И продолжение следует... / 85-летие со дня основания Белгородского драмтеатра им. М.С.Щепкина

Выпуск №2-242/2021, Портрет театра

И продолжение следует... / 85-летие со дня основания Белгородского драмтеатра им. М.С.Щепкина

85-летие со дня основания отмечает в октябре Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С. Щепкина.

Соборная площадь... Белгородский драматический театр. Самое сердце города, области, Белогорья... Широкая ладонь площади будто выносит его навстречу людям, а венок кленовых аллей укрывает от уличной сутолоки. «... И каждый вечер в час назначенный» загораются высокие окна, огни подъезда... И встречает спешащих на этот свет зрителей бронзовый Щепкин, присевший отдохнуть в тихом театральном скверике...

Родился Белгородский драматический театр в 30-е годы ХХ века, а вот корни его уходят куда глубже - к культурным слоям, чистым родникам веков минувших. Ярким свидетельством того является история знаменитых крепостных театров России. В блистательной труппе Шереметевых играли уроженцы слободы Борисовка - красивые, статные, обладающие прекрасными голосами, впитавшие в себя традиции уникальной южно-русской музыкальной культуры. В двадцатые годы ХIХ века создается крепостной театр в слободе Головчино - имении помещиков Хорватов. На его двух сценах ставились драмы, комедии, водевили, оперы, балеты. Спектакли шли круглый год и не менее четырех раз в неделю. По количеству постановок Головчинский театр занимал третье место в России после театров А.Ф. Воронцова и Шереметевых. Крепостные таланты из слободы Ракитной внесли заметный вклад и в процветание московского крепостного театра князя Н.Б. Юсупова. Украшением его труппы была прима-балерина Анна Рабутовская, на театре служила и ее младшая сестра Авдотья. После смерти князя Анна вернулась на родину и, воспользовавшись приглашением Ивана Хорвата, стала во главе балетной труппы Головчинского театра.

Белгородская земля подарила молодому русскому театру и одну из самых ярких его звезд - Михаила Щепкина, светом своего таланта и человечности озарившего весь его дальнейший путь. Он родился неподалеку от Белгорода, «в селе Красном, что на речке Пенке»... Там же, в крепостном театре графа Волькенштейна, впервые открыл для себя чудо сценического искусства: «Я не знал, что в этот день решится вся будущая судьба моя!..» Потом уже сам делал первые актерские шаги в этом домашнем театре...

Первое театральное здание было построено в уездном Белгороде в конце XIX века и располагалось в районе железнодорожного вокзала. Вскоре деревянное строение сгорело, а в начале века двадцатого в центре города возвели каменный театр «Орион» (ныне - здание Белгородского государственного музея народной культуры). Есть сведения, что он открылся в 1909 году, а играли там любительские театральные кружки и гастролеры. В 1914 году, в канун Первой мировой войны, на сцене «Ориона» пел Ф.И. Шаляпин.

Попытки создания профессионального театра в Белгороде предпринимались сразу после Октябрьской революции и в 20-е годы. Но лишь в середине 30-х под крылатым лозунгом «культуру - в массы!» Наркомпрос Курской области открывает в Старом Осколе и Валуйках колхозно-совхозные театры, призванные партией «внедрять в самую толщу колхозного крестьянства образцы подлинного социалистического искусства».

За первый сезон коллектив старооскольцев добился заметных творческих успехов: во-первых, репертуар театра включал «семь готовых капитальных спектаклей», а во-вторых, все они были тепло приняты во время гастролей труппы в Курске летом 1936 года. Эти гастроли резко изменили биографию театра, а точнее - его «фамилию»... Вот как комментировал события руководитель коллектива Н.Г. Белоконь: «Председатель Облисполкома тов. Царев, подытоживая нашу работу в Курске, наряду с высокой оценкой указал нам на недостаточное внимание учебы коллектива и посоветовал управлению по делам искусств перевести бывшую базу театра из Старого Оскола в Белгород с тем, чтобы еще больше обеспечить художественно-творческий рост театра».

Так в октябре 1936 года в Белгороде начал работу Белгородский колхозно-совхозный театр. Именно с той осени и ведется отсчет театральных сезонов Белгородской драмы. Основная сцена театра разместилась в бывшем здании синематографа «Орион», а первой премьерой в Белгороде стала драма А. Бруштейн «Продолжение следует». Уже за первое полугодие театр сыграл 113 спектаклей на основной сцене, на которых побывало более 84 000 зрителей. На каждый спектакль выделялось по 70 билетов для стахановцев, ударников предприятий и учреждений. Кроме того, артисты дали более сорока выездных спектаклей в соседних районах.

... Страшную весть о начале Великой Отечественной войны коллектив театра узнал, будучи на больших гастролях по Украине, в городе Геническе. По воспоминаниям директора Софьи Моисеевны Козловой, через два дня театр уже был в Мелитополе: «...несмотря на мобилизацию, светомаскировку, напряжение тех дней, спектакли проходили при переполненном зале. Это убеждало нас в том, что наше дело нужно людям...»

В сентябре театр вернулся в Белгород. По вечерам играли спектакли, а днем давали шефские концерты. Не раз они прерывались сигналами тревоги, налетами вражеской авиации, но артисты делали свое дело, считая себя «мобилизованными и призванными». «За время войны, - писала 10 октября 1941 года «Курская правда», - артисты театра дали 72 концерта для бойцов и трудящихся».

А потом была эвакуация: Самарканд, Ташкент, Кзыл-Орда... На передвижной сцене театра шли спектакли «Парень из нашего города», «Русские люди», «Жди меня» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Бесприданница», «Последняя жертва», «Без вины виноватые» А.Н. Островского. В годы эвакуации Белгородский театр получил название «Курский драматический театр». В марте 1943 года был отмечен благодарностью по Приказу Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров РСФСР за то, что «полностью сохранился как художественный коллектив, сберег эвакуированные ценности, бесперебойно работал без государственных дотаций».

После освобождения Белгорода в августе 1943 года артисты вернулись в родной город, который встретил их безлюдьем и разрухой, но уже в апреле 44-го открыли театральный сезон. С той поры возмужавшая, много повидавшая, выжившая театральная семья стала именоваться Белгородским драматическим театром.

В 1947 году театр был реорганизован - его труппа обновилась благодаря выпускникам и педагогам Тульской театральной студии. Первой постановкой стала «Молодая гвардия» по роману А. Фадеева. «С каким энтузиазмом готовили мы эту премьеру! - вспоминала артистка театра Мария Баскова. - Репетировали днями и ночами, сами шили занавес, кулисы, падуги. И еще успевали вкалывать на восстановительных работах. Знаете - молодогвардейцы в подполье были разбиты по пятеркам... Вот этими же актерскими пятерками работали на разборе завалов, на кладке кирпичей...»

Премьера состоялась в отремонтированном здании театра и прошла на «ура». Зрители по несколько раз приходили на этот спектакль - его тема, события были близки и понятны белгородцам, которые сами пережили все ужасы немецкой оккупации, помнили своих героев-подпольщиков, массовые аресты и казни.

Переломным в истории театра стал 1954 год, когда была образована Белгородская область, а театр получил статус областного. Формирование профессиональной труппы стало главной задачей для руководства театра. На белгородскую сцену были приглашены профессионально зрелые мастера - И.А. Лебедев, получивший театральное образование в студии М. Чехова, В.П. Логинова, которая в 1957 году была удостоена звания «заслуженной артистки РСФСР», В.Н. Игнатов, награжденный впоследствии орденом Трудового Красного Знамени, Е.Д. Зорина, А.П. Зотов, А.Н. Кузьмин, А.С. Аляутдинов... Первой премьерой Белгородского областного драматического театра стал спектакль «Сильные духом» по пьесе Д. Медведева и А. Гребнева, сыгранный 7 ноября 1954 года.

В те годы шефство над белгородской сценой берет коллектив прославленного Малого театра. Помогали словом и делом - подарили часть костюмов и декораций, одежду сцены. Представители Малого часто приезжали в Белгород, участвовали в формировании репертуара, в обсуждении спектаклей, проводили с актерами занятия по речи и сценическому движению. В спектаклях театра играли такие звезды советского театра, как Елена Гоголева, Михаил Жаров, Игорь Ильинский, Вера Марецкая, Алла Тарасова. Именитые шефы предложили присвоить Белгородскому театру имя Михаила Семеновича Щепкина. Это знаменательное событие состоялось в 1956 году.

В 1962 году открывается новое здание театра. «Тот, кто не был в нашем городе три-четыре года, будет приятно поражен, - писала «Белгородская правда». - На месте, где ютились маленькие покосившиеся от времени деревянные домики, выросло монументальное здание драматического театра имени М.С. Щепкина. Возвели театр по проекту белгородского архитектора В.М. Лимаренко рабочие треста «Белгородпромстрой»...»

Энергия 1960-х ворвалась на подмостки молодого театра с новым - талантливым, дерзким, азартным - поколением актеров. Среди них - будущие народные артисты России Владимир Бондарук, Николай Черныш, будущие заслуженные - Евгения Ярцева, Александр Баратов, Петр Самсонов, Светлана Кубарева, Владимир Ярмак, чуть позже пришел в труппу Владимир Подмогильный. В это же время в Белгород приезжает яркий, неординарный режиссер Рэм Байер, молодые талантливые художники-сценографы - Александр Мамонтов, Марат Парахненко, Григорий Гритчин, Нина Мельникова... Все они внесли огромный вклад в творческий расцвет Белгородской драмы.

В феврале 1973 года за «дирижерский» пульт Белгородской драмы встает молодой директор Виктор Иванович Слободчук. Музыкант по природе и образованию, дипломат и борец по складу характера, белгородец по рождению и подлинный хозяин - по сути, он проанализировал и взвесил все плюсы и минусы белгородской театральной ситуации и уже после первого года пребывания в театре пришел к выводу, что сильной белгородской труппе необходимы свежие художественные идеи, профессиональное движение под началом ярких, желательно столичных, режиссеров.

«Конечно, мастеров тогда было нелегко заманить в малоизвестный провинциальный театр, - вспоминает Виктор Иванович. - Но нужно было это сделать во что бы то ни стало... Для того, чтобы встряхнуть театр от возможного застоя, от благополучной, но уже привычной «картинки». Пускай это будет «разовый» взлет, но он поднимет планку для труппы и наших режиссеров... А заинтересованные зрители будут жить в ожидании нового чуда...»

Начало «эры Слободчука» ознаменовано укреплением труппы, материально-технической базы театра, масштабными гастролями Белгородской драмы в городах России и союзных республик. Рождаются спектакли, которые станут легендами щепкинской сцены - «Свадьба Кречинского», «Сирано де Бержерак», «Леди Макбет Мценского уезда», «Трехгрошовая опера»... В начале 80-х в театре открывается малая сцена...

Ставка директора на приглашение известных мастеров режиссуры полностью оправдалась: выросло профессиональное мастерство труппы, был сформирован разнообразный качественный репертуар, завоеван постоянный интерес зрителя к спектаклям театра. Как результат - на щепкинской сцене в 80-90-е годы работают Павел Хомский, Александр Вилькин, Борис Глаголин, Иосиф Райхельгауз, Юрий Чернышев, Михаил Мокеев, Анатолий Морозов, а позже - Владимир Андреев, Борис Морозов, Валерий Белякович, Марк Розовский, Юрий Иоффе, Семен Спивак, Александр Кузин, Александр Огарев... Спектакли оформляют выдающиеся художники-сценографы Иосиф Сумбаташвили, Эдуард Кочергин, Юрий Хариков, Мария Рыбасова, Март Китаев, Юрий Доломанов, Анастасия Глебова, Андрей Климов, Алена Сидорина, Максим Обрезков, Татьяна Виданова...

Новой «точкой ускорения» для театра явился I Всероссийский театральный фестиваль «Лучшие актерские работы в театрах РСФСР», проходивший осенью 1988 года и посвященный 200-летию М.С. Щепкина. В эти дни в городе, рядом со Смоленским собором, был установлен памятник Михаилу Щепкину работы скульпторов Вячеслава Клыкова и Анатолия Шишкова (позднее по инициативе В.И. Слободчука его перенесут к театру), а на родине артиста, в селе Красном Яковлевского района, открылся музей М.С. Щепкина. В числе почетных гостей и участников фестиваля были звезды советского театра: Элина Быстрицкая, Вера Васильева, Анастасия Вертинская, Светлана Немоляева, Евгений Весник, Игорь Владимиров, Александр Лазарев, Василий Лановой, Юрий Соломин, Михаил Ульянов. Десять последующих фестивалей, прошедших под названием «Актеры России - Михаилу Щепкину», подтвердили статус Белгорода как одного из театральных городов страны. За эти годы в круг друзей фестиваля вошло около ста театров России, Белоруссии, Украины, Сербии.

В смутные 90-е, когда российским театрам приходилось несладко, государственное финансирование сокращалось, а многие директора пускались во все тяжкие, отдавая театры в аренду чуть ли не под казино, Слободчук не сдал ни сантиметра площади здания под коммерческие проекты. Напротив, ему удалось вывести театр на новый творческий уровень.

Примечателен такой факт. Для постановки спектакля «Ромео и Джульетта» пригласили режиссера Михаила Мокеева и сценографа Юрия Харикова. Художническая фантазия потребовала серьезного перевооружения механики сцены. Цеха восстали: «Это невозможно, этого не может быть никогда». Режиссер и художник уже были готовы попрощаться с творческим замыслом, но тут взял слово Слободчук. Обратившись к коллегам, он сказал: «Вас в XXI век зовут, а вы упираетесь!» После этого Михаил Мокеев признался в одном из интервью: «Мне приходилось ставить в Лондоне на Вест-Энде. Должен сказать, что лондонским продюсерским конторам есть чему поучиться у белгородского продюсера театра Виктора Слободчука».

Творческие успехи Белгородской драмы, верность коллектива высокой - просветительской, воспитательной - миссии русского театра в 1998 году были отмечены присвоением ему почетного звания «академический». А на рубеже нового тысячелетия - в течение всего одного сезона 2000-2001 годов - Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С. Щепкина пережил масштабную реконструкцию здания и полное его техническое переоснащение.

Все тогда было ново и необычно. Стены и окна фойе стали стройнее, выше, элегантнее. Неузнаваемо изменился зрительный зал, над которым изогнулась новая линия балкона. Кресла удивительно красивые, удобные, стильные - малиновый бархат в темном дереве. Великолепный занавес выполнен по эскизам белгородской художницы Ольги Поповой. Создан единый стилевой организм зала с учетом идеальной акустики и видимости сцены. Свет и звук стали особой гордостью театра: было установлено оборудование итальянского и английского производства. Специалисты театрального дела признавали БГАДТ имени М.С. Щепкина одним из самых красивых и оснащенных театров России.

«В театре должна быть мобильная, высокопрофессиональная труппа, способная решать сложные творческие задачи!» - один из принципов художественного руководителя БГАДТ имени М.С. Щепкина, заслуженного деятеля искусств России Виктора Слободчука. В течение многих лет он собирает жемчужины для актерской «короны» театра. Сегодня эксперты фестивалей называют щепкинскую труппу уникальной, коллекционной, одной из самых сбалансированных по актерским амплуа, отмечая, что ее яркие индивидуальности составляют гармоничный, богатый, слаженный ансамбль.

Ядро труппы - артисты, много лет отдавшие белгородской сцене. Народные артисты России Марина Русакова и Виталий Стариков, о которых режиссер и педагог Владимир Андреев сказал: «Это та самая высокая провинция, которая помогает сберечь отечественную культуру...» Заслуженные артисты России Ирина Драпкина и Иван Кириллов, Оксана Бгавина и Виталий Бгавин2017 года он является главным режиссером театра) - замечательные мастера, чье преданное служение профессии стало примером для молодого поколения щепкинской труппы. Это блистательная плеяда лауреатов и дипломантов всероссийских и международных театральных фестивалей - Вероника Васильева, Валерия Ерошенко, Анастасия Замараева, Нина Кранцевич, Надежда Пахоменко, Владимир Дорогин, Дмитрий Евграфов, Андрей Манохин, Роман Рощин, Игорь Ткачёв. Это лауреаты региональных творческих конкурсов и премий - Юлия Волкова, Оксана Катанская, Эвелина Ткачёва, Наталья Чувашова, Антон Блискунов, Илья Васильев, Сергей Денисов, Андрей Зотов, Михаил Новичихин... Многие являются стипендиатами Союза театральных деятелей России, артист Владимир Кубриков - стипендиатом Правительства РФ.

Ежегодно труппа театра пополняется выпускниками театральных вузов Москвы, Воронежа, Саратова, Красноярска, Ярославля... А 10 лет назад, по инициативе Виктора Слободчука, при Белгородском государственном институте искусств и культуры был открыт факультет режиссуры, актерского искусства и хореографии. Сегодня в театре уже играют его выпускники - ученики профессоров Марины Русаковой, Виталия Старикова, Ирины Драпкиной, доцента Оксаны Бгавиной.

Неудивительно, что в копилке наград коллектива - золотые и серебряные призы международных форумов «Золотой Витязь», «Сочинский театральный Олимп», «У Золотых ворот», «Белая Вежа», «Боспорские агоны»... Театр дважды удостоен Премии Центрального федерального округа - «За достижения в области театрального искусства». Только за минувшее пятилетие Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С.Щепкина принял участие в 18-ти всероссийских и международных фестивалях. И с каждого из них привез заслуженные награды! Белгородская драма - постоянный участник Федеральной программы «Большие гастроли», в ее рамках состоялись обменные гастроли с Русским академическим театром имени Евгения Вахтангова (Владикавказ), Нижегородским академическим театром драмы имени М.Горького, Национальным театром Республики Карелия (Петрозаводск).

Но главная награда для щепкинцев - это преданная любовь белгородских зрителей. Театр не просто любим ими, он окружен невероятной аурой обожания! Билеты здесь «уходят» в считанные часы после начала продаж, раскупаются на два месяца вперед, спектакли идут при непременных аншлагах, а после премьер в социальных сетях театра кипят жаркие, эмоциональные, но всегда уважительные, интеллигентные, умные дискуссии.

Для него, благодарного и требовательного зрителя, Белгородская драма каждый сезон выпускает 6-8 премьер - по русской и зарубежной классике, современной драматургии, произведениям для детей и юношества. Спектакли идут на основной и малой сценах, в фойе и на театральной лестнице, творческие встречи и экскурсии организуют в музее истории театра. Каждую неделю артисты выезжают в районы области, доброй традицией стали ежегодные гастроли в крупных промышленных городах области - Губкине и Старом Осколе и летний тур по отдаленным районам Белгородчины...

И всегда в зрительном зале есть родители с детьми, школьники, студенты и их педагоги, молодые пары... А значит, как было написано на самой первой афише Белгородского театра, - «Продолжение следует»!

 

Фото из архива театра

Фотогалерея