Баку - город кактусов/Театральная премьера в Баку

Выпуск № 10-120/2009, Содружество

Баку - город кактусов/Театральная премьера в Баку

 

Собственный спектакль поставил в прекрасном древнем городе Баку Продюсерский центр «ПроЦент», успешно занимавшийся до этого организацией гастролей звезд, проведением джазового фестиваля, выставок и прочей культурной деятельностью.

Возглавляет центр Алекспер Таги-заде, энергичный и симпатичный человек, по профессии психолог (учившийся, кстати, в МГУ). Он решился сам выступить в роли режиссера и для дебюта на новом поприще выбрал пьесу Эйба Берроуза «Цветок кактуса».

Бродвейская комедия положений — понятное дело, для привлечения зрителей. Но все не так просто. Пьеса была экранизирована в 1969 году, и главные женские роли в ней играли, ни много ни мало, Ингрид Бергман и юная Голди Хоун, которая, кстати сказать, за этот свой дебют получила премию «Оскар». Так что комедия комедией, а планка «ПроЦентом» была установлена высокая.

Бакинцы мелочиться не стали. Для постановки были привлечены мощные силы. Пьесу адаптировал к современности известный сценарист и драматург Рамиз Фаталиев, работавший с корифеями, такими как Никита Михалков, да и сам ставший успешным кинорежиссером. Остроумную стильную сценографию сделал художник Назим Беккишиев. Он превратил сцену в розовый домик Барби (пена и кружева линий): слева — кабинет дантиста Джулиана, главного героя-любовника, утомившегося от собственных похождений ловеласа-холостяка, который задурил голову молоденькой продавщице граммпластинок. Справа — комнатка девушки, уверенной, что ее избранник уже женат и имеет троих детишек. А по центру — изящный подиум, на который герои поднимаются, отправляясь в ресторан, и большой круглый экран. Этот бледный диск, печально глядящий на страсти, кипящие на сцене, становится одним из главных художественных средств спектакля, более того — одним из главных действующих лиц. Режиссер видео Фуад Алишев стал поистине одним из полноправных создателей постановки. То на диск проецируется лунный ландшафт, то небоскребы Нью-Йорка, то спешащая по улицам толпа, а в момент мечтаний влюбленной в дантиста медсестры, вовлеченной им в интригу, разыгрывается целый мини-фильм в лучших голливудских традициях. Грезы Стефани оживают, и она оказывается вместе с Джулианом героиней прекрасной киноленты, где любовь, шампанское, роскошные туалеты и... вовремя поданные благородному красавцу бутерброды, именно такие, к каким он привык. Ирония придает этому иллюзорному миру богатых особый шарм, заодно расширяя контекст спектакля.

В «Цветке кактуса» собраны великолепные актеры из разных театров Баку, в том числе и имеющие звания народных. Несомненно, они профессионалы и любимцы публики, которая встречает каждый их выход овациями. Дантиста Джулиана играет элегантный седовласый Фуад Поладов, которого москвичи видели в роли Бунина на гастролях театра «Ибрус». Его друга Харви — великолепный комик Рафик Алиев. Вроде бы проходную роль миссис Дюран, пациентки клиники, Людмила Духовная превратила в триумфальное и комическое дефиле. Но, конечно, успех постановки был бы немыслим без молодых актрис, сыгравших юную Тони и старую деву медсестру Стефани, превратившуюся против воли в светскую львицу. Обе актрисы оказались на высоте. Тони — Наталья Пышкина, поначалу казавшаяся инфантильной кошечкой, мягкой и пушистой, проявила доброту, самоотверженность, настойчивость и свободолюбие. Актриса точна и стильна. Любава Гринева, играющая Стефани, не боится гротеска, она обладает органичным комизмом, самоиронией, не боится быть некрасивой, но умеет превратиться в настоящую красотку.

Пока что не сложился цельный образ молодого писателя у Теймура Рагимова, а Аскер Рагимов, исполняющий роль сеньора Артуро Санчеса, слишком уж комикует, перегибая палку. Но спектакль только начинает свою жизнь, а режиссер-дебютант готов продолжать над ним работу. Во всяком случае публика от не до конца еще распустившегося «Цветка кактуса» в восторге, а артисты получают от игры огромное удовольствие. К слову, все они великолепно говорят по-русски. Много чище многих московских артистов.

И еще к слову. На широком подоконнике в кабинете Алекспера Таги-заде расположилась целая плантация разноразмерных колючих обитателей. Это кактусы, подаренные режиссеру и продюсеру участниками спектакля в день премьеры. Лиха беда — начало. Быть может, в «ПроЦенте» распустится целый цветник. В планах — новая постановка. На этот раз — русская классика.

Фото из архива Продюсерского центра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.