Век Вахтанговского театра

Выпуск №3-243/2021, Дата

Век Вахтанговского театра Спросите знатоков и любителей театра - в чем суть понятия вахтанговский?

В один голос скажут, что вахтанговское - это праздник, ирония, торжество актерского мастерства, особый способ существования на сцене, отказ от натурализма и бытового правдоподобия... И все будут правы, но никто не даст исчерпывающего определения. Потому что вахтанговское - всегда существующее и вечно ускользающее волшебство театра, его магия, его умение распознавать и воплощать таинственный язык сфер.

100 лет назад, 13 ноября 1921 года, в особняке Берга, расположенном по адресу Арбат, 26, восстановленном руками самих студийцев, мечтающих об актерской славе и своем театре, открылся новый театр. Третья студия МХТ решительно заявила о себе.

Играли «Чудо святого Антония» во второй редакции в постановке Евгения Вахангова.

После спектакля состоялся концерт с участием К.С. Станиславского, А.И. Южина, Михаила Чехова, самого Евгения Богратионовича, певицы Зои Лодий и пианистки Надежды Голубовской.

Мог ли кто-нибудь из студийцев, всей душой преданных театру и верящих в себя и в свое дело, предположить, что через 100 лет их детище станет одним из лучших и знаменитых театров России, будет признано во всем мире? Их опыт будут изучать, им станут подражать, они окажутся предметом восхищения...

Вспоминая Вахтангова 29 ноября 1922 года, через полгода после его кончины, нарком просвещения А.В. Луначарский сказал: «Надо, чтобы та любовь, которую Вахтангов чувствовал к своему творению, чтобы та работа, которую он с вами произвел, оказалась стальным обручем, который сохранит единство коллектива и не даст ему распасться. Надо, чтобы и впредь тот пример, который он являл в творчестве с молодежью, был сохранен, но не так, как хранят мумию в музее, а чтобы он оказался живым».

Его пожелание осуществилось.

В театре Вахтангова в течение века сохранились традиции, незыблемость устоев и даже неизменный за все сто лет адрес. Революция, НЭП, социалистическое строительство, героическая тематика, великая мировая литература и советская классика занимали свое место на сцене. Спектакли Вахтанговского театра становились вехами в истории развития советского, а позже российского и мирового театра.

Театр не подстраивался под власть, он искал точки соприкосновения со стремительно меняющейся действительностью, виртуозно соединяя чисто театральные открытия, поиски формы и современного способа существования актеров на сцене и умения откликнуться на вызовы времени, услышать те подземные токи, которые определяли лицо эпохи.

Великие актеры выступали на этой сцене, умножая славу коллектива: Ц. Мансурова, Б. Щукин, Р. Симонов, И. Толчанов, И. Рапопорт, О. Глазунов, А. Горюнов, А. Орочко, Е. Алексеева, Д. Андреева, М. Синельникова, В. Куза, М. Астангов, С. Лукьянов, Н. Плотников, М. Ульянов, В. Этуш, Ю. Яковлев, Н. Гриценко, В. Лановой, В. Шлезингер, Ю. Борисова, В. Шалевич, Лариса и Галина Пашковы, Л. Целиковская. Их традиции продолжают сегодня Л. Максакова, И. Купченко, Е. Князев, О. Тумайкина, С. Маковецкий, В. Симонов, М. Суханов, В. Вдовиченков, М. Аронова, Н. Гришаева, А. Дубровская, О. Лерман, М. Волкова, В. Добронравов, Е. Крегжде, А. Иванов и многие другие.

За долгие годы шесть главных режиссеров и художественных руководителей определяли лицо театра: Евгений Богратионович Вахтангов - создатель Театра, постановщик спектаклей «Чудо святого Антония», «Вечер А.П. Чехова», «Принцесса Турандот»; Алексей Дмитриевич Попов, поставивший на сцене Театра шесть спектаклей, в числе которых «Виринея», «Зойкина квартира», «Заговор чувств», «Разлом». Это он привел в театр Вахтангова новых авторов - Л. Сейфуллину, М. Булгакова, Ю. Олешу, Б. Лавренева, Н. Погодина; Рубен Николаевич Симонов - актер, ученик Е.Б. Вахтангова, художественный руководитель и главный режиссер (1939-1968), блестящий актер, поставивший на этой сцене 39 спектаклей; Евгений Рубенович Симонов - главный режиссер, с именем которого связан взлет театра на рубеже 1950-1960-х годов: в его спектаклях раскрылись дарования тех, кого принято называть вторым поколением вахтанговцев - Юлии Борисовой, Юрия Яковлева, Михаила Ульянова, Василия Ланового, Владимира Этуша... Михаил Александрович Ульянов, сохранивший театр в «лихие» 1990-е. Римас Владимирович Туминас - художественный руководитель Театра с 2007 года. Среди поставленных им спектаклей признанные не только в нашей стране шедевры: «Дядя Ваня», «Пристань», «Маскарад», «Евгений Онегин», «Царь Эдип», «Война и мир». С его именем связан расцвет театра последнего десятилетия.

Театр Вахтангова дарит радость, заставляет смеяться, сострадать, задумываться, гневаться, испытывать катарсис - сопереживание и очищение в высоком смысле слова, и снова открывать для себя волшебный мир, где игра и жизнь встречаются на подмостках. Принципом существования Вахтанговского театра со времен его основателя было стремление приподнимать зрителя над суетой и сиюминутными проблемами, приобщая к вечности, к решению важнейших вопросов бытия, одновременно даря ни с чем не сравнимую радость наблюдать преображение повседневности средствами искусства, осознать могущество человека, умеющего силой таланта и искренностью чувств подниматься до понимания истинной ценности бытия.

Сегодня нам кажется вполне логичным поступательное развитие театра, а 100 лет назад решалась судьба любимого детища Вахтангова. Через полгода после открытия триумфальная «Принцесса Турандот» закрепила успех Студии, но... Ранняя трагическая смерть основателя - гениального режиссера Евгения Вахтангова поставила вопрос о самом существовании нового коллектива, поскольку формально Студия была частью Художественного театра, с 1920 года стала 3-й Студией МХТ. Девять лет Вахтангов создавал театр: с 1913 года, момента встречи с молодыми энтузиастами, попросившими его возглавить новую студию, до 1922. Сам театр просуществовал при нем всего полгода, до времени кончины Евгения Богратионовича. Но верные ученики не дали разрушить свой дом. Выдержали противостояние, не поддались уговорам Вл.И. Немировича-Данченко, не верящего в жизнеспособность коллектива, оставшегося без вожака. Владимир Иванович предлагал Студии «влиться» в состав Художественного театра. Произошел раскол: часть вместе с составом школы перешла в Художественный театр, часть решила отказаться от лестного предложения и продолжать дело Вахтангова. Студийцы, готовые отстаивать свой театр, сплотились, им помог нарком просвещения А.В. Луначарский, ведавший театрами. В 1926 году Студия стала Театром имени Вахтангова. Немалую роль сыграл в этом и режиссер, соратник Вахтангова по 1-й Студии МХТ, Алексей Дмитриевич Попов. Именно он с помощью молодых советских литераторов наполнил спектакли вахтанговцев живым дыханием времени. Настоящим прорывом стала его постановка повести Л.Н. Сейфуллиной «Виринея» - один из первых московских спектаклей о революции, о человеке новой эпохи. Благодаря его спектаклям театр уверенно выдвинулся в лидеры театральной Москвы и подтвердил свое право на самостоятельное существование.

В 1936 году, к 15-й годовщине создания театра, К.С. Станиславский прислал коллективу поздравительное письмо, где были важные слова: «После смерти дорогого вашего учителя Е.Б. Вахтангова вы не разбрелись в разные стороны, а, напротив, крепко сплотились и создали дружный коллектив, управляемый на основе театральной дисциплины и этики, внушенных вам вашим учителем. Это ваша большая заслуга, которую мы все высоко ценим. Это ваша большая победа».

В предвоенные годы укрепилась слава Вахтанговского как одного из самых заметных театральных коллективов страны. Великая Отечественная война стала временем тяжелейших испытаний для театра. В июле 1941 года единственный театр в Москве - Вахтанговский - был разрушен прямым попаданием авиабомбы, помещение превратилось в руины, погибли известный актер В.В. Куза, актер Н. Чистяков, курьер П. Ланцов. Не вернулись с фронта 44 артиста и служащих театра, ушедших в действующую армию. Война оборвала и жизнь спектаклей «Дон Кихот» и «Маскарад», поставленных накануне войны, исчезнувших из репертуара, практически не начав своей творческой жизни.

Героический путь прошел Фронтовой филиал театра по дорогам войны, дав в период с 1942 по 1945 гг. 1650 представлений. Его директором был Исай Спектор, позже занимавший заметное место в руководстве театра, художественным руководителем - актриса А. Орочко, первая Адельма в «Принцессе Турандот», ученица Евг. Вахтангова.

В сложных условиях работал Театр Вахтангова в эвакуации в Омске 22 месяца с октября 1941 по август 1943 гг., выпустив пять спектаклей, среди которых такие значительные, этапные постановки, как «Фронт» и «Сирано де Бержерак». Вернувшись в Москву, театр показывал спектакли в здании в переулке Садовских (ныне Мамоновский переулок, помещение МТЮЗа), там же, на спектакле «Мадемуазель Нитуш» актеры и зрители узнали об окончании войны.

В 1948 году театр вернулся на Арбат, в дом № 26, в восстановленное по проекту архитектора П.В. Абросимова здание, открывшее свои двери на месте пепелища. Первый спектакль там был сыгран в ноябре 1949 года - «Крепость на Волге».

Значителен вклад в формирование Вахтанговского театра Бориса Захавы, который впервые обратился к драматургии М. Горького, а «Егор Булычёв и другие» с Борисом Щукиным в главной роли стал одним из самых значительных горьковских спектаклей в истории не только Вахтанговского, но и советского театра. Несколько спектаклей актера и режиссера Иосифа Рапопорта стали заметными событиями в жизни вахтанговцев. Александра Ремизова свой первый значительный спектакль «Перед заходом солнца», с Освальдом Глазуновым в главной роли, поставила перед войной. Расцвет ее режиссерского дара пришелся на 60-70-е годы. Одна за другой выходят ее яркие, умные, увлекательные, мастерски сделанные работы. «Идиот», «Дамы и гусары», «Миллионерша», «На всякого мудреца довольно простоты», «Насмешливое мое счастье», «Шаги командора»... Александра Ремизова сочетала умение работать с серьезными текстами, постигая автора, и великолепным даром ставить комедии. В ее спектаклях сыграли одни из лучших ролей Юлия Борисова, Владимир Этуш, Василий Лановой, Николай Гриценко, Юрий Яковлев, Николай Плотников, Людмила Максакова.

Спектакли, поставленные Рубеном и Евгением Симоновыми, Александрой Ремизовой восхищали Москву, находили общественное признание. Театр сумел выстоять в самых трудных испытаниях. В конце 80-х - начале тяжелых 90-х удалось сохранить его от раскола, удержать артистов в труппе, не опуститься до уровня низких вкусов, возобладавших в обществе, не опошлиться, не пойти на поводу у сиюминутной сомнительной моды. В эти нелегкие времена Вахтанговский театр сохранил свое достоинство, чтобы снова обрести полное дыхание в конце 2000-х.

... Шли годы. Театр хорошел, осваивал новые пространства. В свое время, в начале 90-х, неувядаемой славой покрыла себя Малая сцена. Там до сих пор стоит роскошный огромный буфет, которому довелось стать сценической площадкой благодаря фантазии режиссера Петра Фоменко, постановщика спектакля «Без вины виноватые».

Сегодня в театре шесть сцен - основная, или историческая (1055 мест), Новая сцена-трансформер на 250 мест и Арт-кафе, готовое принять около 100 человек. В 2017 году бывший Театр имени Рубена Симонова вошел в структуру Вахтанговского театра, стал называться Симоновской сценой, в нем открыли два зала - Камерный (119 мест) и амфитеатр на 117 мест. А рядом, в Малом Николопесковском переулке, в Студии театра (35 мест), тоже идут спектакли. И каждый вечер на всех сценах аншлаг. Посещаемость в театре одна из лучших в столице и в стране - более 96%.

Римас Туминас сумел вдохнуть новую жизнь в эти стены, изменить репертуар, определить вектор движения коллектива. Спектакли метафорические, глубокие, парадоксальные, по-своему продолжают и развивают заветы отца-основателя Евгения Вахтангова. 13 спектаклей, поставленных Римасом Туминасом с 2008 по 2021 год - золотой фонд Театра.

За век существования здесь ставили спектакли многие режиссеры. Среди них - Николай Акимов, чей «Гамлет» с Алексеем Горюновым в титульной роли вызвал много споров, но остался яркой легендой. Или Роберт Стуруа - его «Брестский мир» ознаменовал начало перестроечных процессов в Театре. Польский режиссер Август Ковальчик, Мирослав Белович из Югославии, известный европейский режиссер Сильвиу Пуркарете, Луко ди Фуско (Италия), Йозуа Рёзинг (Германия).

С большим успехом много лет шли спектакли в постановке Сергея Яшина, Адольфа Шапиро, Аркадия Каца, Гария Черняховского, Александра Горбаня, Романа Виктюка. Свой последний спектакль «Бесы» на сцене родного театра, где много лет проработал актером, выпустил мэтр российского и мирового театра Юрий Любимов.

С интересом встречает публика спектакли Владимира Иванова, Владимира Мирзоева, Анжелики Холиной, Юрия Бутусова, Михаила Цитриняка, Александра Коручекова, Уланбека Баялиева, Автандила Варсимашвили, Ольги Субботиной, Натальи Ковалевой, Светланы Земляковой, Анны Горушкиной.

Сегодня в Вахтанговском театре тон задают спектакли, поставленные художественным руководителем театра Римасом Туминасом. Период с 2007 по 2021 стали годами абсолютного расцвета Вахтанговского театра. Приход на пост художественного руководителя режиссера из Литвы Римаса Туминаса, выпускника московского ГИТИСа, ознаменовал начало нового чрезвычайно плодотворного этапа в развитии театра. Каждая работа Туминаса - это покорение еще одной творческой вершины. За последние годы театр неоднократно показывал спектакли во многих регионах России - от Южно-Сахалинска до Калининграда, от Архангельска до Сочи и Владикавказа, в европейских столицах - Париже, Лондоне, Афинах, Вильнюсе, Риге, Таллине, Тбилиси. Был на фестивалях в Германии, Италии. С успехом в течение трех лет подряд проходили гастроли в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско) и в Канаде (Торонто). Театру рукоплескали в Тель-Авиве и Стамбуле. Впервые вахтанговцев увидели в Китае (Пекин) и на Кубе (Гавана).

В 1921 году вахтанговский коллектив насчитывал 45 человек, сегодня в труппе театра - 110 артистов, среди которых - наша звезда, легенда вахтанговской сцены, народная артистка СССР, Герой Социалистического труда Юлия Константиновна Борисова.

100 лет назад, «следуя общим законам студийной этики, ее [студии] участники выполняли любые обязанности, являлись и билетерами, и помрежами, и декораторами, и бутафорами», - вспоминал театральный критик П.А. Марков о том времени. Сегодня в театре трудится 417 человек, из них 307 - художественно-постановочная часть, режиссерское управление, администрация, хозяйственные службы, все те, кто обеспечивает слаженную, четкую работу на сцене, встречает и помогает зрителям, решает множество самых разных финансовых, юридических, инженерных и прочих вопросов. Театр не место службы, а место служения, недаром стаж многих сотрудников измеряется десятилетиями - 40, 50, даже 60 лет преданно трудятся они во славу родного коллектива, ощущая себя частичкой огромного, важного, уникального дела.

В репертуаре Театра Вахтангова 2021 года 52 спектакля. Подготовлены четыре экскурсии - по Новой сцене, Исторической, в мемориальной квартире Вахтангова в Денежном переулке. Спектакль-променад по памятным для Театра местам Москвы.

В 2010 году Римас Туминас пригласил на должность директора Кирилла Игоревича Крока. Опытный театральный работник, прошедший все ступени карьерного роста от монтировщика сцены, заведующего художественно-постановочной частью до директора-распорядителя одного из московских театров и проректора Школы-студии МХАТ. Он стал настоящим помощником и союзником Туминаса, инициатором многих начинаний в непростом деле строительства и развития Театра. Сложно перечислить все проекты, обязанные своим появлением неутомимой энергии Крока: это и завершение строительства Новой сцены, реконструкция Симоновской сцены, появление общежития для молодых актеров, ремонт здания Студии, реставрация Музея-квартиры Евг. Вахтангова в Денежном переулке, повышение финансовой успешности Театра, высокий уровень оплаты труда, безупречное проведение многочисленных гастролей по России и за рубежом, сохранение живой исторической памяти - издание многочисленных мемуаров и театроведческих исследований, возобновление газеты «Вахтанговец». И, конечно, восстановление родового гнезда Е.Б. Вахтангова - Дома во Владикавказе, в котором в 2022 году после масштабной реконструкции откроется Культурный центр.

Сегодня Театр Вахтангова - известный в мире бренд, один из лучших, значительных, художественно состоятельных и финансово успешных театральных коллективов страны.

Театр Вахтангова всегда славился особым братством, был настоящим «театром-домом», «театром-семьей» - и это заслуга тех актеров и сотрудников театра, которые бережно сохраняют традиции, заложенные его основателем 100 лет тому назад!


Фото из архива театра

Фотогалерея