ТОЛЬЯТТИ. Понять самого себя

Выпуск №3-243/2021, В России

ТОЛЬЯТТИ. Понять самого себя

В рамках федерального проекта «Культура малой родины» премьерой спектакля Алексея Доронина «Соло на два голоса» по пьесе самарского драматурга Александра Игнашова «Интимные отношения» Тольяттинский молодежный драматический театр открыл очередной сезон. Обращаясь к публике, директор и художественный руководитель театра, заслуженный артист Самарской области Владимир Коренной подчеркнул, что коллектив считает этот спектакль драматической притчей о настоящей любви, которой в нашей жизни, к сожалению, практически уже нет. К слову, в музыке не существует такого явления ‒ соло на два голоса. Столь же ирреальна и встреча главного героя с самим собой, возвращение в прошлое, в любовь, которая, несмотря на прожитые годы, не отпускает.

Пьеса Александра Игнашова - тонкое лирическое произведение, наполненное пылкой искренностью, нежностью пауз и недосказанности. Спустя годы память вновь и вновь возрождает перед главным героем картины минувшего: случайную встречу и любовь с первого взгляда, восхитительную дрожь объятий и первого поцелуя, ссоры с родителями и болезненное отдаление от них, трудности самостоятельной жизни, страх неизвестности и осознание собственного бессилия перед болезнью и смертью любимой, горечь отчаяния. Герой продолжает жить, но словно и не живет; его душа пуста, а сердце молчит. Он так и не смог принять жизнь во всей ее полноте, так и не нашел своего места в ней. Ему, как и каждому из нас, важно разобраться в себе, поговорить с самим собой, ‒ не для того, чтобы оправдаться или покаяться, а чтобы вернуться к себе прежнему, искреннему и по-человечески настоящему.

Режиссер Алексей Доронин тонко прочувствовал универсальную составляющую сюжета: почти у всех в жизни случалось то, что хотелось бы исправить, подари судьба второй шанс. Кого-то вовремя недослушали, смолчали о важном, что-то недоделали, с кем-то потеряли взаимопонимание. Постановщик, сместив некоторые авторские акценты, превратил пьесу о нежности и хрупкости любви в драматическую притчу (так обозначен на афише жанр спектакля), а точнее ‒ совместил притчу с мелодрамой (в самом высоком смысле этих понятий). В чем-то эта жанровая трансформация лишила пьесу смысловой объемности, сделала ее сценическую интерпретацию более прямолинейной и потому громче отзывающейся в сердцах зрителей. Два часа публика смотрит спектакль, буквально затаив дыхание.

Несомненная удача постановки в том, что герой погружается в воспоминания через работу с пространством. Художник-постановщик Людмила Доронина создала сценическое оформление, усиливающее благодаря насыщенной цветовой гамме эмоциональное воздействие спектакля. Поначалу перед нами вполне бытово заявленная комната, одна из дверей которой, а затем и дверцы шкафа, станут своего рода порталами во времени. Дальнейшие воспоминания главного героя сломают визуальные границы, стены распахнутся, и на втором плане возникнет пространство прошлой жизни. Голоса из того времени будут доноситься отнюдь не механически, постепенно становясь все ближе и реалистичнее (хочется отметить профессионализм звукорежиссера спектакля, обеспечившего необходимый эффект). Третий, самый дальний план сцены, отдан родителям. Стремление быть услышанной собственным сыном заставляет Мать (прекрасная, объемная работа Елены Никитиной) переходить на крик, но это лишь увеличивает пропасть между ними, приближая окончательный разрыв отношений.

Актерские работы в этом спектакле вызывают особое уважение: все они психологически проработаны и наполнены тонкой нюансировкой. А какие здесь насыщенные чувствами паузы! Юноша (Вячеслав Кузнецов) импульсивен и нерешителен одновременно. Он еще не успел повзрослеть, а жизнь требует от него серьезных действий. Артист хорошо передает и молодецкую браваду своего героя, и его смятение при встрече с самим собой в будущем. Юноша хочет услышать от себя «другого», прожившего пару десятилетий, ответы на волнующие его вопросы ‒ и так же, как и Мужчина, не получает их.

В первые минуты Девушка (Татьяна Карнаухова) кажется несколько манерной, изнеженной, но за этим ощущается ее ранимость, чуть позже - стойкость и сила характера. Остается надеяться, что эта роль ‒ первая роль студентки кафедры актерского мастерства Волжского университета имени В.Н. Татищева ‒ станет стартом ее успешной артистической карьеры. Александр Матянин в образе Мужчины предстал опытным актером, способным удержать внимание публики достоверностью внутренних переживаний. К сожалению, иногда артист позволяет себе абстрагироваться от происходящего, заняв положение стороннего наблюдателя. Когда сюжет реализован сквозь призму восприятия главного героя, от актера требуется предельная концентрация.

Не во всем Отец Андрея Лактюхова соответствует образу одного из самых преуспевающих в нашей стране бизнесменов. Увлекшись образом а-ля 90-е годы, режиссер и актер едва не прошли в этом персонаже мимо главного: Отец не просто предприниматель, общественный деятель и политик, он - человек с собственными принципами и убеждениями. И готов идти до конца. По этой причине оказывается в тюрьме. Надолго запоминается его монолог о коррупции как одной из составляющих частей нашей государственной политической системы.

Увлеченно, без нарочитого комикования сыграна Владимиром Хохловым роль Друга. Его первое появление с песней «Постой, паровоз» резко диссонирует с утонченным музыкальным лиризмом интимных отношений главных героев. Однако именно Друг находит в себе силы признать существование сильных чувств, поддержать Девушку, скрасив своим присутствием ее одиночество. Отдельных комплиментов заслуживает режиссер Тольяттинского молодежного драматического театра Дмитрий Квашко в роли Отчима. Он не просто естествен и выразителен, он эпически масштабен в полном отчаянии и горечи монологе, ставшем одной из эмоциональных вершин этого спектакля.

Ангел Алексея Клименко, в соответствии с текстом пьесы отказывающийся от традиционного звания «хранитель», ненавязчив в эмпатии к главному герою. Поначалу, словно наперед угадывая все вопросы, он не слушает Мужчину, отвечает, не дожидаясь окончаний фраз собеседника. Это скорее не диалог, а рассредоточенный внутренний монолог, складывающийся из отдельных реплик: «Здесь проблемы со связью. И с Интернетом тоже. А в остальном ‒ настоящий рай! Люди вечно о чем-то говорят... Время перемен, а город спит!..» В каждом из этих слов, между ними - воздух, пространство, весомое, значимое. Осознание ошибок юности облегчает душу. Актер прекрасно переключается с исполнения роли Ангела на роль Доктора и обратно. По замыслу Александра Игнашова, один актер играет трех персонажей ‒ Ангела, Доктора и Отчима, что насыщает текст библейскими ассоциациями, однако режиссер ушел от этой темы. Вместе с драматургом, ни на минуту не заигрывая с публикой, он сумел в обобщенных образах Мужчины, Юноши, Отца, Матери, Девушки, Друга, Отчима, Доктора уйти от стереотипности и типажности к обобщениям на уровне философских категорий.

В этом многоплановом спектакле нет отдельно взятого главного действующего лица. В чьем-то сердце отзовется образ Девушки, кто-то узнает себя в Мужчине или Юноше, кто-то задумается о судьбе собственных родителей. Зал вздыхает, услышав, что все мы в душе немного ангелы. Внешне ничем не отличающийся от обычного горожанина, Ангел и «запускает» сюжет, и «контролирует» его. Именно он обращается к зрителям с заключительными словами спектакля: «Если что ‒ вот они, крылья. Не самые красивые, но надежные. Дарю. Летайте, если сможете, люди!»

Алексей Доронин не ставит на этом точку, сочиняя несколько спорный второй финал, в котором Юноша, ранее с презрением избегавший Отчима Девушки, звонит ему, и утраченная человеческая связь поколений нарочито наглядно восстанавливается. Используя и в первом, и во втором действии спектакля флешбэки, режиссер ускоряет уже отыгранный событийный ряд до скорости промотанной назад кинопленки. В этом движении персонажей вперед-назад, точно в «дне сурка» жизнь теряет свою суть. Но, использованный дважды, этот прием не становится ярче.

Безусловным художественным достоинством спектакля стала его атмосфера, романтическая тональность, определяемая в первую очередь талантливо подобранным режиссером музыкальным сопровождением. Жаль только, что композиторы - авторы звучащих в спектакле произведений, не указаны ни в программке, ни на афише, ни на сайте театра. Музыка пронизывает весь спектакль, являясь не только фоном, но и характеристикой внутреннего мира героев, и контрапунктом к действию. Недаром возлюбленная главного героя Девушка играет на клавесине, Ангел ‒ немного глуховат, а главный герой, по его же словам, ничего не понимает в музыке. Неслучайно драматург прямо указывает произведение, которое, вспоминая ушедшую из жизни Девушку, многократно слушают Ангел и Мужчина ‒ Пятый Бранденбургский концерт И.С. Баха. Интуитивно немаловажную роль музыки ощущают и создатели спектакля, размещая на афише и программке фрагмент нотного текста.

Музыка в спектакле лишена своего основного средства выразительности ‒ свободно льющейся мелодии. Музыкальное сопровождение создают отдельные точки-звуки, печальные мотивы «вдоха» и «выдоха», нагнетающие эмоциональное состояние многократно повторяющиеся фразы и резко вторгающиеся диссонансы, ритм, отражающий биение взволнованного сердца, плавно перетекающие друг в друга щемящие душу гармонии... Кажется, мелодия любви где-то рядом, начнется вот-вот, ее предчувствие сладостно, а ожидание томительно. Так аллегорически реализуется одна из важнейших идей спектакля: как музыка нуждается в мелодическом наполнении, так и любовь придает смысл жизни. Действие захватывает с первой сцены и не отпускает во многом благодаря этой сквозной музыкальной идее.

Алексей Доронин своим спектаклем не только дает повод задуматься о смысле жизни, но и побуждает к действию. Наша нравственная разобщенность достигла критической точки. Сегодня как никогда ощущается потребность жить в ладу со своей совестью, что называется, дышать полной грудью. «Каждое утро я просыпаюсь с надеждой, что мир вокруг меня перевернулся, что-то изменилось, - говорит Мужчина. - Но ничего не происходит! Я живу на автопилоте. Если бы меня убивала депрессия - так нет! Во мне, не знаю даже как сказать, пустота! Почему я всегда живу так, словно буду жить потом, позже, вечно? Кто лишил нас воли? Где наш ветер перемен?..»

Театр призывает нас быть смелее и честнее в отношениях, не откладывать жизнь на потом, которого может и не быть. После премьеры Александр Игнашов сказал: «Театр интересен тем, что играет не только текст, но смыслы, которые находит за текстом», ‒ и оказался прав.

 

Фото из архива Тольяттинского молодежного драматического театра

Фотогалерея