Романтик и прагматик театра / Сергей Салмин (Сызрань)

Выпуск №2-242/2021, Лица

Романтик и прагматик театра / Сергей Салмин (Сызрань)

В июле 2021 года директор Сызранского драматического театра имени Алексея Толстого Сергей Владимирович Салмин в кругу друзей и коллег отметил 60-летний юбилей. В этот день, находясь в другом городе, я так и не смог до него дозвониться, чтобы поздравить, телефон юбиляра был постоянно занят...

В декабре 2016 года Сергей Владимирович, немного волнуясь, предложил мне написать книгу. За два года до векового юбилея театра его директор говорил об этом так, словно предвидел будущее. От первой в истории Сызранского театра книги должно было остаться ощущение жизни, того, что театр - это в первую очередь люди, актеры, режиссеры, те, кто на сцене, и те, кто всю жизнь за кулисами...

Когда в 1993 году театр погряз в вялотекущем ремонте, в цехах работали пять человек, а в труппе остались двенадцать актеров, руководитель Сызранского Управления культуры Ольга Николаевна Носцова, понимая, что театр нуждается в реформировании, предложила должность директора Сергею Салмину. Не имея опыта руководства театром, он рискнул. Первым делом вернул к активной работе легендарного сызранского режиссера Александра Ривмана, актера Андрея Дымова, своим заместителем назначил Валентину Карыгину. Валентина Ивановна всегда очень серьезно относилась к тому, как, в каком состоянии артист вошел в театр, с чем пришел на репетицию, как идет подготовка к спектаклю, что происходит за кулисами. Буквально на глазах атмосфера в коллективе начала меняться в лучшую сторону...

Салмин полюбил Сызранский театр еще в детстве, когда вместе с одноклассниками смотрел один спектакль за другим. Окончив в 1983 году Самарский институт культуры, он ушел на эстраду, писал песни, объездил с гастролирующими коллективами всю страну, занимался в Сызрани организацией концертов и массовых мероприятий. Вспоминая то время, Сергей Владимирович задумчиво говорит: «Я менеджер от искусства, прагматик, немного романтик. Как бы с годами ни менялась жизнь, мой принцип не изменился: я считаю, что нельзя стоять на месте, надо постоянно двигаться вперед, совершенствоваться».

К премьерным спектаклям он писал музыку и стихи, но никогда не вмешивался в творческий процесс. Вместе с режиссером Андреем Ермолиным, художником Валерием Ковалевым Салмин привел театр к новой стилистике. Кстати, именно Сергей Салмин предложил Андрею Ермолину играть «Комедию смерти» (по пьесе А.П. Чехова «Чайка»), на сцене в окружении зрителей, он же подал идею постановки «Танго» Мрожека.

В 1994 году состоялись первые в истории театра гастроли в Москве. На малой сцене МХАТа имени А.П. Чехова были показаны «Жертва» Марио Фратти и «Танго» Славомира Мрожека. Ольга Игнатюк писала в газете «Культура»: «По тому, что привозят к нам из провинции, можно многое сказать о самой провинции. «Жертва» высоко ценима местными театралами. Бездна удовольствия зрителям! Второй спектакль сызранцев был более сдержанным. В «Танго» проявились изрядные данные труппы и главного режиссера Андрея Ермолина, поставившего очень зрелый спектакль в жанре философской притчи».

С 1995 года театр стал активным участником международных творческих проектов. Первым из них была поездка представителей Сызрани в качестве гостей в Финляндию на Международный театральный фестиваль и симпозиум «Хельсинки-Арт 95». Результатом творческой командировки стала постановка на сызранской сцене спектакля «Дама-невидимка» П. Кальдерона. Для осуществления проекта были приглашены мексиканский режиссер Марио Лосано Аламилла и английский хореограф Лиза-Мария Холлоуэй. В день премьеры, 3 декабря 1995 года, на площади при входе в театр зрителей встречали, как в шекспировские времена, горящие факелы. Действие спектакля происходило на сцене, в зале, на балконе. Сегодня уже очевидно, что тогда Сергею Салмину как директору театра и продюсеру этого творческого проекта был важен не одномоментный успех у публики. В театре началась принципиально новая работа с актерами, возникли иные энергетика, моторика, психология, установление внутреннего контакта через физическое действие. Эта по-настоящему творческая авантюра во многом удалась.

11 ноября 1996 года в Санкт-Петербургском Театре на Литейном на посвященном 100-летию со дня первой постановки пьесы А.П. Чехова «Чайка» Международном театральном фестивале «Полет чайки» была сыграна «Комедия смерти». Критики отметили, что спектакль Андрея Ермолина сознательно лишен романтизма, оттого столь дидактичен лысеющий Треплев (Андрей Бурнаев), откровенно бездарна Нина Заречная (Надежда Дудникова), необаятельна Аркадина (Лидия Дымова), приземленно выглядит Тригорин (Михаил Галицкий), жалок Медведенко (Владимир Сапрыкин), всеми заброшен Сорин (Константин Залесский). В жизни этих персонажей нет ничего светлого. Усадьба Сорина по замыслу режиссера и сценографа трансформировалась в кладбище с могилами, крестами, надгробиями, среди которых, здесь же, на сцене, находились зрители.

«Салмин умеет наводить порядок в своем театре, не нагоняя при этом страху, - писала в те дни Ирина Федорова в «Самарской газете». - Удается ему решать и вопросы с гастролями. Многие театры в стране отказываются от них из-за финансовых трудностей, а Сызранская драма гастролирует».

Через четыре года после первых столичных гастролей, в июле 1998 года, Сызранский драматический театр вновь гастролировал в Москве, сыграв «Событие» В. Набокова, «Комедию смерти», «Встать! Смирно! На пле-чо!» (по пьесе В. Славкина «Плохая квартира»), «Запретный алтарь» А. Чиркова. Геннадий Дадамян заметил: «Сызрань я всегда всем привожу в пример. Когда практически во всех городах России на муниципальный театр выделялось в среднем по шесть процентов городского бюджета, здесь было тринадцать процентов! Сызранцам очень повезло, что в их театре работают такие профессионалы, как Сергей Салмин!»

Парадокс, но в том же 1998 году Сергей Владимирович Салмин уехал из Сызрани в столицу, где работал директором в Театре классического балета Касаткиной и Василева, а затем в Московском государственном историко-этнографическом театре. И все же судьба вернула его в Сызрань, в драматический театр имени Алексея Толстого. В 2007 году, вновь возглавив театр, Салмин пригласил актрису Амурского областного драматического театра, заслуженную артистку России Татьяну Телегину и группу выпускников Дальневосточной академии искусств. «Что может предложить руководство театра в небольшом городе? Только возможность для творчества, для реализации интересных проектов. Моя задача - чтобы люди здесь хотели работать, чтобы получали достойную зарплату, причем, все работники», - цитировала Салмина газета «Самарское обозрение».

«Когда директор театра Сергей Салмин предложил мне поставить спектакль по пьесе Алексея Толстого «Касатка», я сразу согласился, - вспоминает режиссер Владимир Хрущев. - Я давно мечтал поработать с этой пьесой, светлой, трогательной, наполненной воздухом свободы. Жанр спектакля определился сразу - сказка о потерянном рае».

Генерирующий творческие идеи Салмин - приверженец такого принципа руководства театра, при котором директор не вмешивается в художественную составляющую, но и не отстраняется от нее. Плюс специфика сызранского зрителя, любящего классику и незатейливые житейские истории, а уже затем - поиск новых форм и эстетские новации для так называемого «своего круга». В городе лишь один профессиональный театр. Отсюда и широкая репертуарная политика, и работа со зрителем самого разного возраста. Созданный Салминым больше четверти века назад в Сызрани механизм управления является классической директорской моделью театра. Творчество он считает определяющим началом для театрального коллектива, при том, что присущие творческому лидеру стилистика и эстетика должны совпадать с пристрастиями местной публики.

У Сергея Владимировича Салмина немало наград. Помню, с каким волнением в декабре 2017 года он получал одну из них от Главы городского округа Сызрань Николая Михайловича Лядина. «Развивается наш город, вместе с ним меняется и Сызранский театр», - сказал тогда Сергей Владимирович.

Не ждите от меня так называемой объективной оценки работы Салмина. И по-человечески, и творчески мы близки. Хотя, не скрою, случались между нами и разногласия. Иначе и быть не может, когда ты рецензируешь театральные премьеры, анализируешь спектакли, работая в жюри проводимого Самарским отделением СТД РФ областного профессионального конкурса «Самарская театральная муза». Как драматург я благодарен Сергею Владимировичу за подкрепленную творческой интуицией поддержку первых постановок спектаклей по моим пьесам «Интимные отношения» и «Разве я не любила тебя?» Кстати сказать, при Салмине в Сызранском театре состоялся не один десяток премьер по пьесам современных российских и зарубежных авторов!..

В свое время по предложению Сергея Салмина режиссер Олег Шахов поставил в Сызрани свой первый спектакль, за ним еще один, и еще, и еще. Затем судьба развела их. Спустя четырнадцать лет они встретились, и Сергей Владимирович предложил Шахову поработать в театре уже в качестве главного режиссера. С тех пор их совместными усилиями было создано более двадцати постановок. И Олег Шахов, и главный художник театра Анна Митко считают Сергея Салмина человеком большой силы, настоящим директором, берущим на себя ответственность за решение творческих и производственных вопросов.

В октябре 2017 года на сызранской сцене впервые состоялась возглавляемая Олегом Лоевским и Еленой Носовой Лаборатория современной драматургии Государственного Театра Наций. По итогам Лаборатории в репертуар вошел «Метод Грёнхольма» Ж. Гальсеран в постановке Михаила Заеца.

Именно Сергей Владимирович Салмин был родоначальником идеи проведения в Сызрани в 2018 году посвященного 100-летию местного драматического театра фестиваля с символичным названием «Время театра». В октябре 2018 года на сызранской сцене со своими спектаклями выступили театры из Самары, Тольятти, Пензы, Саранска, Копенгагена. Проведенный при поддержке СТД РФ и Администрации городского округа Сызрань, фестиваль стал регулярным. В сентябре 2021 года в очередном фестивале участвовали Центральный академический Театр Российской Армии, Самарский молодежный драматический театр «Мастерская», Тольяттинский драматический театр «Колесо» имени Глеба Дроздова, Рыбинский драматический театр, театры из Вольска и Балакова.

Драматический театр имени Алексея Толстого - единственный профессиональный театр в Сызрани, а это значит, что в репертуарной политике он традиционно ориентируется и на детей, и на молодежь, и на зрелого, искушенного зрителя, сочетая классические трактовки с поиском новых сценических форм.

В последние полтора года театр существует в условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса, но что бы ни происходило, Сергей Владимирович Салмин, не теряет уверенности в завтрашнем дне, верит не в стечение обстоятельств и не в приметы, а в себя и в коллег, в их талант и силу духа.

Фото из архива Самарского отделения СТД РФ и автора


Фотогалерея