечером в спектакле по пьесе Александра Володина Юрий Андрухович вновь сыграет Отца Альдонсы...

Супруга Юрия Петровича, заслуженная артистка Самарской области Нина Васильевна Барковская интеллигентна и на сцене, и в жизни. Увлеченно шьет, разводит цветы, преподает. Ее театральная жизнь началась в Саратовском театральном училище и могла продолжиться в Сызрани, но Александр Ривман тогда не среагировал на письмо начинающей актрисы. В Барнаульском ТЮЗе она играла много, в том числе и с актером Андруховичем, и доигралась до свадьбы. Иркутский ТЮЗ, затем - Уральский театр драмы. В 1994 году, когда в Казахстане отношение к русским изменилось настолько, что было страшно отправлять младшего сына в школу, по совету друга семьи - актера театра «СамАрт» Юрия Долгих - они приехали в Сызрань. Вот уже больше двадцати лет Андрухович и Барковская самозабвенно служат этой сцене, где судьба подарила им счастье работы с такими режиссерами как Александр Ривман, Андрей Ермолин, Виктор Курочкин, Владимир Коломак, Олег Скивко, Владимир Хрущев, Олег Шахов...

Савельев в «Случайном вальсе» К. Симонова, Симеонов-Пищик в «Вишневом саде» А.П. Чехова, Дикой в «Грозе» и Несчастливцев в «Лесе» А.Н. Островского, Стомил в «Танго» С. Мрожека, Ле-БреСирано де Бержерак» Э. Ростана), Жевакин, а затем и ЯичницаЖенитьба» Н.В. Гоголя), Дорн в «Комедии смерти» (по пьесе А.П. Чехова «Чайка»), ФедорЛюбовь - книга золотая» А.Н. Толстого), Павел Кирсанов в сценической версии романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», Бондырев в комедии А.Н. Островского и П.М. Невежина «Блажь», Бельский в «Касатке» - ждет своего часа подробный анализ широты творческого диапазона актера.

К безусловным удачам относится созданный Юрием Андруховичем каскад комедийных образов: от Тимофея в «Семейном портрете с дензнаками» С. Лобозерова и Николая в «Шутках в глухомани» И. Муренко до Зефирова во «Льве Гурыче Синичкине» Д. Ленского и Савелия в «Родне» В. Крестовского. Сызранская детвора была в восторге от его сказочных персонажей: Айболита, Пса-Доктора в спектакле «День рождения кота Леопольда», Пятачка в «Винни-Пух и все-все-все» А. Милна, Короля в «Золушке» Евг. Шварца, Царя в «Алмазной короне» К. Мешкова. А еще Юрия Петровича в Сызрани называют «народным Дедом Морозом». На новогодние елки к детям в этом образе он приходит уже не одно десятилетие, впервые примерив дедморозовскую бороду еще в пятнадцать лет в театральной студии при Иркутском Дворце пионеров.

С 2013 года в репертуаре Сызранского драматического театра комедия А. Цагарели «Ханума» в постановке Олега Шахова. В абсолютно бенефисной роли князя Вано Пантиашвили Юрий Андрухович и трогательно наивен, и буффонаден! Кстати сказать, у этого спектакля было шестнадцать премьерных аншлагов, что для такого небольшого города как Сызрань признак невероятного успеха у публики. А вскоре в спектакле Олега Шахова по пьесе Дональда Ли Кобурна «Игра в джин» Юрий Андрухович и Нина Барковская проявили богатство психологических полутонов.

Для этой актерской супружеской пары Сызрань стала второй родиной. Какими бы творческими перспективами ни манили другие театры, Андрухович и Барковская не предпочли их Сызранскому драматическому театру имени Алексея Толстого. Надо видеть, каким светом озаряются их лица, как сияют их глаза, стоит лишь упомянуть в разговоре этот театр!

15 июля 2021 года заслуженный артист России, ведущий актер Сызранского драматического театра имени Алексея Толстого Юрий Петрович Андрухович отметил 70-летие. В не самое комфортное для театра время мы желаем Юрию Петровичу в первую очередь здоровья и, конечно, новых ролей, репетиций, спектаклей!..

 

Фото из архива автора


Фотогалерея